При ОКР страх часто направлен не наружу, а внутрь. Не «мир опасен», а «со мной что-то не так».
Мысль возникает внезапно. Иногда резкая, иногда нелепая. И почти сразу появляется чувство ужаса.
Не из-за самой мысли. А из-за активации механизма выживания, который запускает страх
И здесь важно понять механизм, иначе страх все время только усиливается.
При ОКР мозг путает мысль и угрозу. Так как наш мозг не отличает реальной угрозы от мысли. Он может напугаться самой мысли или какого-то состояния точно также как и реальной угрозы и в будущем будет реагировать одинаково и на угрозу и на мысль.
Например мой пациент боялся заболеть шизофренией и боролся с музыкой которая играет в голове, потому что для него это было признаком шизофрении.
Другой пациент постоянно думал о том, что он кому нибудь разобьет нос, потому что для него это было бы подтверждением того, что он какой-то псих больной, плохой аморальный, а он боялся этого.
Эти мысли часто связаны со страхами человека, и они исходят из системы перепроверки. То есть человек проверяет себя, например, а сделает он это или не сделает или боится он этих мыслей или не боится.
И у этих мыслей есть научное объяснение.
Существует такая часть в мозге как контролер - это функция, которая накидывает самые страшные сценарии связанные с опасностью, и если вы зададите себе вопрос на ваши "вторгающиеся" мысли если я это сделаю является ли это самым страшным в этой ситуации, то ваш ответ будет да и это и есть подтверждение тому, что это сработала именно функция контролера, потому что принцип ее работы придумать самое страшное чтобы избежать этого самого страшного.
Другими словами человек думает о плохом, чтобы не допустить этого сценария и поискать вновь решение для того, чтобы решить эту задачу.
И сами перепроверки не заканчиваются, не потому что ОКР не лечится, а потому что есть скрытые механизмы, о которых человек не знает, это убеждения и дезадаптивные схемы, которые формировались у него на протяжении жизни
У меня была пациентка — врач. ОКР у неё длился около 17 лет.
Навязчивые мысли были связаны с причинением вреда.
Она боялась себя, прятала ножи и, жила в постоянном напряжении особенно рядом с ребенком, потому что она также боялась задушить ребенка.
Тревога была с утра до вечера. Она себя довела на столько, что любая ее мысль вызывала активацию контролера.
Она бесконечно анализировала себя, пытаясь убедиться, что «она нормальная». Но у нее этого не выходило.
И именно это поддерживало ОКР. Не мысли. А постоянное желание доказать себе что с ней все в порядке, что она этого не сделает.
Мы начали с понимания механизма тревожного механизма. Не с доказательств, что она «хорошая».
И с тренировок практик, чтоб она училась выходить из этого диалога и распознавать мысли контролера и отказывала себе в проверках.
Когда возникала пугающая мысль, она переставала её анализировать. просто называя ее названием. И оставляла без внимания. То есть она училась наблюдать за мышлением и замечать моменты когда приходят ее мысли связанные с вредом и по специальной методике обучалась не вовлекаться
Она не убеждала себя.
Не спорила.
А просто наблюдала. И называла.
Постепенно мозг перестал получать сигнал, что мысль требует немедленного контроля. Тревога стала ослабевать. И она начала чувствовать, что может отказать себе в этом, что она может контролировать это, но не путем напряжения и сдерживания мысли, а через практику наблюдения и невовлечения.
Если говорить простыми словами, то она отучала себя от привычки постоянно проверять себя на наличие угрозы. Но делала это не через борьбу, а через правильные инструменты.
Если вы узнали себя, попробуйте в следующий раз не оценивать мысль. Не искать в ней смысл.
А просто назвать ее например это мой ритуал включился и оставить проблему без решения.
С этого и начинается возвращение доверия к себе.
В лечении окр, если специалист не теоретик, а сам например проходил через это, часто используют метод деффри шварца 4 шага, это пожалуй самый эффективный и научно доказанный метод на сегодняшний день по работе с окр.
В нашей группе вы найдете информацию о том, как правильно выполнять эту практику, о работе контролера и много полезной информации о работе тревожных расстройств.