Найти в Дзене
EGOR: Activity Diary

Почему Бег стал таким популярным?

Получить номер участника крупного забега, например Нью-Йоркского марафона, в нынешние времена сложнее, чем поступить в Гарвард. С процентом отказов, доходящим до 97%, и вступительными взносами в сотни долларов (а то и тысяч рублей), бег превратился из дешевого хобби в один из самых эксклюзивных бизнес-секторов в мире спорта.

Как Бег стал Бизнесом? Как, казалось бы такой простой вид физической активности, для которого требуется всего лишь пара кроссовок, превратился в экономику с миллиардным оборотом?

-2

Есть объекты, которые невероятно сложно купить. Например, билеты на финал чемпионата мира по футболу, часы "Rolex", или стартовый номер участника Нью-Йоркского марафона. 358 долларов, сколько вы платите, чтобы проснуться посреди ночи, замерзнуть на старте и потерять ногти на ногах по дороге в Центральный парк. Теперь вы, наверное, задаетесь вопросом: кто настолько безумен, чтобы на это пойти? Оказывается, очень много желающих, и способных реализовать желание в явь. Настолько много, что вы не можете просто купить стартовый номер — нужно подать специальную заявку. Из более чем 200 000 претендентов в 2025 году было принято менее 3%. Это делает процесс поступления гораздо сложнее, чем в Гарвард. От Гарри Стайлса до Арьена Роббена — внезапно все начали бегать.

-3

В TikTok. В Strava. С Apple Watch или Garmin. Беговая экипировка превращается в моду. А беговые клубы — это новый Tinder. Должно же быть что-то еще за этим беговым бумом?

Если платить сотни долларов за слот в Нью-Йорке вам кажется недостаточно безумной идеей, как насчет 45 000 долларов за беговой слот на Северном полюсе?

-4

Бег стал большим бизнесом.

Несмотря на то, что такие профессионалы, как Элиуд Кипчоге, по-прежнему зарабатывают намного меньше, чем другие элитные спортсмены, такие бренды, как "Nike", зарабатывают на беге больше, чем на футболе.

-5
-6

Итак, прежде чем разберем, как на марафонах зарабатывают деньги — а марафоны предоставляют огромные доходы — нужно понять, почему так много людей бегают их. Потому что до того, как бег стал поводом для гордости в "Strava", бег был для изгоев — вроде Форреста Гампа или Стива Префонтейна.

-7

В первом Нью-Йоркском марафоне финишировали всего 55 человек, они пробежали круговую трассу через Центральный парк. Вступительный взнос на тот момент составлял 1 доллар.

Затем, наступил первый беговой бум. Люди внезапно забеспокоились об ожирении и сердечных заболеваниях. Посреди всего этого загорелась простая идея: бег трусцой.

-8

Это было дешево, демократично и почти не требовало никакой экипировки. Всего лишь пара кроссовок — которую разработал один из крестных отцов бега трусцой. Билл Боуэрман не только написал книгу, популяризировавшую это словосочетание, но и изобрел удобную обувь.

-9

Бренд, появившийся в результате его экспериментов, благодаря маркетинговым кампаниям, сделал бег крутым и модным и мега-популярным. Бум также подпитывался более широкими социальными и культурными тенденциями, в частности такими, как контркультурное движение.

Индивидуализм и самовыражение стали реальностью. Бег был частью этого — способом самосовершенствования и освобождения. Беговые клубы предлагали чувство общности и товарищества. Всё движение было направлено против потребительства, но это устарело.

Кроссовки "Nike Waffle Trainer" стали культовыми, марафоны начали набирать популярность. В 1976 году Нью-Йоркский марафон, отмечавший двухсотлетие США, изменил маршрут с петли в Центральном парке на трассу, проходящую через все пять районов города. Это имело огромный успех: более 1500 финишеров и огромное внимание СМИ — поэтому этот маршрут стал официальным.

После первого большого бума наступило затишье. До второго бума, случившегося в начале 2000-х., когда Пола Рэдклифф побила мировой рекорд, и все больше женщин стали заниматься бегом. Речь по-прежнему шла о здоровье, но также добавились цели, достигаторы. Люди тренировались к забегам на 5 км, 10 км, полумарафонам. Покупали пульсометры и записывали время/расстояние в электронные таблицы "Excel".

-10
-11

Это касалось уже не только спортсменов. Бухгалтеры, грузчики, домохозяйки, адвокаты, программисты, инженеры. Участие в забегах стало чем-то, в чем обязательно нужно было поучаствовать. К 2006 году число финишировавших в Нью-Йоркском марафоне превысило 37 000 человек.

А что же бренды? Они были готовы. "Nike", "Asics" и "Brooks" запустили линейки продукции, специально предназначенные для "продвинутых любителей" — бегунов, которые тренируются как профессионалы, но одновременно с этим ходят на штатную работу.

Кроссовки стали "зефирками". В часах появился "GPS". Кто-то изобрел жилет для гидратации с крошечными бутылками. Некоммерческие организации предложили людям миссию — вы не просто пробежите 42 километра, вы соберете деньги на лечение рака. Внезапно у марафона появилась история, а истории как известно продаются лучше всего.

-12

Итак, к 2006 году в Нью-Йорке финишировали 37 тысяч человек. Тогда вступительный взнос составлял 117 долларов, так что одни только взносы составили более 4 миллионов. В 2025 году в Нью-Йорке был установлен рекорд — более 59 тысяч финишировавших! И они заработали 49 миллионов долларов на вступительных взносах.

-13

Что же произошло между этими событиями? Третий беговой бум, которого никто не ожидал. На этот раз дело было не столько в здоровье и личных целях, сколько в атмосфере. Его движущей силой стало поколение Z. Больше, моложе и разнообразнее, чем все, что когда-либо видел этот вид спорта.

Возьмем, к примеру, Лондонский марафон. В 2026 году в заявках на участие в забеге приняли участие более миллиона человек — почти вдвое больше, чем всего два года назад.

Большинство скажут, что причина проста: пандемия. И, конечно же, внезапно все оказались дома, спортзалы закрылись, социальная жизнь рухнула. Бег стал самым простым способом оставаться активным. Он обеспечивал структуру, когда жизнь была лишена ее, а каждому известно, что бег эффективнее таблеток от депрессии, и всех лекарств.

-14

Но пандемия была лишь искрой. Настоящий бум начался в 2023 году, когда поколение Z действительно начало это осваивать. Социальные сети подлили масла в огонь. В "TikTok", и остальных мировых социальных приложениях, бег превратился в целую эстетику. Даже завсегдатаи спортзалов сейчас бегают, потому многие, внезапно захотели стать «гибридными атлетами». Поэтому люди, которые уже увлекались спортом, открыли для себя бег как дополнительную часть своей тренировочной программы.

-15

В отличие от других видов спорта, у бега была своя собственная платформа, стоявшая за ростом популярности: "Strava". Частично тренировочный дневник, частично социальная сеть, частично система самодисциплины. Вместо лайков вы получаете похвалу. Вы можете создавать забавные графики на основе своих записей о пробежках. И что особенно важно: именно здесь люди организуют беговые клубы.

Беговые клубы — это секретный ингредиент третьего бегового бума. Они, по-видимому, стали новым "Tinder". Существует даже дресс-код: надеть синие носки — значит показать идентичность определенной группе.

Несмотря на то, что удаленная работа разрушила большую часть старой социальной инфраструктуры, бег заполнил образовавшуюся пустоту. Беговые клубы стали новым «третьим пространством» — местом между домом и работой, где люди действительно встречаются. Но они, вероятно, также стали неофициальным местом рождения многих идей для стартапов. Лучшие идеи приходят во время пробежки. Знаете, как это бывает: на 12-ом километре вы вдруг думаете: «Подождите… из этого может получиться бизнес».

Атмосфера и цели различаются в зависимости от страны, но сейчас беговые клубы есть по всему миру. Практически для любого уровня подготовки, и часто они возникают вокруг определенных идентичностей. А ещё есть культура составления списков желаний. Люди хотят накапливать впечатления. Крупнейшие марафоны — Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Чикаго, Бостон, Токио — превратились в глобальную охоту за сокровищами. Бегуны путешествуют по континентам, чтобы пробежать все шесть забегов, похвастаться медалью и выложить видео.

-16

Когда это становится слишком легко, то всегда есть что-то более экстремальное. Бег на 100 км, в пустыне, по льду… Или, если вы действительно хотите удивить, то восхождение на Эверест — где очередь на вершину теперь настолько длинная, что выглядит как очередь в Диснейленде.

-17

И посреди всего этого … марафоны, которые превратились в огромный бизнес.

Что приводит к ключевым вопросам: как они приносят деньги?

И почему они такие дорогие? Остановимся на главном примере — Нью-Йоркском марафоне, самом крупном, самом дорогом и самом влиятельном забеге в мире.

-18

Всё началось с 55 бегунов, заплативших один доллар. Сегодня марафонские выходные — одни из самых прибыльных выходных года для Нью-Йорка.

Десятки тысяч бегунов, а также их семьи, прилетают со всего мира. Они останавливаются, едят, делают покупки, фотографируются и создают волну расходов по всему городу. Экономика растет, город цветет, жители благоденствуют.
-19

Марафон приносит Нью-Йорку почти миллиард долларов — это примерно столько же, сколько приносит городу-организатору один Суперкубок. Только организаторы, некоммерческая организация "New York Road Runners", делают 117 миллионов долларов!

Так как же марафон зарабатывает такие деньги?

Во-первых: вступительные взносы. В 2024 году почти 50 миллионов долларов выручено только на вступительных взносах. Это огромная сумма, но: масштабы невелики.

-20

Нельзя просто так позволить 200 000 человек пробежать через Бруклин. Вместимость ограничена примерно 50-60 тысячами бегунов. Вот почему только 2–3% "абитуриентов" поступили в 2025 году.

Конечно, можно повысить цены, но они и так уже довольно высоки, и не хочется провоцировать поколение Z, которое с самого детства научилось устраивать скандалы.

Если размер вступительного взноса нельзя увеличивать… что же тогда делать?

-21

Другой двигатель бизнеса: корпоративные партнерства, которые принесли 50,52 миллиона долларов — почти половину общей выручки. "TCS", "Mastercard", "New Balance", "Gatorade", "Strava". Компании размещают свои логотипы везде, где их можно увидеть, потому что это гарантирует им видимость, глобальную аудиторию и безопасную, для бренда, среду. Они также приобретают доступ, престиж, контент, гостеприимство. Ещё есть бесплатные вещи: бренды предоставили неденежные пожертвования на сумму почти 10 миллионов долларов — в основном одежду, обувь и оборудование.

Многое из этого можно увидеть на так называемой выставке - "Expo". Именно там каждый участник должен получить свой стартовый номер, проходя через масштабное мероприятие розничной торговли, где такие бренды, как "New Balance", запускают эксклюзивные коллекции и открывают магазины.

-22

Эти мероприятия приносят брендам продажи на миллионы долларов. И да — организаторы берут за это определенную плату.

Прежде чем некоторые справедливо заявят, что всё это, похоже, сводится к потребительству: есть ещё и благотворительная программа. За последние 20 лет благотворительные партнёры Нью-Йорка собрали 600 миллионов долларов, благодаря марафонскому сообществу. Бегуны, не попавшие в лотерею, могут гарантированно получить место — если соберут от 3000 до 10 000 долларов на благотворительность.

Это хорошо для некоммерческих организаций. Эффективно для города как социальной среды. И еще одна причина, по которой спрос продолжает расти. Если вам сейчас интересно, сколько получают руководители: генеральный директор зарабатывает примерно полмиллиона долларов, но он также отвечает почти за тысячу штатных сотрудников.

-23

Так почему же стартовый номер участника такой дорогой? Конечно, чем выше спрос, тем выше цены. Но также и потому, что организация марафона — это невероятно дорого.

В 2024 году организаторы потратили 111 миллионов долларов. На: перекрытие дорог, полицию и охрану, медицинские бригады, транспорт, персонал, системы хронометража, прямую трансляцию, страховку. И на такое количество воды, гелей и бананов, которых хватило бы на целую армию.

Нью-Йоркский марафон превратился в движущийся город с населением в 60 тысяч человек и логистикой уровня Суперкубка. И вы платите за то, чтобы быть внутри этого. В конце концов, в этом и заключается ирония современного бега.

-24

То, что начиналось как самый простой вид спорта в мире — пара кроссовок и дорожка — превратилось в один из самых сложных механизмов в глобальном спортивном бизнесе.

-25

Потому что бег даёт то, чего не может дать алгоритм: настоящий вызов, сообщество, чувство достижения. В этом и заключается бизнес беговой сферы: вы платите не за 42 километра. Вы платите за то, кем вы можете стать на финишной линии.

Источник

Благодарю за Внимание!