Найти в Дзене
КиноРаритет

«Родня» Никиты Михалкова: фильм о том, как Советский Союз встретил своё будущее и испугался

Фильм Никиты Михалкова «Родня» давно стал классикой, но чем дальше мы от него уходим, тем яснее понимаем: это не просто бытовая трагикомедия о сложных отношениях в отдельно взятой семье. Это — точный портрет позднесоветского общества, которое внезапно обнаруживает, что вокруг стремительно меняется мир. Меняется музыка, ритм жизни, язык общения. Меняется молодое поколение. И для людей, живших десятилетиями внутри привычных норм, эти перемены кажутся чем-то пугающе инопланетным. Когда «своё» сталкивается с «чужим» В «Родне» Михалков зафиксировал удивительный момент: в начале 80-х годов западная культура в СССР проникала ещё очень дозировано, но её влияние на советских людей уже становилось огромным. Музыка, журналы, кино — молодёжь ловила любые крупицы «оттуда», а старшее поколение смотрело на всё это с тревогой и непониманием, не замечая, что и само постепенно увлекается «импортом». Самая большая загадка трагикомедии «Родня» - почему же Никита Михалков на роль девочки взял мальчика? Хар
Оглавление

Фильм Никиты Михалкова «Родня» давно стал классикой, но чем дальше мы от него уходим, тем яснее понимаем: это не просто бытовая трагикомедия о сложных отношениях в отдельно взятой семье. Это — точный портрет позднесоветского общества, которое внезапно обнаруживает, что вокруг стремительно меняется мир. Меняется музыка, ритм жизни, язык общения. Меняется молодое поколение.

И для людей, живших десятилетиями внутри привычных норм, эти перемены кажутся чем-то пугающе инопланетным.

Когда «своё» сталкивается с «чужим»

В «Родне» Михалков зафиксировал удивительный момент: в начале 80-х годов западная культура в СССР проникала ещё очень дозировано, но её влияние на советских людей уже становилось огромным. Музыка, журналы, кино — молодёжь ловила любые крупицы «оттуда», а старшее поколение смотрело на всё это с тревогой и непониманием, не замечая, что и само постепенно увлекается «импортом».

Самая большая загадка трагикомедии «Родня» - почему же Никита Михалков на роль девочки взял мальчика?
Самая большая загадка трагикомедии «Родня» - почему же Никита Михалков на роль девочки взял мальчика?

Характерно, что снимая фильм о семье и провинции, Михалков вплетает в ткань повествования множество эпизодов, где «заграница» вторгается в советскую жизнь. И делает он это без осуждения, но и не без грусти. Потому что «деревенское», традиционное — уходит. Его сменяет что-то новое, сильное и необратимое.

Байкер Хотиненко: не просто западный, но инопланетный

Один из самых странных и ярких эпизодов фильма — коротенькая сцена с байкером Валериком.

Мало кто теперь помнит, но этого модернового, словно внеземного персонажа играет Владимир Хотиненко, будущий известный режиссёр. В те годы он учился у Михалкова, и мастер позвал его на короткую, но ключевую роль.

Байкер одет почти в космический костюм, говорит тонким, необычным, «нечеловеческим» голосом. В контексте фильма он символизирует не просто Запад — он символ какого-то другого, «инопланетного» мира. Стирание привычных границ, появление новых правил, новых людей, которые живут иначе, чем «правильно».

Эпизодический персонаж Владимира Хотиненко кажется в антураже позднесоветских дворов пришельцем с инопланетного НЛО
Эпизодический персонаж Владимира Хотиненко кажется в антураже позднесоветских дворов пришельцем с инопланетного НЛО

Для героев фильма — это пришелец. И зрители 80-х воспринимали его именно так.

«Заграницей» заражён и стар, и мал

Заразительность нового Михалков показывает и через маленькие, смешные детали.

Вот сотрудница гостиницы — её играет великолепная Римма Маркова — прямо на рабочем месте и по журналу с Брюсом Ли учится приёмам каратэ.

Сцена одновременно абсурдная и узнаваемая: так в СССР выглядело столкновение массовой культуры с железным занавесом. Люди, которые никогда не были на Западе, пытались «примерить» его по картинкам и отрывочным знаниям.

Один из самых смешных и странных образов в фильме Никиты Михалкова «Родня» - Римма Маркова, изучающая боевые приёмы
Один из самых смешных и странных образов в фильме Никиты Михалкова «Родня» - Римма Маркова, изучающая боевые приёмы

Это и смешно, и грустно.

А вот и знаменитый эпизод, где дочь героини Светланы Крючковой (почему-то сыгранная мальчиком Федей Стуковым) танцует под «Boney M» на фоне маминых истерик.

Многие зрители десятилетиями воспринимали это как чистую комедию. Но если всмотреться в глаза Крючковой — там страх.

Светлана Крючкова в михалковской «Родне» убедительно изображает ужас матери, осознавшей, что её ребёнок - «инопланетянин»
Светлана Крючкова в михалковской «Родне» убедительно изображает ужас матери, осознавшей, что её ребёнок - «инопланетянин»

Женщина понимает: её ребёнок живёт в другом мире. И передать дочке свои тревоги, свою боль она не может. Она говорит в пустоту.

Это такая же «встреча с пришельцем», как и сцена с байкером. Старшее поколение впервые понимает: дети — это уже другая цивилизация.

Камео создателей: Михалков, Адабашьян и Лебешев сами входят в кадр

Редкий зритель замечает, что Михалков в «Родне» появляется дважды — и не один, а вместе со своими соавторами: художником Александром Адабашьяном и оператором Павлом Лебешевым.

В «Родне» Никита Михалков приготовил пару забавных камео для себя и своих коллег по фильму
В «Родне» Никита Михалков приготовил пару забавных камео для себя и своих коллег по фильму

Первый раз — в сцене с фотобудкой, когда героиня Нонны Мордюковой и её великовозрастный ухажёр пытаются сделать снимок на память, а вместо этого в автомате «проявляется» чужая фотография творческой троицы.

Второй — в ресторане, где героиня преследует зятя в надежде спасти семью. Там Михалков и Адабашьян изображают мерзеньких официантов, а Лебешев, в халате повара, мучает курицу.

Очкастый повар, так лихо пытающий тушку курицы в «Родне», - это Павел Лебешев, талантливейший кинооператор
Очкастый повар, так лихо пытающий тушку курицы в «Родне», - это Павел Лебешев, талантливейший кинооператор

Это своеобразная авторская пометка: мы внутри этой истории, мы тоже её часть.

Почему финал «Родни» сегодня смотрится особенно зловеще

В финале герои фильма «Родня» мирятся на фоне проводов юношей в армию.

Тема «если завтра война» всплывает в фильме несколько раз — ненавязчиво, но упорно. И важно: армия показана как символ устойчивости и солидности, в противовес «суетливым гражданским» с их мелкими драмами.

В 80-х это читалось как простой советский контекст. Сегодня — как страшное пророчество.

Пока они не оказались на армейских проводах, три поколения женщин в фильме «Родня» никак не могут найти общий язык
Пока они не оказались на армейских проводах, три поколения женщин в фильме «Родня» никак не могут найти общий язык

Михалков невольно поднимает вопрос: неужели русским действительно нужна война, чтобы ощутить своё единство, своё родство? В 2020-х этот вопрос звучит пугающе громко.

Почему «Родня» сегодня — один из самых важных фильмов о позднем СССР

Потому что это картина о том, как целая страна впервые взглянула в лицо своему будущему — и испугалась.

В «Родне» Никита Михалков показывает не просто семейные конфликты, а разрыв поколений, который стал роковым для Советского Союза.

Сам Никита Михалков в своём фильме «Родня» изобразил мерзенького официанта с фурункулом на шее
Сам Никита Михалков в своём фильме «Родня» изобразил мерзенького официанта с фурункулом на шее

Старшие — с усталостью, но стойкостью. Молодые — с ненасытной жаждой нового. И целая эпоха между ними — трещит по швам.

Фильм Михалкова — документ смены цивилизации. И каждый новый пересмотр раскрывает это всё яснее.