Найти в Дзене
НПК АВТОПРИБОР

🚗 Новые правила техобслуживания и ремонта авто: что изменилось с 1 сентября 2025

В 2024 году россияне потратили на автосервис около 1 трлн рублей. При этом цены на услуги СТО за последние годы росли в среднем на 15–25% в год из‑за инфляции и удорожания запчастей, а количество визитов в сервисы увеличилось из‑за старения автопарка. Жалобы на качество ремонта, навязанные услуги и непрозрачные сметы остаются одной из главных тем обращений потребителей в Роспотребнадзор и суды. С 1 сентября 2025 вступили в силу новые Правила техобслуживания и ремонта, утвержденные постановлением №780, которые полностью заменили постановление №290 от 2001 года. Главное изменение — легализация цифровых каналов. Теперь договор можно заключить через сайт, приложение или личный кабинет. Переписка с менеджером, скриншоты условий, фото автомобиля в приемо-сдаточном акте и история согласования допработ становятся надежными доказательствами в суде — это надежнее бумажного заказ-наряда, который легко потерять или оспорить. Приемо-сдаточный акт стал гибче: фото кузова, салона и комплектность можн
Оглавление
Фото freepik
Фото freepik

В 2024 году россияне потратили на автосервис около 1 трлн рублей. При этом цены на услуги СТО за последние годы росли в среднем на 15–25% в год из‑за инфляции и удорожания запчастей, а количество визитов в сервисы увеличилось из‑за старения автопарка.

Жалобы на качество ремонта, навязанные услуги и непрозрачные сметы остаются одной из главных тем обращений потребителей в Роспотребнадзор и суды. С 1 сентября 2025 вступили в силу новые Правила техобслуживания и ремонта, утвержденные постановлением №780, которые полностью заменили постановление №290 от 2001 года.

Цифровизация договоров и документов

Главное изменение — легализация цифровых каналов. Теперь договор можно заключить через сайт, приложение или личный кабинет. Переписка с менеджером, скриншоты условий, фото автомобиля в приемо-сдаточном акте и история согласования допработ становятся надежными доказательствами в суде — это надежнее бумажного заказ-наряда, который легко потерять или оспорить.

Приемо-сдаточный акт стал гибче: фото кузова, салона и комплектность можно включить прямо в договор или его электронное приложение. Для шиномонтажей и экспресс-сервисов упростили оформление — достаточно чека или талона при работах в присутствии клиента.

Техрегламенты вместо ГОСТов

Акцент сместился с ГОСТов и сертификатов на акты техрегулирования РФ (ФЗ «О техническом регулировании» + ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных ТС» и др. регламенты ЕАЭС). Сервис отвечает за безопасность установленных запчастей даже если они предоставлены клиентом (п.9 №780): в договоре фиксируют наименование деталей и наличие подтверждения соответствия требованиям, если оно обязательно.

Производители новых деталей, подпадающих под обязательную оценку соответствия (по списку в Приложении №4 ТР ТС 018/2011, включая тормоза, рулевое управление и ремни безопасности), обязаны наносить единый знак ЕАС непосредственно на изделие (если технически возможно), на ярлык, упаковку или в сопроводительную документацию, а также предоставлять инструкцию по установке и эксплуатации и сертификат или декларацию соответствия с протоколом испытаний — это прямое требование техрегламентов ЕАЭС, обязательных в РФ.

Гарантии и ответственность: меньше текста, та же суть

СТО по-прежнему отвечает за ненадлежащее исполнение договора (п.28), качество своих запчастей как продавец (п.29), полное возмещение убытков сверх неустойки (п.30) и вред жизни/здоровью/имуществу (п.32). Экспертиза при споре организуется и оплачивается сервисом, если вина их. Но если раньше это занимало 15+ пунктов с формулой неустойки 3% в день, то теперь сжато в 5 пунктов с отсылкой к Закону о защите прав потребителей.

Стоит отдельно подчеркнуть еще один момент в новых Правилах, связанный с безопасностью. Если в ходе ремонта сервис выявляет неисправности, которые влияют на безопасность движения, он больше не может просто «попутно» что‑то доделать или, наоборот, закрыть глаза на проблему. Исполнитель обязан немедленно предупредить владельца и приостановить работы до получения его указаний, а не продолжать ремонт в штатном режиме.

При наличии в договоре условий о платном хранении после определенной даты это оборачивается для владельца задержкой выдачи машины и дополнительными расходами за стоянку, формально — по его же инициативе, поскольку он не дал вовремя указаний по устранению опасного дефекта.

Практический кейс

Клиент пригоняет Kia Rio после ДТП с поврежденным правым крылом и фарой. В сервисе диагностируют: замена обоих элементов обязательна. Клиент привозит б/у оригинальную фару (заводской E‑код на корпусе) и б/у крыло (штамп производителя, но цвет отличается от кузова). Работы по замене фары и крыла, плюс шлифовка и покраска крыла под цвет, сразу прописывают в договоре-наряде.
На этапе осмотра СТО фиксирует, что фара имеет заводскую маркировку, крыло — оригинальный штамп, а речь идет именно о б/у кузовной детали, на которую обязательная оценка соответствия по ТР ТС 018/2011 не распространяется. В заказ-наряде отдельно указывают, что это запчасти заказчика, документов оценки соответствия нет, по крылу согласована покраска под цвет кузова как отдельная услуга.​
Далее сервис письменно предупреждает клиента, что б/у детали не проходили испытаний по техрегламентам, описывает риски (для фары — возможное снижение светового потока из‑за износа, для крыла — скрытая коррозия или остаточные деформации) и предлагает подтвердить согласие формулировкой «риски принял». После согласия работы выполняются: фару устанавливают «как есть», крыло подготавливают и окрашивают, а если клиент игнорирует уведомления и не дает указаний, СТО вправе приостановить работы и начислять платное хранение в рамках договора.
При этом ситуация принципиально меняется, если вместо крыла необходимо установить новый тормозной диск, например. Тормозной диск входит в перечень продукции Приложения №4 ТР ТС 018/2011, поэтому сервис обязан потребовать сертификат или декларацию, подтверждающие соответствие, и не имеет права «просто поставить» такую деталь. В этой ситуации СТО должно приостановить работы, предупредить о нарушении требований техрегламента и либо получить надлежащие документы, либо отказать в установке детали, даже если клиент настаивает. Иначе при ДТП ответственность за использование «серой» либо неидентифицированной по ЕАС запчасти может лечь на сервис.
Фото freepik
Фото freepik

Практические выводы

Рекомендации для автовладельцев: сохраняйте электронные договоры, фото и переписку. При споре ссылайтесь на №780 + статьи Закона о ЗПП.

Рекомендации для СТО: обновите шаблоны договоров, внедрите фотофиксацию и цифровые кабинеты, обучите приемщиков новым требованиям.

Новые Правила усложняют претензии для новичков, но дают современные цифровые инструменты защиты. Сервисы могут проявлять больше гибкости, но при этом увеличивается их ответственность.