Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

Возможно ли быстро создать обучающий и речевой навык у ребенка

Сегодняшняя статья будет посвящена времени. Разберём, почему у одних детей навыки развития формируются стабильно, а у других идут постоянные откаты, и почему экстренно, и с налёта сложные речевые недуги коррекции не поддаются. Источник freepik.com, фото из открытых источников. -Вы, наверное, быстро запустили дочке чтение?- Спросил у меня один из читателей. - Давайте быстренько откорректируем нарушения у ребёнка, а то он уже в 8 классе и у него ОГЭ на носу. -Просит мама очередного малыша. Все хотят вот этого "быстро". -Сейчас мы найдём действительно сильного специалиста и он "быстро" сделает то, с чем другие специалисты не могли справиться 14 лет. Ведь так хочется волшебную таблетку, которую нужно только принять и радоваться. Только найти её и проблемы решаться. Как-то уже писал и приводила в пример мнение логопеда из соседней ветки, которую я очень уважаю. Она бреется за сложных детей только с учётом "адекватного отношения родителей". Давайте подумаем будет ли родитель с запросом "быс

Сегодняшняя статья будет посвящена времени. Разберём, почему у одних детей навыки развития формируются стабильно, а у других идут постоянные откаты, и почему экстренно, и с налёта сложные речевые недуги коррекции не поддаются.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

-Вы, наверное, быстро запустили дочке чтение?- Спросил у меня один из читателей. - Давайте быстренько откорректируем нарушения у ребёнка, а то он уже в 8 классе и у него ОГЭ на носу. -Просит мама очередного малыша. Все хотят вот этого "быстро". -Сейчас мы найдём действительно сильного специалиста и он "быстро" сделает то, с чем другие специалисты не могли справиться 14 лет. Ведь так хочется волшебную таблетку, которую нужно только принять и радоваться. Только найти её и проблемы решаться.

Как-то уже писал и приводила в пример мнение логопеда из соседней ветки, которую я очень уважаю. Она бреется за сложных детей только с учётом "адекватного отношения родителей". Давайте подумаем будет ли родитель с запросом "быстро" относиться к разрезу адекватной половины родительского сообщества.

Обратимся к физиологии. Начнём с самых азов проблемы - с нервной клетки. Вот наш ребёнок, навык удержания слышимого потока у него в достаточной форме не сформировался, или не сформировался навыки на базе слияния и синтеза позволяющие складывать буквы с слоги, а слоги в слова - так или иначе функции помогающей читать, или понимать прочитанное у данного ребёнка нет. Что нужно чтобы навык появился? Нужна цепочка нервной связи, цепочка нервных клеток держащихся друг за друга позволяющей осуществить данную связь. А почему это происходит? Каждая нервная клетка имеет длинный отросток аксон - передающих сигнал от неё к другой клетке или органу и множество маленьких отростков - дендритов принимающих сигнал из вне. Аксон стабилен и всегда присутствует в клетке, а вот дендриты имеет свойство к самоустранению. Это связано с работой системы оптимизации головного мозга, далеко не всю полученную из окружающей среды информацию и мы храним и используем всю жизнь. Например Вы поехали в первый раз на рыбалку, тут Вам показали как правильно держать удочку тянуть и подсекать рыбу. Вот только в следующий раз на рыбалку Вы отправитесь лет так через 10, как думаете руки запомнят данный навык, или всё-таки вы будите пытаться вспомнить словесные характеристики, что когда-то Вам озвучивали? А навыки чтения и удержания слышимого потока по своей природе ещё сложнее, они скорее похожи на обучение плаванию или езде на велосипеде. Научитесь ли Вы плавать, если заходите в воду раз в год и то на пару дней, поедите ли если сели на велосипед 1 раз? Нервной клетке нужно время чтобы вырастить дендрит, подобно тому как растут волосы и ногти, так же растёт и нервный отросток. Вот только волосы и ногти растут всегда, сами собой, а наш отросток растёт только под влиянием правильного запроса. Медицински верного и корректно выстроенного.

Теперь представьте, что вы сели читать с ребёнком, а Ваш ребёнок увы, но не читает. Он показывает на букву, называет её, но в слог это не сливается, что уж говорить о чтении слогами и сливании слогов в слова. Рано, решили Вы подожду дорастёт. Сели снова в 5 лет, и картина повторилась, буквы ребёнок знает, а читать не может. И сейчас рано, подожду ещё, тем более учителя советуют обучать чтению после 5 лет. Вот ребёнку почти 6 лет и Вы снова взялись за чтение. За это время ребёнок не просто не приобрёл навыка слияния, но ещё и забыл половину букв, тех что знал. Место для цепочки нервных связей было занято другими развивающимися навыками, например любовью ребёнка к рисованию. Рисование -это не плохо, но всегда при проседании одной области проходит гиперкомпенсация другой. так мы получаем наших аутистичных малышей с проблесками узкой гениальности в отдельных областях. Однако время уже совсем поджало и читать точно надо. Но вот уже возраст -то позволяет учить, ведь так мне сказали педагоги - психологи, и сейчас у меня все точно "быстро" получится. Теперь нужно вспомнить буквы, пара месяцев уходит только на это. Буквы вспомнили, вернулись на уровень тех 5 лет, когда была первая попытка обучения чтению, но чтение стоит на том же уровне. Словно на дороге возведён огромный валун, снова прогресса почти нет, снова ребёнок показывает буквы в слове и не может понять, что он прочитал. Родитель, измучившись идёт к специалисту и просит сделать все это "быстро"- ведь до школы осталось пол года. Вот тут кто-то и получает тот самый "отказ в связи с неадекватностью запроса". Специалист прекрасно видит, что проблема носит коррекционный характер. Кто-то говорит прямо, я работаю по здоровым детям, именно их нужно обучать чтению после 5 лет, а Ваш ребёнок не совсем здоров, за такого я не возьмусь. Ещё 3 месяца ушло на поиски того, кто возьмётся, на отрицание, страх, и гнев "обманутых системой подожди перерастёт" родителей, за 2 месяца до школы ребёнка взяли на занятия. К концу первого класса, в связи регулярным посещением специалиста ребёнок начал с трудом читать по слогам, но понимание прочитанного все равно ещё сильно страдает. В конце года такому ребенку рекомендовали повторить первый класс. Кто-то остался и повторил, а кто-то пошёл во второй с тем, что есть. Возможно нарушение не грубой и ребёнок действительно компенсируется и все получится, а возможно и нет. Все зависит от самого дефекта. Редко когда нарушения комбинаторики и слияния являются изолированным дефицитом, чаще всего к ним следом прибавляется низкий словарный запас и недопонимание речи. И вот мы имеем нашего восьмиклассника, которого запустили ещё тогда на уровне 5 лет, и которому нужно за 1 год не только восстановить цепочку самого навыка, но и набрать на него пропущенный и неусвоенный за все эти годы материал. Как думаете реально все это?

А что реальнее принять, что ребёнок не сможет нормально сдать экзамены сейчас, или реальнее было тогда в возрасте 4-5 лет заподозрить недуг и профилактировать его? Когда процесс отрицания ситуации закончится и родители поймут, что у нервной ткани и у нервных связей "быстро"ничего не бывает.

Чаще всего ко мне приходят родители с мыслью: "Ну почему же ребёнок не отвечает, вот ещё пол года назад мы проходили эти темы и он все отвечал, а сейчас..."- Это все откаты, откаты в связи с нашим недугом. Так вот нет - это не откаты, это неустойчивый навык и неадекватное отношение родителей к проблеме. Больным детям каждый навык нужно отрабатывать как минимум в системе зрения, слуха и произношения. То есть Ваш ребёнок должен показать ответ на картинках, ответить на тот же вопрос на слух без зрительно поддержки, ответить устно и самостоятельно, а не найти ответ в тексте! Желательно ещё отработать связку - сцепку на материал при построении суждения к изученному. Это не быстрый процесс. В моем курсе, что сейчас выйдет будет 11 уроков в виде сайдовой презентации ( боле 20 слайдов с заданиями на каждый урок, более 220 страниц А4- практического материала+ описание по работе к слайдам на 49 страницах А4) И каждый урок требует не только наполнения ребёнка, но и формата отработки не реже раза в 3 дня. Потому что каждый урок представляет в себе систему запросов на развитие навыка, и на рост нервных клеток. Уроки отработаны на реальных детях. Так вот в среднем ребёнок без выраженных интеллектуальных проблем хорошо берет 1 урок в недель, при повторении материала 2-3 раза, ребёнок с УО- берет материал медленнее 1 урок за 2-3 недели, с повторением до 10 раз. Но самое главное, что при такой работе в конечном итоге навык формируется, и дети из эхолалии и логореи выходят, учатся самостоятельно строить свои собственные суждения. Простыми словами ребёнок не фокусировался на слышимом потоке, эхолалил, не мог выстроить связную речь с запросом на суждение на базе внутренней речи. Мы учим его строить первые запросы на простом, доступном материале времена года, одежда, растения - на том, что его окружает. Мы формируем навык слышать речь, думать над услышанным. А потом связи сцепляются и ребёнок начинает строить свои собственные логически цепочки, думать над своими собственными задачами. Он просыпается, его мозг научился думать, так же как пловец учится плавать. Но чтобы это произошло, дендриты должны вырасти и сцепиться, а чем грубее нарушение, тем медленнее они растут. Если не отрабатывать материал, не добиваться увеличения верных ответов, даже то, что у ребёнка получалось -получит стагнацию и функция откатится. Это только кажется, что в курсе всего 11 уроков, а у меня есть дети, что эти 11 уроков проходят пол года, но самое главное, что у них есть динамика! Я всегда говорю, что данный материал не создан чтобы проскочить его «галопом по Европам», ответить на 40% вопросов лишь бы как и полететь дальше. Уроку усложняются постепенно и мозг должен не только отработать лёгкий запрос но и принять вот это усложнение.

У меня стоит огромная очередь потому что я работаю со своими учениками годами, и они не стремятся уходить. На отработку и наращивание навыков нужно время и важно правильно и грамотно выстроить сами эти запросы. В худшем случае мы получим ребёнка, что так и не научился читать. Увы, но и так бывает. Недавно случайно разговорилась в очереди в детскую поликлинику с такой бабушкой, внучка которой так и не начала читать в 18 лет, получила статус УО, хотя ребёнок способен говорить. Тот же принцип я часто наблюдаю и у детей с нарушенной способностью удерживать речь на слух и понимать её. Увы, но часто приходят дети, что в 8 классе не могут взять задачи из курса начальной школы (взяты из учебника за 4 класс), эти задачи звучат с усложнением в разрезе динамической формы построения последовательности событий. Именно такие задачи я выложу в разрезе бесплатной диагностики на своём сайте, который сейчас находится в плотной разработке и к новому году должен выйти.

Что я могу сказать, родители тоже люди. У них работа, у них задачи по обеспечению семьи и просто поиск возможности жить и радоваться жизни. Сложно сказать с налёта будет ли говорящий ребёнок коррекционным, именно поэтом нарывы проблем оголяются так поздно. Я бы посоветовала ориентироваться на нормы. Если у Вашего ребёнка нет буквы р в 5 лет, дойдите до логопеда и поставьте её. Если ребёнок в 5 лет не может складывать буквы в слоги отработайте этот навык до школы, у Вас есть 2 когда на коррекцию. Если Ваш ребёнок не понимает предметный счёт в уме, и не может решить задачу у тебя 1 яблока у мамы столько же, сколько у Вас вместе в 5 лет - это не норма. Это нужно поправить и набрать, и счёт предметов пальцем тут не поможет. Не ждите, когда специалист скажет, что Ваш ребёнок оказывается не совсем норма, и все что Вам рассказывали про обучение здоровых, оказывается не для Вас. Научите мозг думать и обрабатывать информацию до школы, до активной нагрузки на навык, до того, как отставание начнёт накатываться, как снежный ком, а гонка за здоровыми детьми превратиться практически в борьбу за выживание в школе и попытке удержать своё место под солнцем жизни среди "норматипичных" людей.

Мы бы все хотели лечить мыслью и разводить тучи руками, но увы организм диктует свои правила и слово "быстро" в системе нейрокоррекции совершенно не применимо.

П.С. Быстро может восстановиться речь после инсульта, поскольку цепочки, описанные выше у таких людей есть и они просто порваны. А у наших детей их нет изначально и их нужно вырастить и сформировать с 0. Увы, но тут чудеса крайне редкое явление.

А что Вы думаете о данной проблеме?

Я в социальных сетях.

ВК https://vk.com/logoped_anna_polyakova?from=groups

Телеграмм https://t.me/logoped_anna_polyakova

МАКС https://max.ru/logoped_anna_polyakova

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.