Бертольдо, Бертольдино и… Ка**шка / Bertoldo, Bertoldino e... Cacasenno. Италия, 1984. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Сузо Чекки Д'Амико, Пьеро Де Бернарди, Марио Моничелли. Актеры: Уго Тоньяцци, Лелло Арена, Маурицио Никетти, Альберто Сорди, Аннабелла Скьявоне и др. Комедия. Премьера: 22.12.1984. Прокат в Италии: 0,3 млн. зрителей.
Еще одна костюмная комедия Марио Моничелли на сей раз рассказывает о персонаже, которому удалось обхитрить короля…
В год премьеры этой комедии в Италии рецензент Segnalazioni Cinematografiche, на мой взгляд, справедливо писал, что «это непритязательная работа, посредственно выполненная» (Segnalazioni Cinematografiche. 1984).
Уже в XXI веке кинокритик Лоренцо Чиофани считает, что «Бертольдо…» — «неплохой фильм; это всё ещё фильм Марио Моничелли… Однако он нелёгкий: всё кажется немного натянутым… Сильные стороны: живая музыка Николы Пиовани и уместная реконструкция эпохи. И наконец, актёры: лучший — Альберто Сорди, которому мудро придали присутствие, которое в противном случае было бы чрезмерно навязчивым (в ущерб превосходному Уго Тоньяцци). Фра Чиполла, которого играет Сорди, — очередной шарлатан, посвятивший себя искусству сводить концы с концами, что слишком типично для Италии. Вторая половина фильма лучше первой» (Ciofani, 2014).
Увы, мне этот фильм, пусть даже и с превосходными актерами, показался полной неудачей Марио Моничелли. Комедия получилась на деле скучной, грубой, лишенной подлинного юмора…
Киновед Александр Федоров
Две жизни Маттиа Паскаля / Le Due vite di Mattia Pascal / La double vie de Mathias Pascal / Die zwei Leben des Mattia Pascal. Италия-Франция-ФРГ-Швейцария-Испания, 1985. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Сюзо Чекки Д'Амико, Эннио Де Кончини, Марио Моничелли, Аманцио Тодини (по роману Луиджи Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль»). Актеры: Марчелло Мастроянни, Сента Бергер, Флавио Буччи, Лаура Моранте, Лаура дель Соль, Каролин Берг, Андреа Ферреоль, Бернар Блие и др. Комедия. Премьера: 30.08.1985.
Библиотекарь Маттиа Паскаль (Марчелло Мастроянни), устав от скуки провинции, бежит в Монте-Карло, и там выигрывает в рулетку кучу денег…
Кинокритик Лоренцо Чиофани полагает, что эта картина Марио Моничелли «предстаёт как некий гибрид: Пиранделло, пропущенный через фильтр итальянской комедии, но без иронии первого и язвительной сатиры второго. Маттиа Паскаль, которого Мастроянни играет с честностью, предстаёт скромным авантюристом, ведущим двойную жизнь… Человеком, пытающимся совершить «переворот», … но всегда готовый переложить цену своих поражений на других, истинный обыватель мелкобуржуазной провинции… Перенеся действие из начала XX века в современную эпоху 1980-х годов, фильм, по сути, страдает от отсутствия подлинного голоса, выходящего за рамки идеи временного сдвига, что, тем не менее, кажется неприятным. … Результатом стала длинная, слабая работа, полная сдержанного мастерства и ленивого рвения, подтверждающая кризис вдохновения» (Ciofani, 2016).
«Две жизни Маттиа Паскаля» не попали в советский кинопрокат, однако киновед Георгий Богемский (1920-1995) писал об этой картине как о выдающемся произведении:
«Роман «Покойный Маттиа Паскаль», принесший Пиранделло широкую славу, написан в 1904 году. Развивая в нем свою излюбленную тематику — лицо и маска, раздвоение личности, действительность и иллюзия, Пиранделло впервые показал драму отчуждения человека как главную драматическую коллизию своего времени. … Авторы [экранизации] решили отказаться от модного «ретро» и смело перенесли действие в наши дни, тем более что не только проблематика, но и сам образ главного героя, оказывается, ничуть не устарели. Мастроянни тщательно, не спеша лепит этот образ, очень неоднозначный, противоречивый. … Моничелли — мастер комедии — акцентировал в фильме гротесковые, сатирические, иронические мотивы романа, изменил некоторые ситуации, но социальная и философская суть произведения — психологический феномен роковой несвободы современного человека в буржуазном обществе, драма отчуждения личности — не только полностью сохранилась, но даже заиграла новыми красками, стала еще более впечатляющей. И в этом немалая заслуга Мастроянни, воплотившего одного из первых персонажей-масок Пиранделло. Внешний рисунок роли узнаваем — он сразу напоминает барона Фефе из фильма Пьетро Джерми «Развод по-итальянски». Та же смесь простодушного коварства, наивного цинизма, легкомыслия и вместе с тем — что скрывать? — несомненной привлекательности, обаяния.
Какое же из качеств главное в этом неопределенном «человеке без качеств», в этом хамелеоне, притворщике? Решительно ли он антипатичен или все-таки способен внушать некоторую симпатию и сочувствие? … Авторы определяют этот персонаж одним словом: «эгоист». … Действительно, в Паскале-Мастроянни узнаваемы и черты, некогда высмеянные Феллини в фильме «Маменькины сынки» — это такой же великовозрастный оболтус, бездельник, сидящий на шее у женщин. От Мастроянни потребовалось все его мастерство, весь огромный опыт, чтобы передать несомненно отталкивающие черты и одновременно какую-то притягательность его героя. С виду сонный, прячущий под напускным простодушием хитрую расчетливость, иронию и презрение к окружающим, отвратительный притворщик и обаятельный донжуан, Паскаль-Мастроянни — пример проникновения не только в образ, но в саму ткань экранизируемого произведения» (Богемский, 1989).
Марио Моничелли смонтировал два варианта «Двух жизней Маттиа Паскаля» — для телевидения и для кинопроката. Телевизионный формат позволил режиссеру и исполнителю главной роли не спешить с развитием повествования, сконцентрироваться на деталях, бытовых подробностях, на довольно длинных монологах и диалогах. Картина явно рассчитана на неторопливого, вдумчивого зрителя, которой знаком с литературным первоисточником и хочет сравнить его с довольно вольной экранизацией. Актерское мастерство Марчелло Мастроянни (1924-1996) – как всегда – заслуживает всяческих похвал…
Киновед Александр Федоров