Летом 1907 года Морское министерство впервые после окончания Русско-японской войны объявило конкурс на строительство новых кораблей — восьми бронированных канонерских лодок для защиты устья Амура и мелководного побережья Татарского пролива Амурской флотилии.
В острой конкуренции борьбе за получение этого заказа победителями вышли Балтийский и Адмиралтейские заводы.
Перед строителями канонерских лодок поставили очень жесткие условия: осадка не должна превышать 1,2-1,4 м, запаса топлива должно хватать для перехода из Хабаровска в Благовещенск и обратно. На кораблях требовалось установить дальнобойные морские орудия крупного калибра, надежную броню и обеспечить скорость хода не менее 10 узлов.
В процессе проектирования выяснилось, что все эти требования могут быть выполнены лишь в том случае, если установить на кораблях дизельные двигатели. Канонерские лодки Амурской флотилии явились первыми в мире надводными военными кораблями с дизелями в качестве главных машин.
Непотопляемость кораблей обеспечивали 11 водонепроницаемых переборок и водоотливная система из 12 водоструйных эжекторов с производительностью 80 тонн в час.
На палубе не было никаких надстроек, кроме боевой рубки и орудийных башен. На лодках установили по четыре нереверсивных дизеля мощностью по 250 л. с. и частотой вращения 350 оборотов в минуту каждый. Двигатели соединялись с гребными валами через электропередачу, которая явилась одним из наиболее значительных новшеств, осуществленных конструкторами лодок.
Постройку канонерских лодок завод должен был производить в необычных условиях: полностью собрать и испытать в Финском заливе головную лодку «Шквал», после чего разобрать и вновь собрать ее на Дальнем Востоке. Так же предполагалось организовать постройку, сборку, испытания и сдачу остальных семи канонерских лодок.
Временную верфь для сборки корпусов канонерских лодок решили построить в поселке Кокуй на реке Шилке, впадающей в Амур недалеко от города Сретенска. Руководство всеми работами в Кокуе осуществляло специально созданное для этих целей Амурское отделение Балтийского завода.
Небольшая глубина Шилки не позволяла провести полностью достроенные канонерки в Хабаровск, поэтому в Кокуе решили производить только сборку корпусов и установку некоторых механизмов, а окончательно достраивать канонерки в Хабаровске.
В Кокуе для мастеровых построили пять больших деревянных бараков с паровым отоплением, электрическим освещением и нарами на 100 человек и более. Столовой не было, пищу предполагалось принимать прямо в бараках. Не было также и амбулатории — 650 рабочих остались без медицинского обслуживания и помощи.
Такие условия вызвали протест мастеровых, потребовавших увеличения суточных до 1 рубля 50 копеек, выдачу пособия на проезд членам семьи в размере половины стоимости билетов, подъемных в размере 30 рублей на приобретение теплой одежды, создания элементарных удобств.
Первая партия мастеровых приехала в Кокуй в конце сентября 1907 года и уже 22 октября приступила к работе на месте. Трудиться приходилось в трех наспех сколоченных мастерских: судостроительной, слесарно-медницкой с кузницей и столярно-малярной. Мастерские были оборудованы паровым отоплением и электрическим освещением, станками с трансмиссией. В помещении электростанции стояли сопряженные между собой паровая машина и генератор (динамо), а также небольшой паровой котел, построенный на Балтийском заводе. Сжатый воздух для пневматических инструментов вырабатывался четырьмя паровыми компрессорами. Для обеспечения достроечных работ соорудили плавучую мастерскую.
Корпуса канонерских лодок собирались на стапелях, расположенных параллельно берегу Шилки в два ряда, и спускались в воду бортом, т. е. применялся так называемый поперечный спуск.
Предварительная сборка корпусов на Балтийском заводе осуществлялась в каменном эллинге на специальных стапелях, которые позволяли строить одновременно несколько кораблей. Однако из-за пожара в эллинге работы вскоре прекратились. Сгорели стапели, часть деталей для лодок оказалась поврежденной. Пожар также вывел из строя пневматические инструменты и компрессор. Значительно пострадал и сам эллинг. Стапеля для сборки корпусов пришлось заново строить вне эллинга.
Корпуса канонерских лодок собирались на временных болтах, все детали тщательно подгонялись, чтобы облегчить сборку на месте. Затем лодки разбирались, все детали маркировались и перевозились на подводах — зимой через Неву на станцию железной дороги Новый Порт, а летом через весь город на товарную станцию Николаевской железной дороги. С каждым эшелоном отправлялись по два мастеровых, хорошо знавших порядок сборки деталей.
Первая канонерская лодка серии «Шквал» строилась на малом стапеле, где раньше строили минные заградители. Спуск лодки на воду состоялся 28 июня 1908 года. «Шквал» являлся как бы экспериментальным кораблем всей серии канонерок. Все переделки, которые производились на «Шквале», учитывались при сборке лодок в Кокуе. Решение некоторых конструктивных вопросов отложили до окончания испытаний «Шквала» в Петербурге.
Спуск семи канонерок «Вихрь», «Вьюга», «Гроза», «Смерч», «Тай-Фун», «Ураган» и «Шторм», буксировка их по рекам Шилка и Амур осуществлялась весной и осенью 1909 года, так как летом эти реки мелели.
Достройка кораблей происходила в Хабаровске, где для этого заранее были построены и оборудованы мастерские. Сдача кораблей сначала задерживалась из-за несвоевременной поставки дизелей и вооружения. Но в августе сентябре 1910 года все канонерские лодки вступили в строй. Заказ был выполнен успешно.
Канонерские лодки типа «Шквал» по своим конструктивным особенностям и составу артиллерийского вооружения стали лучшими кораблями Амурской флотилии. Благодаря внедрению дизелей Балтийскому заводу удалось построить уникальные речные корабли, большинство тактико-технических характеристик которых и через 50 лет остались непревзойденными.
В период Первой мировой войны Амурская флотилия, в которую входили канонерские лодки, в боевых действиях не участвовала. С некоторых лодок сняли часть артиллерии и двигатели, которые направили на запад.
В сентябре 1918 года базу лодок в Хабаровске захватили японские интервенты и увели с собой канонерку «Шквал». Возвращена она была только через семь лет.
Остальные лодки по мере их ремонта и довооружения вводились в строй Амурской флотилии в течение 1921 -1929 годов. В мае 1921 года вошли в строй «Шторм» и «Ураган», летом того же года «Вьюгу» и «ТайФун» переоборудовали в плавучие батареи.
В 1927-1929 годах проведен капитальный ремонт большинства лодок и плавучих батарей, которые ввели в строй, присвоив им новые наименования: «Свердлов» («Вьюга»), «Ленин» («Шторм»), «Красный Восток» («Ураган»), «Сунь Ят-сен» («Шквал»), «Амур» ( «Вихрь»). Через два года вошли в строй лодки «Триандафиллов» («Смерч»), «Вострецов» («Тайфун») и заново перевооруженный «Дальневосточный комсомолец» («Амур»). В 1935 году на всех лодках установили зенитное вооружение.
В составе Краснознаменной Амурской военной флотилии канонерские лодки принимали участие в военных действиях против Квантунской армии Японии в сентябре 1945 года. В марте 1958 года, после 50-летней службы, все лодки были сданы на слом.