Найти в Дзене
Культурный код

4 мореплавателя из эпохи Великих географических открытий, которые обогнули мир

Что такое кругосветное путешествие в эру Великих географических октрытий? Это всегда путь в полную неизвестность, в бурлящий океан опасностей и событий, которые вряд ли закончатся счастливым концом. Я не преувеличивают, ибо сегодня речь пойдёт о 4-х путешественниках, которым очень повезло. А ведь были сотни тех, кто канул без вести и не оставил после себя и своей команды даже могильного холма. Путь Фернана Магеллана К тому же надо сразу понять, что самого понятия "кругосветное путешествие" ещё не существовало, ибо только единицы воспринимали Землю как огибаемый геоид. То есть единицы понимали, что можно отправиться на восток, а вернуться с запада, отчего кругосветное путешествие воспринималось примерно так: "посетить все известные и неизвестные доступные места и вернуться на изначальный маршрут, чтобы прибыть в порт отправления". 1. Фернан Магеллан - первый мореплаватель, который смог Естественно, речь надо начать с экспедиции Фернана Магеллана, которая стартовала в сентябре 1519 года
Оглавление

Что такое кругосветное путешествие в эру Великих географических октрытий? Это всегда путь в полную неизвестность, в бурлящий океан опасностей и событий, которые вряд ли закончатся счастливым концом. Я не преувеличивают, ибо сегодня речь пойдёт о 4-х путешественниках, которым очень повезло. А ведь были сотни тех, кто канул без вести и не оставил после себя и своей команды даже могильного холма.

Путь Фернана Магеллана
Путь Фернана Магеллана

К тому же надо сразу понять, что самого понятия "кругосветное путешествие" ещё не существовало, ибо только единицы воспринимали Землю как огибаемый геоид. То есть единицы понимали, что можно отправиться на восток, а вернуться с запада, отчего кругосветное путешествие воспринималось примерно так: "посетить все известные и неизвестные доступные места и вернуться на изначальный маршрут, чтобы прибыть в порт отправления".

1. Фернан Магеллан - первый мореплаватель, который смог

Естественно, речь надо начать с экспедиции Фернана Магеллана, которая стартовала в сентябре 1519 года. Причём, по иронии судьбы, сам Фернан "кругосветником" не стал, ибо сгинул, как и большая часть команды, во время этого трёхгодичного турне.

Фернан Магеллан - первый мореплаватель, который смог
Фернан Магеллан - первый мореплаватель, который смог

Но давайте поподробнее. Итак, в начале осени 1519 года с "кругосветной" задачей из Испании в исследовательское путешествие отправляется 280 человек. Команда, преодолевая трудности, обошла Африку, пересекла Индийский океан, дотянулась до Индонезии, пересекла Тихий океан и прошла через самую южную часть Южной Америки. А потом в Атлантическом океане нашла дорогу домой.

Что пришлось преодолеть? Погодные условия, подводные рифы и несколько бунтов на кораблях (часть матросов возжелала стать вольными корсарами). А сам Фернан отправился на тот свет на Филиппинских островах, которые открыл на свою голову и попросил туземцев перейти под власть испанской короны. Вообще неизвестно, поняли ли его туземцы, а потому до порта отправления добралось всего 18 человек на единственном корабле на 1081 день путешествия.

Фернан Магеллан
Фернан Магеллан

Так или иначе Магеллан увековечил себя этим путешествием и открыл немало географических объектов. В том числе именных, таких как Магелланов пролив. И был первым, кто попытался наглядно доказать, что Земля - это планета с превалированием океанов. Только услышали не все, а только малая часть научного мира.

2. Джеймс Кук

Слава о путешествии испанца Фернана быстро добралась до конкурирующих британских островов. И спустя свыше двух веков в крайне опасное плавание отправился Джеймс Кук, который находился на борту одного из кораблей с 1768 по 1771 год.

Экспедиция Джеймса Кука
Экспедиция Джеймса Кука

Надо сразу отметить, что дело кораблестроения к этой поре шагнуло далеко вперёд - парусники стремительно приближались к зениту технической оснащённости, прочности, скорости и вместимости. Но всё-таки это были парусники, движимые исключительно силой переменчивого ветра. А потому в период первого путешествия Джеймсу и его команде потребовалось немало усилий, чтобы открыть Австралию и Новую Зеландию. И при этом, довольно хитрый и предприимчивый Кук даже смог подчинить новооткрытый континент британской короне и изначально назвал его Новый Южный Уэльс.

Второе путешествие было куда как круче, ибо Джеймса понесло на Южный полярный круг, который он смог "прощупать" при первом путешествии. Но добраться до Антарктиды не смог, ибо два его корабля попали в ледяной плен. Но всё равно общий итог вышел плодотворным - на карту было нанесено немало островов южной части Атлантического океана.

Джеймс Кук
Джеймс Кук

Третье путешествие - попытка найти западный проход из Тихого океана в Атлантический океан. Цель не была достигнута. Однако он смог найти Гавайские острова, Аляску и ещё море других островов и островков по дороге. Но высадка на Гавайские острова поставила точку в личной истории Кука - в ходе большой потасовки с местными легендарный капитан был отправлен на тот свет. Но не съеден - это только легенда, которая должна была подчеркнуть "варварство" гаитян перед "развитой европейской общественностью".

3. Иван Крузенштерн

Иван Крузенштерн - первый кругосветный путешественник из Российской империи. Причём история широко запомнила только его, несмотря на то, что в путь вышли два равнозначных корабля - "Надежда" и "Нева". И вторым кораблём управлял совершенно равнозначный по статусу Юрий Лисянский.

Плавание Крузенштерна и Лисянского 1803-1806
Плавание Крузенштерна и Лисянского 1803-1806

Начало путешествия - август 1803 года, славный порт Кронштадт. В путь вышло 105 человек. И 105 же вернулись домой 3 года и 12 дней спустя, что является невообразимым прогрессом и свидетельством того, что Крузенштерн и Лисянский планировали любое своё действие до мелочей.

Крузенштерн придерживался примерно того же маршрута, что и Магеллан - пересёк экватор и отправился в сторону Южной Америки. Оттуда, по Тихому океану, в сторону Японии, где Иван хорошо описал Японские и Курильские острова, восточный берег Сахалина и южные берега Камчатки.

Иван Фёдорович Крузенштерн
Иван Фёдорович Крузенштерн

Коснувшись восточной окраины Российской империи он отправился на юг через Индонезию и попал в Индийский океан. Потом достиг южной оконечности Африки и уже оттуда отправился в Кронштадт.

4. Джошуа Слокам - первый без команды

Как вы видите, вплоть до конца XIX века требовалась полноценная команда для кругосветного путешествия морем. И далеко не каждый мог позволить себе отправиться в кругосветку, ибо такие экспедиции - дело невообразимо дорогое.

На это утверждение американец Джошуа Слокам только бы рассмеялся - в век, когда очертания всех островов и континентов уже попали на карту, он в 1895 году нагрузил припасами доработанную яхту "Спрей" и отправился в известную неизвестность совершенно один.

"Спрей" Джошуа Слокама
"Спрей" Джошуа Слокама

Ему удалось. И по возвращении в 1898 году в Ньюпорт он охотно делился с журналистами, что за это время смог познать все оттенки одиночества. Да, он заходил в порты, общался с местными и пополнял запасы. Но большая часть времени - водные просторы и ни души.

Интересно, что уже в возрасте 65 лет бравый американец захотел вновь испытать себя на прочность. И снова подготовил "Спрей" к кругосветке...

... И до сих пор неизвестно, где покоятся его кости. Говорят, что последний раз яхту видели около Бермудских островов. Но и это, может быть, только слухи, призванные подчеркнуть общую загадочность и мистичность аномального места.

С уважением, Иван Вологдин

Дорогие друзья! Теперь на этой платформе нельзя писать о сложной технике в целом. Статьи уходят в нарушения. Ищем новый формат. Об этих темах теперь только в ТГ, так как выбора нет https://t.me/CulturniyCod

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.