Найти в Дзене
МОЯ КУЛИНАРНАЯ КНИГА

центр вокруг церкви Воскресения в Кадашах

На восточной стороне в XV веке сформировался второй, более молодой центр вокруг церкви Воскресения в Кадашах, впервые упомянутой в 1493 году в завещании князя Патрикеева (современное здание построено в 1687-1695 гг.). Её место в иерархии замоскворецких церквей было закреплено порядком московского колокольного звона: первыми начинали звон колокола в Кремле и в монастырских соборах, затем — церковь Воскресения в Кадашах — и только после неё прочие приходские храмы Здание церкви, выстроенное заново в 1680-х, лежит строго на луче, соединяющем колокольню Ивана Великого с храмом Вознесения в Коломенском. Именно переулок Воскресенская улица (современный 1-й Кадашевский), проходившая рядом с Воскресенским храмом, и стала главной улицей Кадашей. На рубеже XV—XVI веков на территорию Кадашей, с юга, вторглась Толмачёвская слобода, небольшое поселение толмачей – переводчиков, с храмом-музеем Николая Чудотворца в Толмачах, построенного в дереве в 1625, а в камне – в 1697 году. Здесь, по сведе

На восточной стороне в XV веке сформировался второй, более молодой центр вокруг церкви Воскресения в Кадашах, впервые упомянутой в 1493 году в завещании князя Патрикеева (современное здание построено в 1687-1695 гг.).

Её место в иерархии замоскворецких церквей было закреплено порядком московского колокольного звона: первыми начинали звон колокола в Кремле и в монастырских соборах, затем — церковь Воскресения в Кадашах — и только после неё прочие приходские храмы

Здание церкви, выстроенное заново в 1680-х, лежит строго на луче, соединяющем колокольню Ивана Великого с храмом Вознесения в Коломенском.

Именно переулок Воскресенская улица (современный 1-й Кадашевский), проходившая рядом с Воскресенским храмом, и стала главной улицей Кадашей.

На рубеже XV—XVI веков на территорию Кадашей, с юга, вторглась Толмачёвская слобода, небольшое поселение толмачей – переводчиков, с храмом-музеем Николая Чудотворца в Толмачах, построенного в дереве в 1625, а в камне – в 1697 году.

-2

Здесь, по сведениям, содержащимся в писцовых книгах 1634 года, жили переводчики и толмачи Посольского приказа с татарского языка. Большинство толмачей были крымские татарами, участвовавшими в переговорах между Москвой и Крымом. Все они жили в одной слободе, о которой напоминают современные Толмачевские переулки

Слобода толмачей сохранилась и после того, как в петровскую эпоху был упразднен Посольский приказ. Переводчики перешли на службу в коллегии, но остались жить на прежнем месте в Замоскворечье.

Для русских ее поселенцев и для тех иноземцев, кто принял православную веру, и была построена приходская церковь во имя святителя Николая Чудотворца в Толмачах: ее главный престол был освящен во имя святого, которого татары именовали «русским Богом».

-3

Значительная часть его убранства - экспонаты из собрания Третьяковской галереи.

Здесь своё постоянное местонахождение обрела икона Владимирской Богоматери.

-4

На праздник Святой Троицы в храме выставляется "Троица" Андрея Рублёва.

В сентябре 1999 года, на праздник Сретения Владимирской иконы, святыня была поставлена в домовом Никольском храме Государственной Третьяковской галереи. Говорят, инициатором ее перенесения был мэр Юрий Лужков, являющийся главой попечительского совета галереи. И Владимирская икона заняла подобающее место в храме, в резном деревянном киоте с шатровой сенью.

Можно сказать, что икона согласилась на это перенесение, ибо на протяжении всей своей истории она сама избирала себе место пребывания. Как известно, по преданию, ее написал святой евангелист Лука на доске обеденного стола, за которым состоялась трапеза Спасителя, Богоматери и праведного Иосифа. Пресвятая Богородица, увидев этот образ, молвила: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с этой иконой да будет»

Перенесенная из Византии на Русь, икона пребывала в Киеве, пока князь Андрей Боголюбский в 1155 году не вознамерился уйти с ней в ростовские земли.

Около города Владимира лошади, на которых везли чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Перечить явленной воле Богоматери не решились, и с тех пор икона находилась во Владимирском Успенском соборе, пока на Русь не нагрянул Тамерлан.

И до самой революции икона пребывала в Успенском соборе Московского Кремля, являя свои великие чудеса и не раз спасая Россию.

В наши дни она оказалась в скромном, стареньком московском храме Николы в Толмачах.

Разумеется, что дело не ограничилось простым перенесением Владимирской иконы в домовый Никольский храм: необходимо было обеспечить особый музейный режим в храме, которому официально дан статус храма-музея. Оттого войти в церковь можно лишь через двери Третьяковской галереи со стороны Малого Толмачевского переулка (рядом с колокольней) и, прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

Оборудованный как музейный зал с передовыми технологиями, с искусственно созданным климатом, температурным режимом и сигнализацией, он в то же время остается самостоятельным храмом, где по праздникам и выходным дням проходят богослужения, возносится молитва и даже теплятся свечи. Для Владимирской иконы изготовили на заводе Минатома РФ особый пуленепробиваемый киот с поддерживаемой внутри необходимой температурой.

Есть устное предание, что она покровительствует переводчикам. Если это так, то история храма Николы в Толмачах и этой замосквореченской местности благостно завершила свой круг.