Всем привет гости и подписчики канала "Сравним!"
Сегодня у меня для вас очередной выпуск, в котором я проверю вашу память на знание кино СССР в мельчайших деталях!
Ведь в других моих материалах про советское кино вы достаточно часто пишете, что отгадываете все без особых проблем. Поэтому я придумал подобный вид тестов, где заставляю вас немного "поковыряться" в своей памяти перед ответом!
Вот например, помните ли вы без подсказок, что лижет герой Рыбникова в этом кадре? Пишите свои версии в комментариях к выпуску! Там же, к слову, вы и найдете правильный ответ на этот кадр!
Приятного прохождения!
🎬Первый вопрос
За легкими шутками в этом фильме спрятан почти документальный срез эпохи городских НИИ. История началась с пьесы «Сослуживцы», которую Рязанов и Брагинский написали в 1971 году. Сначала был телеспектакль, прошедший довольно тихо, и только киноверсия превратила сюжет в народный хит.
В 1978 году «Служебный роман» стал лидером проката: его посмотрели около 58 млн человек, то есть почти вся городская страна, живущая по расписанию электричек и планерок.
На столе у Калугиной стоит не просто «какая-то машинка», а терминал Videoton-340 одного из первых компьютеров Восточного блока, который по цене соизмерим с несколькими «нивами». Для советского зрителя того времени это почти фантастика, тихо спрятанная в кабинете строгой начальницы.
Москву в фильме тоже играют не случайные стены. Сцена, где Калугина поливает цветы, снята на крыше дома Нирнзее, связанного с дореволюционной киноисторией.
Герои живут в разных районах не просто так: центр для Самохвалова и Калугиной, Новослободская для Новосельцева, Чертаново для Верочки, Подмосковье для Рыжовой. Это почти карта соцстатуса конца 70-х.
Олег Басилашвили, сыгравший Самохвалова, неожиданно «присутствует» еще и как невидимый муж Верочки по телефону, а заодно едва не лишился гонорара, врезавшись на съемках в киоск, потому что толком не умел водить машину.
Вот в таких мелочах и прячется та самая ностальгия: живые люди за идеально выверенными диалогами.
🎬Второй вопрос
Этот фильм родился не в кабинете, а во дворе реального дома. Сценарист Владимир Гуркин написал пьесу по истории соседей из Черемхово: в основе сюжета подлинная семья Василия и Надежды Кузякиных.
Позже в их родном городе поставили памятник героям фильма, а местный театр получил имя Гуркина, закрепив эту сельскую историю в официальной культурной памяти.
Снимать «сибирскую» деревню по факту поехали в Карелию, в Медвежьегорск, на берег реки Кумсы. Дом, ставший экранным гнездом Кузякиных, долгое время оставался жилым, а голубятню на том же месте восстановили уже в наши дни.
В прокат картина вышла 7 января 1985 года и собрала порядка 44 млн зрителей, став одним из лидеров советского проката середины 80-х.
Цензура картину совсем не обожала: требовали сокращать сцены выпивки, «затянутую» линию с героиней Людмилы Гурченко, даже эпизод с цветами на деревьях предлагали убрать как слишком фантазийный. Меньшов отстаивал фильм строчка за строчкой.
Часть эзотерических монологов Раисы Захаровны так и не прошла в итоговый монтаж.
В итоге получилась редкая для советского кино вещь: деревенская история, где узнаваемая бытовая правда иронично соседствует с почти театральными красками, но под всем этим отчетливо слышно дыхание одной реальной семьи.
🎬Третий вопрос
Фильм начинался как скромный сценарий «Дважды солгавшая», написанный Валентином Черных за 19 дней для конкурса о Москве, а в итоге превратился в картину, которую смотрел даже президент США, чтобы понять «русский характер».
В 1980 году фильм стал лидером советского проката с аудиторией около 90 млн зрителей. Через год «Москва слезам не верит» получила «Оскар» за лучший иностранный фильм.
Режиссер Владимир Меньшов не смог выехать в США и увидел новость о награде в программе «Время» 1 апреля 1981 года, сначала решив, что это чья-то шутка. Статуэтку на церемонии получил культурный атташе посольства СССР.
История получила неожиданное продолжение: перед визитом в СССР Рональд Рейган по совету помощников специально смотрел этот фильм, чтобы лучше почувствовать, чем живет обычная советская семья.
Меньшов потом с видимым удовольствием рассказывал, что его картину буквально «впарили» американскому президенту как краткий курс по России.
Для нашего зрителя ностальгия здесь в другом: в редкой честности портрета Москвы, где общежитие, завод, электричка и директорский кабинет существуют в одном эмоциональном масштабе, без глянца и без снисхождения.
🎬Четвертый вопрос
Традиция смотреть этот фильм на Новый год выросла из очень конкретного телевизионного события. Пьеса «С легким паром, или Однажды в новогоднюю ночь» была написана Рязановым и Брагинским в 1969 году по реальному случаю: знакомый однажды перепутал города после баньки и застолья.
Телепремьера фильма 31 декабря 1975 года собрала у экранов примерно 100 млн зрителей, и уже 7 февраля ленту по просьбам публики повторили.
Снимать «зимнюю сказку» пришлось весной и летом, когда снега в Ленинграде уже не было. Вместо него использовали вату из аптек, пенопласт, меловую крошку и резаную бумагу, а метель создавали ветродуями.
Фильм едва не положили на полку за «пропаганду пьянства», но за Рязанова вступились на самом верху, а Леонид Брежнев публично похвалил картину.
Многие фразы Юрия Яковлева родились как чистая импровизация. Знаменитые реплики про заливную рыбу и «тепленькую пошла» изначально не были прописаны в сценарии, а появились, когда актер действительно столкнулся с невкусной рыбой и неожиданно горячей водой в павильоне.
Отсюда и ощущение живого парадокса: в официальной «новогодней классике» спрятана довольно язвительная сатира по поводу стандартизированного советского быта.
🎬Пятый вопрос
У этой комедии биография почти криминальная. Изначально сценарий назывался «Рецидивисты» и рассказывал о банде мошенников, против которой работал внедренный сотрудник милиции. Только после переработки главным героем стал заведующий детским садом в исполнении Евгения Леонова.
Режиссером многие до сих пор по привычке считают Георгия Данелию, хотя он выступил соавтором сценария. Снял картину его друг Александр Серый, который сам успел побывать в тюрьме и очень хорошо чувствовал среду, о которой рассказывает фильм.
Съемки заняли всего три месяца, с февраля по апрель 1971 года, при этом география была широкой: Москва, дача в Серебряном Бору, настоящая тюрьма строгого режима в Самарканде под присмотром милиции.
В 1972 году «Джентльмены удачи» посмотрели более 65 млн зрителей, картина вошла в число лидеров проката, а выражения вроде «редиска» и половина тюремного сленга из фильма ушли в народ.
Верблюда Васю искали по всему Самарканду и в итоге нашли только в зоопарке, а знаменитую «цементную» жижу для цистерны химики сварили из хлебной закваски, подкрашенной луковой эссенцией.
Хотите ещё таких тестов? Их есть у меня: