Найти в Дзене

Счетная палата: на 1 октября 2025 года введено только 9,3% запланированных объектов капитального строительства

Счетная палата подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2025 года. Представляем ключевые выводы документа: Макроэкономические показатели · В январе – сентябре 2025 года под влиянием жесткой денежно-кредитной политики динамика российской экономики замедлялась. В части внешних условий курс рубля в целом имел тенденцию к укреплению, цены на нефть постепенно снижались. · Цена на нефть марки «Юралс» в среднем за 9 месяцев 2025 года составила 58,9 доллара США за баррель, что ниже базовой цены на нефть (60 долларов США за баррель). В среднем за январь – сентябрь 2025 года курс доллара США к рублю составил 84,6 рубля за доллар США (в аналогичном периоде 2024 года – 90,2 рубля за доллар США). · На фоне охлаждения экономики динамика инфляции после прохождения локального пика в марте (10,34%) начала замедляться и в сентябре составила 7,98% (по сравнению с аналогичным месяцем 2024 года). С начала года по итогам сентября прирост потребительских цен с

Счетная палата подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2025 года. Представляем ключевые выводы документа:

Макроэкономические показатели

· В январе – сентябре 2025 года под влиянием жесткой денежно-кредитной политики динамика российской экономики замедлялась. В части внешних условий курс рубля в целом имел тенденцию к укреплению, цены на нефть постепенно снижались.

· Цена на нефть марки «Юралс» в среднем за 9 месяцев 2025 года составила 58,9 доллара США за баррель, что ниже базовой цены на нефть (60 долларов США за баррель). В среднем за январь – сентябрь 2025 года курс доллара США к рублю составил 84,6 рубля за доллар США (в аналогичном периоде 2024 года – 90,2 рубля за доллар США).

· На фоне охлаждения экономики динамика инфляции после прохождения локального пика в марте (10,34%) начала замедляться и в сентябре составила 7,98% (по сравнению с аналогичным месяцем 2024 года). С начала года по итогам сентября прирост потребительских цен составил 4,29%.

Доходы/расходы

· Общий объем доходов федерального бюджета по итогам 9 месяцев 2025 года составил 26,9 трлн рублей (70% прогноза), из них нефтегазовые доходы – 6,6 трлн рублей (79,5%), ненефтегазовые доходы – 20,3 трлн рублей (67,3%).

· Кассовое исполнение расходов составило более 30 трлн рублей, или 71% показателя сводной росписи с изменениями, что выше аналогичного периода 2024 года (67,5%). Как и в аналогичном периоде 2024 года, наиболее высокий уровень исполнения сложился по группе видов расходов «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» (86%), наиболее низкий – по группе «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» (54%).

· Исходя из объема исполненных расходов и сводной росписи с изменениями на 1 октября 2025 года расходы в октябре – декабре 2025 года должны составить около 12 трлн рублей (29% СБР), что значительно меньше соответствующего показателя 2024 года (14,5 трлн рублей, или 36% объема исполненных расходов).

· По итогам 9 месяцев 2025 года федеральный бюджет исполнен с дефицитом, практически соответствующим законодательно утвержденному (от 24 июня 2025 г.) объему 3,8 трлн рублей.

Госпрограммы

· Расходы на реализацию госпрограмм (открытая часть) по итогам 9 месяцев 2025 года исполнены в сумме 20 трлн рублей. Уровень исполнения составил 71,6%, что на 0,8 процентного пункта выше соответствующего показателя 2024 года. В то же время ниже уровня прошлого года исполнены расходы по 19 госпрограммам, по трем из них (развитие Северного Кавказа, развитие промышленности, окружающая среда) – более чем на 10 процентных пунктов.

· Существенно низкий уровень исполнения (менее 50%) отмечается по 150 из 493 структурных элементов госпрограмм (30,4%), не начато исполнение расходов по 18 структурным элементам с общим объемом бюджетных ассигнований 37,6 млрд рублей. По ряду структурных элементов отдельных госпрограмм (социальная поддержка, содействие занятости, развитие промышленности) отмечаются риски недостижения запланированных результатов и плановых значений показателей.

РОКС

· Расходы на осуществление капитальных вложений (в соответствии с реестром объектов капитального строительства) составили 648,7 млрд рублей. Уровень исполнения составил 55,8% показателя сводной росписи с изменениями, что на 3,8 процентного пункта выше, чем за аналогичный период 2024 года (52%). Из 247 объектов капитального строительства, предусмотренных к вводу в 2025 году[1], введено 23 объекта, или 9,3% (на 1 октября 2024 года – 23 из 204 объектов, или 11,3 %).

Межбюджетные трансферты

· Объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам в январе – сентябре 2025 года составил 2,7 трлн рублей, или 69,6% показателя сводной росписи с изменениями, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 0,8 процентного пункта.

ФНБ

· Объем Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте увеличился с начала года на 1,3 трлн рублей и составил на 1 октября 2025 года 13,2 трлн рублей. Объем ликвидных активов ФНБ (средства, размещенные на счетах в Банке России) увеличился на 355 млрд рублей и составил 4,2 трлн рублей. В структуре ликвидных активов ФНБ 58,2% составляют китайские юани, 41,7% - золото в обезличенной форме и 0,01% - рубли.

Государственный долг РФ

· Государственный долг Российской Федерации за 9 месяцев 2025 года увеличился на 2,9 трлн рублей (на 10,1%), составив на 1 октября 2025 года 31,98 трлн рублей. При этом внутренний долг вырос на 3,6 трлн рублей (на 15,2%) - до 27,3 трлн рублей, а внешний долг (в рублевом эквиваленте) снизился на 667,8 млрд рублей (на 12,6%) – до 4,6 трлн рублей. Расходы на обслуживание государственного долга РФ составили 2,3 трлн рублей (73% показателя сводной бюджетной росписи).

[1] По данным компонента управления капитальными вложениями ГИИС «Электронный бюджет»