Найти в Дзене

«Психолог рекомендует медитацию

«Психолог рекомендует медитацию. Можно ли ее использовать как вне религиозную практику, погружение в себя, или верующим это не нужно?» На днях прилетел комментарий про недопустимость для подписчика канала применять медитацию, которую я опубликовала на прошлой неделе. Для православных христиан она не допустима. Если не ваша тема, не читайте дальше... Для себя я применяю медитацию когда сложно заснуть. Я слушаю не мантры, я не сторонник других религий, слушаю слова о расслаблении разных психологов. И мне помогает. И каждый выбирает для себя способ релаксации. А место силы, это чаще любимое место, где по воспоминаниям было так хорошо, что после приезда в это место было ощущение подъема. И образное возращение туда дает возможность переключиться. Ну, а теперь к статье. Публикую выдержки из статьи и название тоже взяты оттуда. Это ответ священника. Классическая медитация идет из восточной философии религий. Это и повторение мантр у кришнаитов, с помощью которых они входят в особое дух

«Психолог рекомендует медитацию. Можно ли ее использовать как вне религиозную практику, погружение в себя, или верующим это не нужно?»

На днях прилетел комментарий про недопустимость для подписчика канала применять медитацию, которую я опубликовала на прошлой неделе. Для православных христиан она не допустима.

Если не ваша тема, не читайте дальше...

Для себя я применяю медитацию когда сложно заснуть. Я слушаю не мантры, я не сторонник других религий, слушаю слова о расслаблении разных психологов. И мне помогает. И каждый выбирает для себя способ релаксации.

А место силы, это чаще любимое место, где по воспоминаниям было так хорошо, что после приезда в это место было ощущение подъема. И образное возращение туда дает возможность переключиться.

Ну, а теперь к статье. Публикую выдержки из статьи и название тоже взяты оттуда. Это ответ священника.

Классическая медитация идет из восточной философии религий. Это и повторение мантр у кришнаитов, с помощью которых они входят в особое духовное состояние, и практика буддистов «Випассана» (осознанность), то есть, они садятся в позу лотоса, закрывают глаза и пытаются видеть мир таким, какой он есть.

Но как бы эти медиации ни были привлекательны, они недопустимы в духовной жизни православного христианина, потому что содержат в своем корне религиозные представления тех или иных народов, которые противоречат христианскому мировоззрению.

Если мы говорим о медитации как о созерцании, то и в православии есть такое понятие, как созерцательная молитва или Иисусова молитва. В свое время это направление стало называться «исихазм», это такая древняя традиция, составляющая основу православного аскетизма. «Исихия» переводится как спокойствие, уединение, одиночество в положительном смысле этого слова.

Но мы можем выделить медитацию как психологический инструмент. Это может быть психофизиологическая практика, которая концентрирует внимание. Она направлена на одновременно на расслабление тела, на осознание личности, использует различные техники для какого-то конкретного результата — снятия тревоги, улучшения сна и так далее. Психология убрала какую-либо духовность из определения медитации.

В психологии есть очень много техник и видов медитации — пассивная и активная, содержательная и бессодержательная, закрытая и открытая. То есть, допустим, активная форма медитации связана с ритмичным движением. Есть в психологии музыкотерапия, когда человек слушает расслабляющую музыку и это влияет на его организм. Чем это не способ медитации?

Если говорить о психологии, то, допустим, когда человек просто ложится и расслабляется, когда он устал от работы, то он говорит себе: «Все будет хорошо, расслабься, тебе нужно просто полежать и отдохнуть». Считается ли это медитацией? Считается. Плохо ли это? Нет, не плохо, если это не связано с какими-то иными религиозными представлениями.

Но если мы, допустим, к открытой форме медитации добавляем какую-то религиозную составляющую другой религии, это может вызывать какое-то противоречие с догматическим вероучением.

Когда Василий Великий писал юношам о том, что «будьте как пчелы, собирайте нектар со всех цветков». Речь шла о философии — читайте Аристотеля, Платона, всех. Все языческое отсекайте, а полезное — применяйте.

Здесь такой же механизм. Психологи нового времени взяли за основу какие-то медитативные практики разных культур и внесли это в область научной сферы. И стали применять не как религиозную практику, а как психологическую.

По сути, академическая психология медитацию понимает довольно поверхностно, то есть она не углубляется в религиозный контекст. В учебниках по психологии она отождествляется с упражнениями в концентрации. Это нам на руку, это очень хорошо по одной простой причине — если мы не касаемся духовных практик и используем медитацию как упражнение в концентрации, как самоосознанность, как способ понять, чего мы хотим, то для нас, православных христиан, такая медитация не несет никакой духовной опасности. Можно спокойно это применять.

Ссылка на полный текст и там же есть ссылка на страницу священника в ВК. Он и священник и психолог.