Найти в Дзене
Нити судьбы

- Твоя карьера — это хобби — снисходительно говорил муж. Моё «хобби» теперь оплачивает его жизнь со мной

— Твоя карьера — это хобби, — снисходительно произнёс Дмитрий, даже не отрываясь от экрана ноутбука. — Серьёзные деньги зарабатываю я. Я замерла с кистью в руке. Краска стекала с ворса на белый холст, оставляя случайную кляксу там, где должно было быть небо. За окном мастерской пахло октябрём — мокрыми листьями и первым морозцем, а в комнате витали знакомые запахи скипидара и масляных красок. — Дима, я продала уже семь картин в этом месяце. — На карманные расходы хватает? — Он наконец взглянул на меня поверх очков. — Лена, ты талантливая, не спорю. Но давай реально смотреть на вещи. Я в IT зарабатываю за месяц больше, чем ты за год от своих картинок. Картинки. Пять лет учёбы в художественном институте, десять лет поисков своего стиля, бесконечные ночи с кистью в руке — всё это для него было картинками. — Может, пора найти нормальную работу? — продолжил он, возвращаясь к клавиатуре. — В офисе, с белой зарплатой. А рисованием займёшься на досуге. — Это и есть моя работа. — Ленка, ну хва

— Твоя карьера — это хобби, — снисходительно произнёс Дмитрий, даже не отрываясь от экрана ноутбука. — Серьёзные деньги зарабатываю я.

Я замерла с кистью в руке. Краска стекала с ворса на белый холст, оставляя случайную кляксу там, где должно было быть небо. За окном мастерской пахло октябрём — мокрыми листьями и первым морозцем, а в комнате витали знакомые запахи скипидара и масляных красок.

— Дима, я продала уже семь картин в этом месяце.

— На карманные расходы хватает? — Он наконец взглянул на меня поверх очков. — Лена, ты талантливая, не спорю. Но давай реально смотреть на вещи. Я в IT зарабатываю за месяц больше, чем ты за год от своих картинок.

Картинки. Пять лет учёбы в художественном институте, десять лет поисков своего стиля, бесконечные ночи с кистью в руке — всё это для него было картинками.

— Может, пора найти нормальную работу? — продолжил он, возвращаясь к клавиатуре. — В офисе, с белой зарплатой. А рисованием займёшься на досуге.

— Это и есть моя работа.

— Ленка, ну хватит фантазировать. Художники в России не зарабатывают. Это хобби для обеспеченных дам.

Дмитрий всегда говорил правду. Жёстко, прямолинейно, без сантиментов. Возможно, поэтому я в него когда-то влюбилась — в этого успешного программиста, который решал любые проблемы кодом и логикой. Но сейчас его правда резала по живому.

— А если мои картины начнут продаваться за серьёзные деньги?

— Если, если... — Дмитрий усмехнулся. — Лена, ты же не Репин и не Пикассо. Ты обычная художница из Москвы. Таких тысячи.

Я поставила кисть в банку с растворителем и вытерла руки тряпкой. Мастерская — бывшая кладовка в нашей трёхкомнатной квартире — вдруг показалась крошечной, душной, нелепой.

— Послушай, — Дмитрий встал и обнял меня со спины, — я не хочу тебя расстраивать. Просто думаю о нашем будущем. Детях, ипотеке, путешествиях. На мою зарплату это всё реально. А на твои продажи картин...

— Понятно.

— Я люблю тебя такой, какая ты есть. Творческой, увлечённой. Но быть взрослой — значит делать взрослый выбор.

Взрослый выбор. Отказаться от мечты ради стабильности. Поменять кисть на офисное кресло и таблицы Excel.

В тот вечер я не могла заснуть. Лежала и слушала ровное дыхание мужа, а в голове крутились его слова. "Хобби для обеспеченных дам". "Обычная художница из Москвы".

А утром пришло письмо от Катерины — моей одноклассницы по институту, которая пять лет назад уехала в Лос-Анджелес.

"Ленка, привет! Помнишь, ты мне скидывала фотографии своих последних работ? Показала их знакомому арт-дилеру. Он в восторге! Особенно от серии с городскими пейзажами. Говорит, это именно то, что сейчас ищут коллекционеры. Хочет устроить персональную выставку. В настоящей галерее, с каталогом и всем остальным. Ответишь?"

Я перечитала сообщение три раза, не веря глазам. Персональная выставка? В Лос-Анджелесе?

— Дима, — позвала я мужа, который собирался на работу. — Посмотри.

Он пробежал письмо глазами и пожал плечами.

— Афера какая-то. Сколько они с тебя хотят за эту выставку?

— Ничего. Наоборот, предлагают купить несколько картин для постоянной экспозиции.

— Лена, включи голову. Никто не покупает картины неизвестной русской художницы. Это развод на деньги.

— А если не развод?

— Тогда я съем свой MacBook, — рассмеялся Дмитрий. — Но проверить можно. Только не надейся особо.

Я написала Катерине, и через неделю получила официальное предложение от галереи Meridian Arts. Контракт, печати, подписи — всё выглядело серьёзно.

— Дим, смотри! Они предлагают купить пять картин за... — Я запнулась, переводя доллары в рубли. — За полтора миллиона.

Дмитрий взял документы, внимательно их изучил.

— Странно, — пробормотал он. — Выглядит легально. Но всё равно подозрительно. Почему именно ты?

— Может, потому что я действительно талантлива?

— Лена, не обижайся, но... это не про талант. Это про связи, раскрутку, имя. А у тебя этого нет.

Но я уже решила. Отправила в галерею фотографии своих лучших работ и через месяц получила предоплату — пятьсот тысяч рублей.

— Не может быть, — бормотал Дмитрий, глядя на выписку со счёта. — Просто не может быть.

— Может, — улыбнулась я. — И это только начало.

Выставка состоялась через три месяца. Катерина присылала фотографии — мои картины в красивых рамах, элегантная толпа на открытии, положительные отзывы в местной прессе.

А потом начались продажи. Одна картина, вторая, третья. Цены росли как на дрожжах. То, что год назад я продавала за двадцать тысяч, теперь уходило за двести.

— Ленка, это невероятно! — восхищалась Катерина по видеосвязи. — Тебя уже знают коллекционеры! Джеймс Милтон купил твой "Вечерний город" за восемьдесят тысяч долларов!

Восемьдесят тысяч долларов за одну картину. Больше, чем Дмитрий зарабатывал за год.

— Кто такой Джеймс Милтон? — тихо спросил муж.

— Известный продюсер, — ответила Катерина. — У него одна из лучших частных коллекций в Калифорнии.

Дмитрий сидел молча, и я видела, как в его глазах сменяются эмоции. Удивление, недоверие, что-то похожее на зависть.

— Лена, а как ты собираешься получать эти деньги? Налоги, валютное законодательство...

— Мы с галереей всё оформили официально. Я теперь международная художница, — улыбнулась я.

— Международная художница, — повторил он. — И что дальше?

— А дальше я работаю. Рисую. Зарабатываю на своём "хобби".

Через полгода у меня была вторая выставка. Через год — третья. Цены на мои работы выросли в десять раз. Американские коллекционеры выстраивались в очередь за "подлинными произведениями Елены Соколовой".

А Дмитрий... Дмитрий изменился. Он больше не говорил о моём хобби. Наоборот, с гордостью рассказывал друзьям о жене-художнице, которая "покорила Америку".

— Лена, может, пора тебе там побывать? — предложил он однажды за ужином. — Посмотреть на свои выставки, познакомиться с коллекционерами.

— А как же работа? Ты же не можешь надолго уехать.

— Я и не собираюсь. Ты поедешь одна. Это твой успех, твоя слава.

Странно. Раньше Дмитрий не выпускал меня даже к подругам без расспросов, а тут вдруг предлагал лететь в Америку одной.

— Дим, а что с нами происходит?

— Что ты имеешь в виду?

— Мы почти не разговариваем. Ты постоянно работаешь, я рисую. Как будто живём в параллельных мирах.

— Просто у нас обоих дела. Это нормально.

Но это было не нормально. Дмитрий стал холодным, отстранённым. Мои успехи словно отдаляли его от меня, а не сближали.

— Лена, — сказал он вечером, когда я получила очередной гонорар, — я горжусь тобой. Правда.

— Но?

— Но иногда кажется, что ты изменилась. Стала другой.

— Я стала увереннее в себе.

— Может быть. А может, просто деньги изменили тебя.

Деньги. Всегда эти деньги. Когда их у меня не было — я была милой мечтательницей с хобби. Когда появились — стала высокомерной и жадной.

— Дима, я же не изменилась как человек. Просто теперь знаю себе цену.

— Вот именно. Теперь ты знаешь себе цену.

Он сказал это с такой интонацией, словно это было что-то плохое.

А через неделю я случайно увидела его переписку в соцсетях. Он жаловался другу:

"Лена совсем зазвездилась. Думает, что она гений. А ведь всё это случайность — повезло с галереей. Любого бы так раскрутили."

Любого бы так раскрутили. Значит, мой талант здесь вообще не при чём. Просто удачное стечение обстоятельств.

В тот же день я купила билет в Лос-Анджелес. Впервые за пять лет брака приняла важное решение, не советуясь с мужем.

— Я лечу завтра, — сообщила я за ужином.

— Завтра? Так внезапно?

— Катерина организовала встречу с кураторами из Музея современного искусства. Это может быть важно.

— А меня не спросила?

— А зачем? Ты же сам говорил, что это моя карьера.

Дмитрий нахмурился, но ничего не ответил.

Лос-Анджелес встретил меня жарким солнцем и пальмами. Катерина, загорелая и счастливая, ждала в аэропорту с букетом цветов.

— Ленка, ты звезда! — обнимала она меня. — Половина местных художников мечтают о таком успехе!

Мы поехали сразу в галерею. Увидеть мои картины на белых стенах, под профессиональным освещением, с табличками на английском языке было сюрреально.

— Кстати, — сказала Катерина, — завтра у тебя интервью с журналом Art Today. А послезавтра — встреча с продюсерами. Они хотят снять о тебе документальный фильм.

— Документальный фильм?

— Представляешь! "Русская художница покоряет Америку". Очень коммерческая история.

За три дня в Лос-Анджелесе я дала пять интервью, познакомилась с двадцатью коллекционерами и продала ещё семь картин. Общая сумма составила триста тысяч долларов.

— Лена, а ты не думала остаться? — спросила Катерина в последний день. — Здесь для тебя открыты все двери. В России такого успеха не добиться.

— У меня там муж.

— А он что, не может переехать? IT-специалисты здесь на вес золота.

Я представила Дмитрия в Калифорнии. Он бы растерялся, испугался, стал бы цепляться за привычную московскую жизнь. А потом начал бы винить меня в том, что заставила его всё бросить ради моих "картинок".

— Нет, Катя. Я не готова.

— Тогда хотя бы приезжай чаще. У тебя здесь большое будущее.

В самолёте я думала о словах подруги. Большое будущее. В России я была просто Лена Соколова, женой программиста Дмитрия. А здесь — Elena Sokolova, восходящей звездой арт-рынка.

Дмитрий встретил меня в Домодедово с цветами и улыбкой.

— Ну как? Покорила Америку?

— Вроде того.

— Рассказывай всё! Сколько заработала, с кем познакомилась!

За ужином я делилась впечатлениями, а Дмитрий слушал с неподдельным интересом. Словно я была не женой, а успешной знакомой, чьи достижения можно примерить на себя.

— Лена, ты молодец. Правда. Я не верил, а ты доказала.

— Доказала что?

— Что можно зарабатывать на искусстве. Хотя ты скорее предприниматель, чем художник.

— Почему предприниматель?

— Ну, ты же умело себя продаёшь. Находишь нужных людей, договариваешься. Это бизнес-навыки.

Опять. Всё что угодно, только не талант. То удачное стечение обстоятельств, то бизнес-навыки. Но никогда — искусство.

— Дим, а ты хоть раз внимательно смотрел мои картины?

— Конечно смотрел. Красиво рисуешь.

— И что ты в них видишь?

— Эм... города, людей, пейзажи. А что я должен видеть?

Ничего. Он не видел ничего. Для него это были просто картинки, которые почему-то хорошо продаются.

На следующий день позвонил директор галереи Meridian Arts.

— Елена, у меня потрясающие новости! Ваша картина "Московские сумерки" номинирована на премию Emerging Artist Award!

— Что это значит?

— Это очень престижная международная премия для молодых художников. Если выиграете, ваши работы будут стоить в разы дороже.

— А каковы шансы?

— Отличные. Жюри в восторге от вашей техники.

Я рассказала новость Дмитрию, но он отреагировал странно.

— Это хорошо, — сказал он без энтузиазма. — Очень хорошо.

— Дим, что не так? Ты выглядишь расстроенным.

— Да нет, всё нормально. Просто устал.

Но я видела: что-то его мучило. Мой успех словно причинял ему боль.

— Может, сходим куда-нибудь? Отметим?

— Давай лучше дома посидим. Закажем пиццу, посмотрим фильм.

Мы заказали пиццу и включили комедию, но Дмитрий всё время отвлекался на телефон. А когда я попыталась обнять его, он мягко отстранился.

— Лен, я немного не в настроении. Извини.

Той ночью мы впервые за пять лет брака легли спать, даже не поцеловавшись на ночь.

А утром я поняла, в чём дело. Случайно увидела открытый чат в его телефоне:

"Дим, как дела с женой-звездой?"

"Да достала уже со своими картинками. Думает, что она теперь пуп земли. А дома даже суп не готовит — всё время рисует."

"Хуже быть не может?"

"Ещё как может. Скоро она захочет диктовать условия. Типа, я теперь кормилец семьи, значит главная."

"А ты что?"

"А я напомню ей, кто здесь настоящий мужчина."

Мне стало холодно. Дмитрий воспринимал мой успех как угрозу своему мужскому эго. Он не радовался за меня — он боялся меня.

— Дим, — позвала я, входя на кухню, — нам нужно поговорить.

— О чём?

— О нас. О том, что между нами происходит.

— Ничего особенного не происходит. Ты работаешь, я работаю.

— Ты злишься на меня из-за денег?

— С чего ты взяла?

— Ты изменился с тех пор, как мои картины стали продаваться.

— Лена, не придумывай проблемы на ровном месте.

— Тогда почему ты говоришь друзьям, что я "достала со своими картинками"?

Дмитрий замер с кружкой кофе в руке.

— Ты подслушивала мои разговоры?

— Твой телефон лежал разблокированным. Я случайно увидела.

— И что ты увидела?

— То, что ты считаешь меня зазнайкой, которая забыла своё место.

— Лена...

— Нет, дай мне договорить. Пять лет назад ты называл мою живопись хобби. Говорил, что серьёзные деньги зарабатываешь только ты. А теперь, когда оказалось, что я зарабатываю больше, ты не можешь с этим смириться.

— Это не так!

— Тогда объясни, что происходит. Почему ты отстранился? Почему не радуешься моему успеху?

Дмитрий поставил кружку на стол и долго молчал.

— Знаешь что, Лена? Я устал быть мужем звезды.

— Что?

— Я привык быть главным в этой семье. Принимать решения, планировать будущее, быть опорой. А теперь ты зарабатываешь больше, тебя знают, тобой восхищаются. А я что? Я просто муж успешной художницы.

— И это плохо?

— Для мужчины — да, плохо.

Вот оно. Честное признание. Дмитрий не мог вынести того, что женщина оказалась успешнее его.

— Дим, я же не требую, чтобы ты сидел дома и готовил борщи. Ты по-прежнему успешный программист.

— Успешный программист, который зарабатывает в три раза меньше жены.

— И что? Деньги же общие.

— Лена, ты не понимаешь. Когда мужчина не может обеспечить семью лучше женщины, он чувствует себя неудачником.

— Это твои комплексы!

— Может быть. Но я с ними ничего не могу поделать.

Мы стояли на кухне и смотрели друг на друга как незнакомые люди. Пять лет совместной жизни — и оказалось, что мы совершенно по-разному понимаем партнёрство.

— Дмитрий, а если бы мои картины так и не начали продаваться?

— Что если бы?

— Ты бы меня всю жизнь считал неудачницей с глупым хобби?

— Я бы тебя любил такой, какая ты есть.

— То есть удобной. Зависимой. Благодарной за то, что ты меня содержишь.

— Лена, хватит!

— Нет, не хватит! Я хочу понять: ты меня любишь или свою власть надо мной?

Дмитрий побледнел.

— Конечно, люблю тебя!

— Тогда радуйся моему успеху. Гордись мной. Поддерживай меня.

— Я и поддерживаю...

— Ты терпишь. Это разные вещи.

В тот день мы легли спать в полном молчании. А утром мне позвонила Катерина:

— Ленка, ты сидишь? У меня новость!

— Какая?

— Ты выиграла! Emerging Artist Award — твоя! Это означает контракт с крупнейшими галереями Европы и Америки!

Я молча слушала её восторженную речь про выставки в Лувре и Музее Гуггенхайма. А потом спросила:

— Катя, а сколько это денег?

— Много. Очень много. Твоя живопись теперь будет стоить как работы признанных мастеров. Ты стала миллионершей, Лен!

Миллионерша. Я, Лена Соколова, которая год назад продавала картины по двадцать тысяч рублей.

— И что дальше?

— Дальше ты едешь в Париж получать премию. Церемония через месяц. А потом остаёшься в Европе — у тебя турне по галереям.

— На сколько?

— На полгода минимум. Лена, это твой звёздный час!

Вечером я рассказала новость Дмитрию. Он выслушал молча, а потом сказал:

— Поздравляю. Серьёзно.

— И всё?

— А что ещё? Ты добилась своего.

— Дим, поедешь со мной?

— Куда?

— В Париж. На церемонию.

— Не смогу. У меня проект горит.

— А потом? В турне по Европе?

— Лена, я не могу бросить работу ради твоих выставок.

— Но это важно для меня!

— А моя работа для меня важна. Кто-то же должен зарабатывать реальные деньги.

Реальные деньги. Он до сих пор не признавал, что мои доходы превысили его в разы.

— Хорошо, — сказала я. — Тогда я поеду одна.

— Езжай. Только не забудь, где твой дом.

Эта фраза прозвучала как угроза.

Через неделю я улетела в Париж. Церемония в Лувре была как сон — красные дорожки, фотографы, речи на французском языке. Меня представили как "восходящую звезду русского искусства", и я впервые почувствовала себя по-настоящему состоявшейся художницей.

— Мадам Соколова, — подошёл ко мне элегантный мужчина лет сорока, — позвольте представиться. Жан-Пьер Дюваль, директор галереи Moderne в Канне. Не могли бы мы поговорить о сотрудничестве?

Оказалось, он предлагал мне эксклюзивный контракт — все мои новые работы будет представлять только его галерея. За два миллиона евро авансом.

— Мне нужно подумать, — сказала я.

— Конечно. Но знайте — такие предложения делаются раз в жизни.

Я позвонила Дмитрию поделиться новостью.

— Два миллиона евро? — переспросил он. — Ты уверена, что это не афера?

— Дмитрий, ты же видишь — всё серьёзно.

— Вижу, что ты окончательно улетела в облака. Какие два миллиона, Лена? Опомнись!

— Почему ты не можешь просто порадоваться за меня?

— Потому что боюсь, что ты наделаешь глупостей! Подпишешь какую-нибудь бумагу, а потом выяснится, что тебя развели!

— Дим, со мной работают лучшие юристы Европы.

— А со мной работает здравый смысл. Лена, возвращайся домой. Хватит играть в звезду.

— Я не играю. Я работаю. И очень успешно.

— Ты забыла, кто ты такая!

— Я художница. Международного уровня.

— Ты моя жена! — взорвался Дмитрий. — И твоё место рядом со мной, а не в этих ваших галереях!

Я медленно положила трубку. Впервые за пять лет брака Дмитрий показал своё истинное лицо. Он не видел во мне личность — только свою собственность.

А на следующий день случилось то, чего я совсем не ожидала. Мне позвонил незнакомый номер с московским кодом.

— Алло, Елена Александровна? Это Михаил Крестьянников из галереи "Эрарта".

— Слушаю.

— Я слежу за вашими успехами в Европе. Невероятные достижения! А теперь хочу предложить нечто особенное.

— Что именно?

— Персональную выставку в Москве. В Третьяковской галерее. Мы договорились с руководством — готовы предоставить лучшие залы.

Третьяковская галерея. Святая святых русского искусства. То место, где мечтает выставиться каждый художник.

— Но я же современная художница. Третьяковка — это классика.

— У них есть отдел современного искусства. И они заинтересованы в вас после вашего триумфа в Париже.

— А финансовые условия?

— Миллион долларов за выставку. Плюс процент с продаж. Елена Александровна, это исторический момент. Вы станете первой современной русской художницей, которая покорила и Запад, и Россию.

Я согласилась почти не рараздумывая. Выставиться в Третьяковке — это было пределом мечтаний.

Но когда я рассказала новость Дмитрию, он не обрадовался.

— Лена, ты там совсем сошла с ума? Третьяковская галерея — это музей, а не коммерческое предприятие.

— Там есть отдел современного искусства.

— Да не было никогда такого отдела! Тебя разводят, как лохушку!

— Дим, я проверила. Всё чисто.

— Ничего ты не проверила! Ты поверила первому встречному, который пообещал тебе звёзды с неба!

— А ты не можешь допустить мысль, что я действительно добилась чего-то значимого!

— Лена, вернись домой. Немедленно. Хватит этого цирка.

— Какого цирка?

— Ты носишься по Европе, играешь в великую художницу, а дома тебя ждёт реальная жизнь!

— Это и есть моя реальная жизнь!

— Твоя реальная жизнь — это наша семья!

— Семья, в которой муж не поддерживает, а принижает жену?

— Я тебя не принижаю. Я пытаюсь вернуть с небес на землю.

— Дмитрий, я прекрасно стою на земле. Просто эта земля оказалась гораздо шире, чем наша московская квартира.

Он повесил трубку, а я осталась стоять в номере парижского отеля, глядя на огни Эйфелевой башни.

В тот же вечер позвонила мама.

— Леночка, что у вас с Димой происходит? Он звонил, весь расстроенный.

— А что он сказал?

— Что ты потерял голову от успехва. Забыла про семью.

— Мам, я не забыла. Я просто поняла, что стою большего, чем думала раньше.

— Дочка, успех — это хорошо. Но семья важнее.

— А если муж не принимает твой успех?

— Тогда нужно найти компромисс.

— Какой компромисс? Отказаться от карьеры ради его эго?

— Лена, мужчины такие. Им нужно чувствовать себя главными.

— Мам, какой сейчас век на дворе!

— Век как век, а мужская психология не меняется.

После разговора с мамой я долго ходила по номеру, размышляя. Все — и муж, и мама, и даже некоторые подруги — считали, что я должна пожертвовать карьерой ради семейного мира. Но почему никто не требовал от Дмитрия пожертвовать своим эго ради моего счастья?

А утром произошло событие, которое всё изменило. Мне позвонил тот самый Михаил Крестьянников.

— Елена Александровна, у меня сюрприз. Включайте новости.

Я включила CNN и обомлела. В сюжете о премии Emerging Artist Award показывали мои картины и говорили о "русском феномене в мировом искусстве".

— Видите? — смеялся Михаил. — Вы теперь международная знаменитость! И знаете что? Поступило предложение от Голливуда.

— Какое предложение?

— Хотят снять о вас художественный фильм. "История девушки, которая покорила мировое искусство, несмотря на недоверие близких". Очень кинематографичная история!

Художественный фильм. О моей жизни.

— А сколько это стоит?

— Пять миллионов долларов за права на экранизацию. Плюс вы будете консультантом.

Пять миллионов долларов. За историю моей жизни.

Я представила, как Дмитрий будет смотреть фильм о жене, которую считал неудачницей с глупым хобби. Как он увидит себя глазами сценаристов — мужчину, который не верил в талант близкого человека.

— Михаил, а можно включить в сценарий... некоторые подробности семейной жизни?

— Конечно! Конфликт с непониманием мужа — это очень сильная драматургическая линия. Покажет, через что приходится проходить талантливым женщинам.

Я дала согласие на экранизацию. И одновременно поняла — назад дороги нет. Моя жизнь изменилась навсегда.

Через неделю я вернулась в Москву. Дмитрий встречал в аэропорту с букетом и виноватым лицом.

— Лен, прости. Я вёл себя как дурак.

— Да, вёл.

— Я просто не мог поверить, что всё это реально. Казалось каким-то сном.

— Это не сон. Это моя жизнь.

— Я знаю. И я хочу быть её частью.

— Дмитрий, ты пять лет считал мою живопись бесполезным хобби. Что изменилось?

— Изменилось то, что я увидел тебя по телевизору. Услышал, как о тебе говорят искусствоведы, критики. Понял, что ты действительно талантлива.

— То есть ты поверил в меня только когда поверили другие?

— Лена, не надо так...

— Нет, именно надо. Ты не видел мой талант, пока его не признали чужие люди. Ты не верил в мои способности, пока они не принесли больших денег.

— Но теперь я верю!

— Поздно.

Дмитрий побледнел.

— Что значит поздно?

— Это значит, что я больше не нуждаюсь в твоей вере. Я нашла её в себе.

— Лена, мы же семья!

— Мы были семьей, пока ты меня поддерживал. А когда начал принижать — стали соседями по квартире.

— Но я исправлюсь! Буду другим!

— Дим, ты будешь поддерживать меня только пока я успешна. А если завтра мода на мои картины пройдёт — снова станешь называть их хобби.

— Это не так!

— Тогда ответь честно: если бы я не стала знаменитой, ты бы всю жизнь считал меня неудачницей?

Дмитрий молчал, и это было красноречивее любых слов.

— Лена, но мы же можем начать с чистого листа!

— Можем. Но я уже начала. Без тебя.

В тот вечер мы долго говорили. Дмитрий просил прощения, обещал измениться, клялся, что будет поддерживать любые мои начинания.

— Дим, знаешь, что самое печальное? Ты полюбил не меня — ты полюбил мой успех.

— Лена, я всегда тебя любил!

— Ты любил удобную версию меня. Которая готовила ужины, не зарабатывала много денег и не затмевала твоих достижений.

— А теперь что?

— А теперь я знаю себе цену. И она намного выше, чем ты думал.

На следующий день я подписала контракт с французской галереей. Два миллиона евро за эксклюзивное право продавать мои работы в Европе.

— Лен, это невероятно! — Дмитрий изучал документы с неподдельным восхищением. — Ты теперь богаче меня в сто раз!

— И что ты по этому поводу чувствуешь?

— Гордость! Я женат на гении!

Но я видела в его глазах не только гордость. Там был страх. Страх человека, который понял, что больше не контролирует ситуацию.

— Дим, а что ты будешь делать дальше?

— Как что? Работать, поддерживать тебя...

— А если я предложу тебе стать моим менеджером? Заниматься моей карьерой?

— Бросить IT?

— Почему бы нет? Будешь зарабатывать больше, чем программист.

Дмитрий задумался. Я видела, как в его голове сражаются противоречивые желания — страх потерять привычную жизнь и соблазн оказаться рядом с моим успехом.

— А если у тебя творческий кризис? Если перестанешь продаваться?

— Тогда останешься без работы. Как и я.

— Это рискованно...

— Моя карьера всегда была рискованной. Но ты этого не понимал, пока риски не превратились в миллионы.

Через неделю мне позвонила Катерина с очередной новостью:

— Ленка, ты не поверишь! Твоя картина "Московская зима" ушла с аукциона за полмиллиона долларов!

— Серьёзно?

— Её купил какой-то русский олигарх для своей лондонской квартиры. Говорит, что это лучшее изображение родины, которое он видел!

Полмиллиона долларов за одну картину. За работу, которую я написала за три дня в своей крохотной мастерской.

— Катя, а помнишь, как всё начиналось? Ты просто показала мои фотографии знакомому дилеру...

— Помню. А знаешь что? Тот дилер тогда сказал, что у тебя особый взгляд. Что твои работы заставляют людей чувствовать.

— Особый взгляд...

— Лена, ты действительно талантлива. И не позволяй никому в этом сомневаться. Даже мужу.

Вечером я сидела в своей мастерской и писала новую картину. "Окно в мир" — так я её назвала. Женщина смотрит из маленькой комнаты на огромное пространство за окном.

— Красиво, — сказал Дмитрий, заглядывая ко мне. — Это автопортрет?

— Можно сказать и так.

— Лена, я хочу извиниться. За всё. За то, что не верил, за то, что принижал твой талант.

— Я знаю.

— И я хочу попросить ещё один шанс.

— Дим, проблема не в том, что ты не верил. Проблема в том, что ты не уважал мой выбор.

— Но теперь уважаю!

— Потому что он оказался прибыльным. А если бы я так и осталась художницей-любителем?

— Я бы... я бы тоже тебя поддерживал.

— Нет, не поддерживал бы. Ты бы всю жизнь напоминал мне о моей неуспешности.

Дмитрий сел на стул рядом с мольбертом.

— Лена, ты права. Я был эгоистом. Думал только о себе, о своём комфорте. Но люди меняются!

— Меняются. Но не всегда в лучшую сторону.

— Что ты имеешь в виду?

— Год назад ты не верил в мой талант, но хотя бы был со мной честен. А сейчас восхищаешься мной, но я не верю в искренность твоих чувств.

— Почему?

— Потому что ты полюбил не художницу Лену. Ты полюбил миллионершу Лену.

Мы сидели в тишине, и я понимала — что-то безвозвратно сломалось в наших отношениях. Не его недоверие к моему таланту, а моё недоверие к его мотивам.

— Дмитрий, — сказала я наконец, — у меня есть предложение.

— Какое?

— Давай разведёмся по-хорошему. Я куплю тебе квартиру, дам денег на новое начало. Останемся друзьями.

— Ты меня выгоняешь?!

— Я предлагаю честное решение. Ты никогда не полюбишь успешную жену. А я никогда больше не стану удобной и зависимой.

— Лена, это же глупо! Мы любим друг друга!

— Ты любишь мои деньги. А я любила тебя таким, каким ты больше не будешь.

— Каким?

— Честным. Тогда ты честно говорил, что считаешь мою живопись хобби. Это было обидно, но искренне. А сейчас ты притворяешься, что всегда в меня верил.

— Но я хочу исправиться!

— Дим, нельзя исправить то, что тебя не устраивает в моём характере. Я никогда не буду тихой домашней женой. Буду зарабатывать, путешествовать, принимать решения. Ты сможешь с этим жить?

Дмитрий долго молчал.

— Не знаю, — признался он наконец. — Наверное, нет.

— Вот и весь ответ.

На следующий день я подала документы на развод. Дмитрий не сопротивлялся — видно, тоже понял, что мы зашли в тупик.

— Лена, — сказал он в последний день, когда забирал вещи, — а что если бы твои картины так и не начали продаваться?

— А что если бы начали продаваться раньше?

— Не понимаю.

— Если бы я стала успешной в первый год брака, ты бы тогда меня поддержал?

— Конечно!

— Врёшь. Ты бы решил, что жена зарабатывает слишком много, и попросил бы меня поубавить амбиции.

— Откуда ты знаешь?

— Потому что ты именно это и сделал сейчас. Просто замаскировал под заботу о семье.

Дмитрий ушёл, а я осталась одна в квартире, которую теперь могла переделать в огромную мастерскую.

Через месяц состоялась та самая выставка в Третьяковке — она оказалась реальной, не афёрой. Половина картин разошлась в первый день.

— Елена Александровна, — подошёл ко мне директор музея, — вы создали настоящий фурор. Такого ажиотажа вокруг современного искусства у нас не было никогда.

— Спасибо. Для меня это большая честь.

— А знаете, что самое удивительное? Ваши работы покупают не только состоятельные коллекционеры. Обычные люди берут кредиты, чтобы приобрести хотя бы литографию.

— Почему?

— Говорят, что ваши картины дают надежду. Показывают, что мечты сбываются, если в них верить.

Мечты сбываются, если в них верить. А ещё — если рядом нет людей, которые эти мечты высмеивают.

— Елена Александровна, — подошла молодая женщина с каталогом, — можно автограф? Я тоже художница, только начинающая. Ваша история даёт мне силы не сдаваться.

— Конечно. А что говорят ваши близкие о творчестве?

— Муж говорит, что это баловство. Что пора найти серьёзную работу.

— И что вы ответите?

— Раньше соглашалась с ним. А теперь... теперь покажу ему ваш пример. Скажу, что у каждого должно быть право на мечту.

Я подписала каталог, а девушка ушла с горящими глазами.

А вечером мне позвонил неожиданный человек.

— Лена? Это Дмитрий.

— Привет. Что случилось?

— Я был на твоей выставке.

— И?

— И понял, что совершил ошибку. Ты действительно гениальна.

— Дим, мы же всё обсудили...

— Но я изменился! Теперь по-настоящему понимаю твоё искусство!

— Ты не понимаешь моё искусство. Ты понимаешь мою цену.

— Лена, дай мне ещё один шанс!

— Зачем? Чтобы через год ты снова начал говорить, что моя карьера — это хобби?

— Я никогда больше не скажу такого!

— Дмитрий, знаешь что? Приходи завтра вечером. Поговорим.

— Серьёзно?

— Серьёзно.

На следующий день Дмитрий пришёл с огромным букетом и коробкой дорогого шампанского.

— Лен, я всё продумал. Мы можем начать новую жизнь. Я буду твоим помощником, агентом...

— Дим, присядь.

— Что-то случилось?

— Да. Я хочу тебе кое-что показать.

Я включила ноутбук и открыла файл — черновик сценария голливудского фильма о моей жизни.

— Что это?

— Сценарий фильма про меня. Читай.

Дмитрий пробежал глазами по тексту и побледнел.

— Лена, здесь же всё про нас! Про наши разговоры!

— Да. Про то, как муж годами называл творчество жены бесполезным хобби.

— Но это же наша личная жизнь!

— Которая стала частью публичной истории. История женщины, которая добилась успеха вопреки недоверию близких.

— Ты не можешь этого сделать!

— Уже сделала. Фильм выйдет через год.

— Лена, меня же все узнают! Это разрушит мою репутацию!

— А что ты хотел? Чтобы я промолчала о годах унижений?

— Я же не нарочно! Я просто не понимал!

— Дмитрий, в сценарии есть продолжение. Хочешь узнать, чем всё закончится?

Он кивнул, хотя в глазах читался страх.

— Героиня разводится с мужем и находит счастье в творчестве. А муж... а муж остаётся один со своими комплексами.

— И это всё? Никакого воссоединения?

— Никакого. Потому что любовь нельзя вернуть, если она была основана на неравенстве.

Дмитрий долго сидел молча, а потом тихо спросил:

— А если бы я изначально поддерживал твоё творчество? Верил в тебя с самого начала?

— Тогда была бы другая история. История семьи, которая вместе поднималась к успеху.

— Но такой истории нет.

— Нет. Есть только та, что произошла.

— И изменить ничего нельзя?

— Нельзя изменить прошлое. Можно только не повторять ошибок в будущем.

— Лена, прости меня.

— Я не злюсь на тебя, Дим. Просто понимаю — мы хотели разных вещей от брака.

— Каких?

— Ты хотел удобную жену. А я хотела любящего партнёра. Мы оба не получили желаемого.

Дмитрий ушёл, а я вернулась к мольберту. Новая картина называлась "Свобода". Женщина с крыльями, которая наконец расправила их во всю ширь.

Через полгода фильм "Художница" вышел в прокат и собрал три номинации на Оскар. История девушки, которая не поверила тем, кто говорил, что её мечта — это просто хобби.

А ещё через год я получила письмо от той молодой художницы с выставки:

"Елена Александровна, хочу поделиться новостью. Я развелась с мужем, который не верил в мою живопись. И знаете что? Впервые за долгие годы чувствую себя по-настоящему свободной. Рисую то, что хочу, когда хочу. И мои картины наконец начали продаваться! Спасибо вам за пример. За то, что показали — мечты стоит защищать."

Мечты стоит защищать. Даже от тех, кто должен их поддерживать.

Сейчас я живу в Париже полгода, в Москве полгода. Пишу картины, которые покупают музеи по всему миру. И знаете, о чём думаю каждое утро, просыпаясь в своей мастерской с видом на Сену?

О том, что иногда самое страшное в жизни — не остаться одной. Самое страшное — остаться с тем, кто делает тебя меньше, чем ты есть на самом деле.

А моё бывшее "хобби" теперь и правда оплачивает мою жизнь. И это оказалось гораздо лучше, чем жить за счёт чужого снисхождения.