Добро пожаловать, уважаемые гости и подписчики канала!
Вы снова на канале СРАВНИМ (@compare и сегодня у нас не просто разговор о кино, а небольшое путешествие в мир воспоминаний, где каждый из вас станет участником.
Продолжаю вместе с вами игру, в котором мы с вами немного тренируем свою память. Мы все смотрели одни и те же легендарные фильмы, но каждый хранит в памяти свои детали.
У кого-то всплывает музыка и звук шагов по лестнице, у другого - запах мокрого асфальта из сцены под дождем, у третьего - смешная фраза, которая потом надолго стала семейной шуткой.
Советский кинематограф умел соединять простоту и глубину, без лишней суеты и показной драматичности. Именно поэтому отдельные детали врезались в память так, что попробуй их забудь. На этих самых мелочах и будет держаться наш сегодняшний тест.
Я предлагаю вам испытать свою память и по измененному кадру вспомнить, что на самом деле было надето на герое (или ответить на другой вопрос, связанный с этим кадром).
А сейчас давайте немного потренируемся и попробуем угадать, что на самом деле должно быть на кадре ниже.
Свои варианты пишите в комментариях📝
Правильный ответ будет вас ждать в закреплённом комментарии.
🎬Первый вопрос
В этом фильме слышно, как 80-е заново открывали для себя романс - не музейный, а живой, с нервом.
Саундтрек Андрей Петров собрал из тонких настроений на стихи Беллы Ахмадулиной и Марины Цветаевой, а голос героине подарила Валентина Пономарёва - поэтому Лариса Гузеева в кадре будто поет взглядом, а звучит опытная певица, и это контрастное «эхо» до сих пор пробирает.
Никита Михалков сам исполнил цыганский номер «А цыган идет» - редкий для крупных актеров подарок фильму, который чувствуется как камерная вставка из другой жизни.
Рязанов официально уходит от названия пьесы и делает ставку на музыкальную идею - в титрах и в ткани картины, где романс не иллюстрация, а комментарий к поступкам.
И да, это дебют Гузеевой - тот самый холодный свет в глазах, который делает Ларису современной, а не «купеческой» героиней.
Ностальгия тут по смелости разговаривать с классикой на равных и по тому, как грампластинка могла стать продолжением фильма - саундтрек выпустили сразу после премьеры, и многие полюбили картину сначала ушами.
🎬Второй вопрос
Редкий телевизионный фильм, который пахнет кинематографом крупной формы. Захаров и Горин берут «Графа Калиостро» Толстого и делают из него притчу о праве не верить фокуснику, если сердце велит иначе.
Каст - коллекция находок: к примеру, Нодар Мгалоблишвили играет Калиостро, но голосом с экрана звучит Армен Джигарханян - отсюда ощущение «двойного портрета», точно по теме масок и превращений.
Александр Абдулов пришел в проект сам - для него дописали роль Жакоба, и знаменитый трюк с париком родился прямо на площадке.
Музыка Геннадия Гладкова делает финт: «Неаполитанская песенка» - псевдоитальянская, слова приписали Юлию Киму, хотя текст придумал сам Гладков, а спел за Семёна Фараду тоже Гладков.
Места съемок добавляют воздуха старой усадебной России - Авдотьино у Новикова и полуразрушенное Ляхово под Домодедово.
Телепремьера вышла 30 декабря 1984 года - по времени это почти «новогодняя сказка для взрослых», где чудо разрешают не чары, а ясный ум и чувство меры.
🎬Третий вопрос
У Рязанова вокзал - это и география, и психология. Сценарий сложен из двух реальных историй, одна - из жизни композитора Микаэла Таривердиева, который действительно взял на себя вину после ДТП и был осужден, а потом амнистирован.
Потому чувство вины в фильме звучит без мелодраматических украшений. Локации - отдельная любовь к фактуре: интерьерные сцены снимали на Витебском вокзале Ленинграда, поезда - на Рижском вокзале, прощания и перроны - на московской Лосиноостровской, тележка - Таганская площадь.
Поэтому «Заступинск» узнается сразу многим - это собирательная карта городов и наших ожиданий. Картина шла в Каннах и стала «лучшим фильмом года» по «Советскому экрану», но главная ее награда - вечное ощущение, что случайная встреча может перевести жизнь на другие рельсы.
Ностальгия здесь по тому, как кино умело слушать шум столовой, скрип чемодана и паузу перед «останься», и делать из этого большую музыку.
🎬Четвертый вопрос
Испанская интрига, снятая в Крыму, но с ленинградской музыкальной школой. Ян Фрид ставит Лопе де Вегу как современный мюзикл - с остроумной пластикой и точным музыкальным счетом Геннадия Гладкова.
Вокальные партии - кладезь любопытных совпадений: за Диану поет оперная солистка Елена Дриацкая, за Марселу - тоже она, а Михаил Боярский поет сам, одновременно подпевая за графа Федерико в отдельных номерах.
Армен Джигарханян записал часть песен за Тристана, но говорил в кадре голосом Игоря Ефимова - график съемок требовал дубляжа. Натура - Ливадийский дворец и парк, где барочные фасады неожиданно дружат с телевизионной камерой.
Есть и мелкие радости киномана: например, тот самый камзол Караченцова потом «всплывет» у мушкетеров в другом хите эпохи.
Ностальгия - по эпохе, когда телевизионный фильм под Новый год становился общенациональным спектаклем: 1 января 1978 года премьера звучала как обещание, что остроумие и песня помогают социальным ролям сделать шаг навстречу любви.
🎬Пятый вопрос
Эта версия Швейцера - роскошь точности. «Антилопу Гну» собрали с нуля по проекту инженера Льва Шугурова: рама и агрегаты от УАЗа и ГАЗов, руль переставили «под старину», а облицовку сделали по чертежам - потому машина в кадре не бутафория, а реальный зверь.
Музыка - тоже интересный сюжет: сначала к фильму привлекали Георгия Свиридова, он написал темы, но работу прервали и в титрах остался Георгий Фиртич; исследователи при этом слышат в картине и свиридовскую «тему автопробега».
География - Юрьев-Польский, Одесса и Каракумы, где арбатовские и черноморские главы получают фактуру реального пространства, а вырезанная когда-то «Воронья слободка» с Папановым стала легендой, всплывая на вечерах памяти уже в 90-е.
И конечно, Сергею Юрскому веришь каждое «комбинаторское» слово - не только из-за игры, но и потому, что роль прописана как урок актерской свободы в рамках классической прозы.
Ностальгия здесь по мастерской, где роман превращали в живую кинематографию, и по времени, когда комедия могла быть инженерным искусством.
Хотите ещё таких тестов? Их есть у меня: