Найти в Дзене
ALZI о комиксах и юморе 2.0

«ДВА» взгляда на жизнь: как Виктор Дидюкин превратил бытовые мелочи в хитовые карикатуры

Словосочетания «картинки с натуры» и «зарисовки из жизни» кажутся чем‑то простым и даже немного старомодным. Но именно в этом жанре рождались и рождаются самые цепляющие карикатуры: без космических баталий, без супергероев, только мы с вами – в очередях, в семьях, на работе, в отпуске. Один из мастеров такого юмора – Виктор Анатольевич Дидюкин, которого читатели знают по лаконичной подписи «ДВА». Его однопанельные рисунки давно разошлись по газетам, журналам и сайтам, а многие шутки стали «гулять» по сети уже отдельно от фамилии автора. Почему именно «ДВА» Псевдоним художника работает как маленькая головоломка: во‑первых, это сокращённые инициалы Виктора Анатольевича Дидюкина; во‑вторых, прозрачный намёк на двойственность его работ. На поверхности мы видим яркую, забавную картинку: семейная перепалка, рыбалка, отпуск, офисный конфликт. Но стоит задержать взгляд – и обнаруживается вторая плоскость: мягкая, а иногда и довольно жёсткая критика человеческих слабостей; ирония над обществе
Оглавление

Словосочетания «картинки с натуры» и «зарисовки из жизни» кажутся чем‑то простым и даже немного старомодным. Но именно в этом жанре рождались и рождаются самые цепляющие карикатуры: без космических баталий, без супергероев, только мы с вами – в очередях, в семьях, на работе, в отпуске.

Один из мастеров такого юмора – Виктор Анатольевич Дидюкин, которого читатели знают по лаконичной подписи «ДВА». Его однопанельные рисунки давно разошлись по газетам, журналам и сайтам, а многие шутки стали «гулять» по сети уже отдельно от фамилии автора.

Почему именно «ДВА»

Псевдоним художника работает как маленькая головоломка:

  • во‑первых, это сокращённые инициалы Виктора Анатольевича Дидюкина;
  • во‑вторых, прозрачный намёк на двойственность его работ.
-2

На поверхности мы видим яркую, забавную картинку: семейная перепалка, рыбалка, отпуск, офисный конфликт. Но стоит задержать взгляд – и обнаруживается вторая плоскость:

  • мягкая, а иногда и довольно жёсткая критика человеческих слабостей;
  • ирония над общественными привычками;
  • осторожные, но меткие комментарии к политическим и социальным реалиям.
-3

Отсюда ощущение: вроде улыбнулся над шуткой, а потом вдруг поймал себя на мысли, что ситуация-то совсем не такая уж безобидная.

Карикатуры как «мелкий бытовой рентген»

Главная территория Дидюкина – обыденная жизнь. В центре его рисунков:

  • семейные сцены;
  • «особенности» поведения супругов;
  • любовные истории с неожиданным поворотом;
  • мужские и женские причуды, которые все узнают без подсказок.
-4

Он не уходит в абстракции и не требует специальной подготовки от читателя:
увидел картинку – и сразу ясно, кто прав, кто виноват и над кем именно мы сейчас смеёмся (чаще всего – над собой).

Его юмор:

  • не злобный, но и не приторно добрый;
  • позволяет посмеяться над пороками, не впадая в морализаторство;
  • подмигивает зрителю: «Ты же это видел десятки раз, верно?»
-5

Именно за эту узнаваемость и лёгкость его карикатуры любят как в печатных изданиях, так и в онлайне.

Самородок без «корочки»

Интересно, что за плечами у Дидюкина нет профессионального художественного образования.

Как и многие дети, он любил рисовать, но:

  • в студии и кружки специально его не отправляли;
  • среди родственников не было известных художников;
  • первые навыки оттачивались самостоятельно – ручкой на полях тетрадей, карандашом в блокноте.
-6

Возможно, именно отсутствие «школы» позволило ему выработать столь свободный, узнаваемый стиль: без академического грузa, но с яркой индивидуальностью.

От военного училища до журнальных страниц

Биография художника вполне могла бы стать сюжетной линией для отдельной карикатуры.

  • Родился Виктор в Нижнем Новгороде.
  • Почти сразу после рождения семья переехала на Сахалин. Там он окончил школу и военное училище.
  • Служба «в погонах» означала переезды, разные части, новые города и даже страны.
-7

Командировки, сослуживцы, солдатский быт – всё это стало неисчерпаемым источником наблюдений.

После увольнения из армии Дидюкин решил:
если уж рисовать тетрадные наброски всю жизнь не переставал, почему бы не попробовать сделать это профессией?

-8

Он начал активно предлагать свои работы в газеты и журналы. Сначала эпизодически, затем всё чаще. Со временем его карикатуры стали появляться в:

  • журнале «Крокодил»;
  • «Комсомольской правде»;
  • журнале «Вокруг смеха»;
  • ряде региональных и федеральных изданий.
-9

А когда в нашу жизнь пришёл интернет, рисунки с подписью «ДВА» стремительно разошлись по тематическим сайтам и сообществам, превратив автора в узнаваемого мастера бытовой сатиры.

Особенности стиля: открытка, в которой много текста — даже без слов

Карикатуры Дидюкина часто напоминают юмористические открытки:

  • чёткий сюжет в одном кадре;
  • выразительные персонажи;
  • минимум лишних деталей.
-10

Несколько характерных черт:

  1. Яркая, но не кричащая цветовая палитра.
    Цвет помогает выделить главное и поддержать настроение шутки, но не забивает собой смысл.
  2. Выразительные лица.
    Глаза, брови, улыбки и гримасы у его героев говорят больше любого длинного текста. Иногда достаточно одного взгляда персонажа, чтобы понять, чем закончится история.
  3. Лаконичные подписи.
    Реплики короткие, емкие и работают как финальный аккорд: рисунок рассказывает историю, а надпись ставит точку — или, наоборот, многоточие.
-11

Вместе всё это даёт тот самый эффект, когда карикатуру хочется не просто посмотреть, а немного «почитать глазами», рассматривая детали и отношения героев.

Почему его работы так легко «вирусятся»

В цифровую эпоху у рисунка есть всего несколько секунд, чтобы зацепить взгляд. Карикатуры Дидюкина идеально под это подстроены:

  • понятный сюжет даже в миниатюрной превьюшке;
  • сюжет, который считывается без контекста;
  • юмор, не завязанный на узкоспециальных темах или «одноразовых» новостях.
-12

Именно поэтому:

  • их пересылают друг другу в мессенджерах;
  • используют в презентациях и шутливых поздравлениях;
  • бережно сохраняют в личных подборках, чтобы вернуться в моменты усталости.
-13

Чем ценен «ДВА» сегодня

На фоне громких политических высказываний, информационного шума и жёсткой сатиры карикатуры Виктора Дидюкина напоминают о простом:

  • наша повседневность сама по себе богата на сюжеты;
  • даже мелкие бытовые нелепости заслуживают того, чтобы их заметили и над ними посмеялись;
  • способность смеяться над собой и своими привычками — это не слабость, а способ оставаться в здравом уме.
-14

Он не строит из себя морализатора и не читает лекций. Его «урок» — в мягком, но точном зеркале, в котором любой найдёт знакомые черты.

-15

И, возможно, именно поэтому подпись «ДВА» уже давно воспринимается как знак качества: перед вами не просто картинка, а маленькая история, в которой жизнь щёлкает нас по носу — но делает это с улыбкой.

-16