Найти в Дзене

Хтонические миры ЗИЛАРТа

Итак, на днях я выбралась в новый музей ЗИЛАРТ. О своем впечатлении от здания я рассказала здесь. Теперь – собственно про искусство. Оно встречает еще на улице. Сейчас, помимо разрекламированного готического самосвала бельгийского художника Вима Дельвуа, там можно увидеть интересные скульптуры Дмитрия Каминкера. Выпавший снежок придавал им особое очарование… Вим Дельвуа. Самосвал В самом музее работало три выставки – «DIES ILLA» Гриши Брускина, «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» и «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве». Билет нужно покупать на каждую выставку отдельно, его полная цена – 600 рублей. Но поскольку я – федеральный льготник, а для этой категории билеты бесплатные, вопрос «Куда идти?» меня не особо волновал. Я взяла билеты «на всё» и начала осмотр с верхнего, 5-го этажа. Добро пожаловать на Страшный суд Там был Гриша Брускин, которого до этого я, к собственному стыду, не видела. Масштабная инсталляция «DIES ILLA» или «ТОТ ДЕНЬ» сочетает и развива
Оглавление

Итак, на днях я выбралась в новый музей ЗИЛАРТ. О своем впечатлении от здания я рассказала здесь.

Теперь – собственно про искусство.

Оно встречает еще на улице. Сейчас, помимо разрекламированного готического самосвала бельгийского художника Вима Дельвуа, там можно увидеть интересные скульптуры Дмитрия Каминкера. Выпавший снежок придавал им особое очарование…

В самом музее работало три выставки – «DIES ILLA» Гриши Брускина, «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» и «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве». Билет нужно покупать на каждую выставку отдельно, его полная цена – 600 рублей. Но поскольку я – федеральный льготник, а для этой категории билеты бесплатные, вопрос «Куда идти?» меня не особо волновал. Я взяла билеты «на всё» и начала осмотр с верхнего, 5-го этажа.

Добро пожаловать на Страшный суд

Там был Гриша Брускин, которого до этого я, к собственному стыду, не видела. Масштабная инсталляция «DIES ILLA» или «ТОТ ДЕНЬ» сочетает и развивает его проекты «Смена декораций», созданный для российского павильона на 57-й Венецианской биеннале (2017 год) и «Великое Завтра» (2023). Ее тема – смысл и место отдельного человека в контексте всемирной истории с ее круговоротом идей и катастроф в свете грядущего Страшного Суда. Используя самые разные формы и стили творчества (скульптуру, марионетки, видеопроекции, звуковое и световое оформление), Брускин создал особый гротесковый мир, который производит очень сильное впечатление. В нем затронуты проблемы взаимоотношения жизни и бессмертия, старого и нового, личности и власти, величия и фарса. Снимать на этой выставке не разрешают, но я не удержалась…

Жизнь – от рождения до смерти

Человеческая жизнь во всей ее полноте – это главная тема выставки «Африканское искусство: боги, предки, жизнь». Там тоже сильно попахивает «тем светом». В основе экспозиции – коллекция из более чем 1000 артефактов африканского искусства, которую почти 30 лет, начиная с 1980-х годов, собирал художник и скульптор Михаил Звягин. Теперь она находится в собрании музея «ЗИЛАРТ». Автор экспозиции, архитектор и художник Евгений Асс, распределил все объекты по одиннадцати рубрикам – «островам»: Рождение, Семья и брак, Война и охота, Тайные общества, Магия и знания, Смерть и погребение… Между ними проложены дорожки для посетителей.

На выставке
На выставке

Произведений сотни – деревянные, терракотовые, бронзовые, комбинированные – сделанные с использованием травы, шерсти, птичьих перьев и даже гнутых гвоздей. Отдельные фигурки, маски, многофигурные композиции... Большинство – удивительно выразительные.

Если честно, в этом огромном зале чувствуешь себя, как на восточном базаре: глаза разбегаются, хочется видеть всё и сразу. Впечатление усиливают и негромкие африканские ритмы, которые доносятся из динамиков, и игра света и тени… Кажется, что ты попал в неведомый фантастический мир, в котором все предметы – живые. Стоит подобрать ключ – и они заговорят. Вот только ключи куда-то затерялись… (Возможно, надо было запастись аудиогидом.)

Выбравшись и з этого леса скульптур, я поняла, что впечатлений уже более чем достаточно. К тому же, третья выставка, размещенная на двух этажах, будет работать до лета, а эти две закроются в середине января. Могу сказать точно: в этот музей я вернусь, и не раз)

А вы уже были в ЗИЛАРТе? Как впечатления?