Найти в Дзене

"Скучно, сложно и гениально". Почему я трижды бросала "Дюну", а теперь считаю её лучшей фантастикой в истории?

Давайте будем честны: "Дюна" Фрэнка Герберта - это не та книга, с которой у вас случится любовь с первой страницы. Это не "Гарри Поттер", где магия начинается сразу за порогом, и не "Звездные войны" с их понятным разделением на Свет и Тьму. ​Первые 100 страниц "Дюны" - это боль. Это тест на прочность. Вы тонете в терминах: Квисатц Хадерах, Бене Гессерит, Гом Джаббар, ментаты, сукк-доктора... Автор не дает сносок, не объясняет правила игры. Он просто бросает вас посреди пустыни и говорит: «Выживай ​Я сама начинала читать "Дюну" трижды. В 15 лет я закрыла её, потому что было "слишком сухо". В 20 - потому что "слишком много политики". И только в 30, уже будучи опытным книжным блогером, я продралась через вступление... и пропала. Этот мир поглотил меня без остатка. ​Сегодня, когда экранизация Дени Вильнева снова подняла волну хайпа, я хочу разобрать первую книгу цикла. Рассказать, почему этот "кирпич" стоит каждой потраченной минуты и почему это вообще не научная фантастика в привычном пон
Оглавление

Давайте будем честны: "Дюна" Фрэнка Герберта - это не та книга, с которой у вас случится любовь с первой страницы. Это не "Гарри Поттер", где магия начинается сразу за порогом, и не "Звездные войны" с их понятным разделением на Свет и Тьму.

​Первые 100 страниц "Дюны" - это боль. Это тест на прочность.

Вы тонете в терминах: Квисатц Хадерах, Бене Гессерит, Гом Джаббар, ментаты, сукк-доктора... Автор не дает сносок, не объясняет правила игры. Он просто бросает вас посреди пустыни и говорит: «Выживай

Я сама начинала читать "Дюну" трижды. В 15 лет я закрыла её, потому что было "слишком сухо". В 20 - потому что "слишком много политики". И только в 30, уже будучи опытным книжным блогером, я продралась через вступление... и пропала. Этот мир поглотил меня без остатка.

​Сегодня, когда экранизация Дени Вильнева снова подняла волну хайпа, я хочу разобрать первую книгу цикла. Рассказать, почему этот "кирпич" стоит каждой потраченной минуты и почему это вообще не научная фантастика в привычном понимании.

О чем это на самом деле? (Если убрать червей)

​Если вы думаете, что "Дюна" - это книга про гигантских червей и парня, который стал избранным, вы видите только верхушку айсберга.

​Представьте себе далекое будущее. Компьютеры и искусственный интеллект запрещены под страхом смерти (после древней войны, названной Батлерианским Джихадом). Человечество вернулось к феодализму. Галактикой правит Император, а Великие Дома делят власть, плетут интриги и заключают браки по расчету.

​В центре сюжета - планета Арракис (Дюна). Это адское место: бескрайняя пустыня, где вода - самая твердая валюта, а гигантские черви пожирают все, что издает ритмичные звуки.

Но Арракис - самая важная точка во Вселенной. Только здесь добывают Спайс (Пряность). Вещество, которое продлевает жизнь и, главное, позволяет навигаторам сворачивать пространство для межзвездных перелетов. Без Спайса Империя рухнет.

​Герцог Лето Атрейдес получает приказ Императора: забрать Арракис у своих заклятых врагов Харконненов и наладить добычу. Герцог понимает: это ловушка. Его отправляют на убой. Но он летит, беря с собой наложницу Джессику и сына Пола.

​Это не космоопера. Это политический триллер уровня "Игры Престолов", только написанный за 30 лет до Джорджа Мартина.

​Три кита, на которых стоит величие Герберта

​Почему же эту книгу называют "Библией фантастики"? Есть три слоя, которые делают её гениальной.

​1. Экология как религия

​Герберт был одержим экологией еще до того, как это стало мейнстримом. Арракис в книге - это живой организм, который умеет способность дышать.

Читая "Дюну", я очень часто начинала ощущать жажду. Вы начинаете идти за стаканом воды, так как автор описывает уж очень жаркое палящее солнце и ценность того, чтобы в нашем организме была вода и из-за этого вы тянетесь к воде.

​Культура фрименов (коренных жителей) построена на жесточайшей дисциплине воды.

​"Плоть человека - его собственность, но вода в теле принадлежит племени". Слезы по умершему здесь - это величайший дар, "вода, отданная мертвым". Плевки - знак глубокого уважения (вы делитесь влагой!). Герберт создал настолько детальную экосистему, что в нее безоговорочно веришь.

-2

2. Интеллектуальное фехтование

В мире Дюны нет никаких перестрелков из огнестрельного оружия, т.к. щиты делают оружие бессполезным, поэтому вся борьба происходит на нажах, но главнее всего то, как атакуют персонажи друг друга, говоря с друг с другом, то есть в диалогах Щиты делают огнестрельное оружие бесполезным, поэтому все дерутся на ножах. Но главные битвы происходят в диалогах.

​Герои Герберта обладают сверхчеловеческим восприятием. Они видят микровыражения лица, слышат ложь в интонациях, анализируют пульс собеседника.

Читая диалоги (особенно знаменитую сцену обеда), вы видите три уровня текста:

  • ​Что герой говорит.
  • ​Что он думает на самом деле.
  • ​Как он анализирует реакцию собеседника. Это невероятно увлекательно - следить за этой шахматной партией умов.

​3. Ловушка Избранного (Главный посыл)

​Обычно в книгах мы болеем за героя. Пол Атрейдес - молодой, красивый, талантливый. Он - Мессия, которого ждали веками. Мы хотим, чтобы он победил врагов и стал Императором.

​Но Фрэнк Герберт расставил нам ловушку. "Дюна" - это предостережение.

Книга кричит нам: "Бойтесь харизматичных лидеров! Бойтесь героев, за которыми идут толпы!".

Пол видит будущее, и оно его ужасает. Он знает, что если он примет свою судьбу и станет пророком, это приведет к Священной Войне (Джихаду), в которой погибнут миллиарды. Всю книгу он пытается избежать своей судьбы, но обстоятельства (и жажда мести) толкают его вперед. Это трагедия, а не героический эпос.

​Гайд по выживанию: как прочитать и не бросить?

​Если я вас убедила, и вы решили взяться за книгу, вот вам несколько советов от "бывалого":

​Не лезьте в словарь каждые 5 минут. Герберт использует метод "холодного погружения". Он намеренно сыплет терминами. Смиритесь. Смысл слов "сиетч", "дистикомб" или "крис-нож" станет понятен из контекста через 50 страниц. Просто доверьтесь автору и плывите по течению.

​Обращайте внимание на эпиграфы. Каждая глава начинается с цитаты из вымышленных книг принцессы Ирулан. Не пропускайте их! Это не просто украшение. В них часто содержатся ключи к пониманию сюжета или спойлеры, которые Герберт дает намеренно, чтобы сместить фокус с "что будет?" на "как это случилось?".

​Перетерпите начало. Первая часть книги ("Дюна") - экспозиция. Она медленная. Настоящий драйв, мистика и пустынная магия начинаются во второй и третьей частях ("Муад’Диб" и "Пророк").

​Книга VS Фильм Вильнева: что лучше?

​Дени Вильнев снял визуальный шедевр. Я аплодировала стоя в кинотеатре. Картинка, звук, масштаб - всё идеально.

Но фильм не может передать главного - внутренних монологов.

​В кино Пол выглядит просто задумчивым парнем (спасибо харизме Шаламе). В книге мы находимся у него в голове. Мы видим, как работает его ум ментата (человека-компьютера), как он просчитывает вероятности будущего.

В кино леди Джессика часто выглядит испуганной и эмоциональной. В книге она - ведьма Бене Гессерит, которая контролирует каждую мышцу своего тела и может убить голосом.

​Фильм - это великолепная иллюстрация. Но чтобы понять глубину трагедии дома Атрейдесов и философию этого мира, книгу прочитать необходимо. Экранизация дает форму, но содержание дает только Герберт.

​Кому читать, а кому - пройти мимо?

​Однозначно читать, если:

  1. ​Вы любите сложные политические интриги и "умную" фантастику.
  2. ​Вас не пугает медленное повествование и отсутствие экшена каждые 5 минут.
  3. ​Вам интересны темы религии, экологии и природы власти.
  4. ​Вы хотите понять, откуда "растут ноги" у "Звездных войн" (Лукас очень много позаимствовал у Герберта).

​Лучше не тратить время, если:

  1. ​Вы ищете легкого развлекательного чтива на вечер.
  2. ​Вам нужен классический боевик с бластерами и пришельцами.
  3. ​Вас раздражает, когда автор использует много выдуманных слов и философских отступлений.

​Итог

​"Дюна" - это литературный Эверест. Подниматься на него тяжело: не хватает кислорода, холодно, и хочется повернуть назад. Но вид, который открывается с вершины, меняет ваше сознание навсегда. После Герберта большинство другой фантастики кажется плоской картонной декорацией.

​Я рада, что дала этой книге третий шанс. Теперь она стоит на моей "золотой полке".

​А как у вас отношения с "Дюной"?

Смотрели только фильм или осилили первоисточник? Как вам Тимоти Шаламе в роли Пола - таким вы его представляли, или в книге он жестче?

Давайте обсудим в комментариях, ведь, как говорится: "Страх убивает разум", а обсуждение хорошей книги его пробуждает! 👇