В 2023 году покупка Haval M6 казалась мне, да и многим другим водителям, самым рациональным решением на рынке. Огромный кроссовер размером с X-Trail, проверенный полуторалитровый турбомотор, пусть и не самый современный, но просторный салон и багажник, в который можно загрузить слона. За свои 2.2–2.3 миллиона рублей на тот момент это был настоящий подарок, особенно на фоне цен на Лады.
Я взял версию с роботизированной коробкой (DCT), так как толкаться в пробках на механике уже не хотелось, и был уверен, что сделал отличную инвестицию. Машина ликвидная, народная, бренд раскрученный. Что может пойти не так?
Прошел год. На одометре 25 тысяч километров. Машина в идеальном состоянии: ни одного ДТП, кузов в родной краске, салон чистый, все ТО у дилера по расписанию. Мысли о смене автомобиля посетили меня спонтанно - захотелось чего-то более технологичного и полноприводного, возможно, старшего брата F7 или даже Jolion в топе. С этой идеей я и поехал к официальному дилеру Haval, рассчитывая на адекватный трейд-ин. Я понимал, что потеряю в деньгах, но морально был готов к цифре в 1.8–1.9 миллиона. Все-таки машине всего год, она на гарантии и выглядит как новая.
Театр абсурда в зоне оценки
Приемка началась стандартно. Вышел менеджер с толщиномером, с умным видом обошел машину кругом. Тыкал прибором в каждый элемент, искал сколы, заглядывал под капот с таким видом, будто ожидал увидеть там двигатель от газонокосилки. После получасового осмотра и диагностики, во время которой не нашли абсолютно ничего криминального, меня пригласили за стол переговоров. Менеджер постучал пальцами по клавиатуре, посмотрел в монитор, тяжело вздохнул, как будто собирался сообщить мне о неизлечимой болезни, и выдал:
- Ну смотрите, состояние неплохое. Но рынок сейчас стоит. Мы готовы забрать ваш автомобиль за 1 миллион 500 тысяч рублей. Это финальное предложение.
Я сначала подумал, что ослышался. Или это какая-то неудачная шутка.
- Сколько? - переспросил я. - Полтора миллиона? Вы серьезно? Это цена Весты в средней комплектации. Моя машина новая стоит сейчас в салоне 2.2 миллиона. Вы предлагаете мне потерять 700 тысяч за год эксплуатации? Это 30% стоимости!
Логика дилера: почему так дешево?
Менеджер даже глазом не моргнул и начал свою заученную песню, которая, видимо, работает с менее искушенными клиентами. Его аргументы сводились к следующему.
Во-первых, перенасыщение рынка. Он объяснил, что сейчас склады забиты новыми машинами 2023 и 2024 года. Представительство Haval дает огромные прямые скидки и выгоды за кредит на новые авто.
- Поймите, - говорил он, - сейчас новый M6 с учетом всех промоакций клиент может забрать из салона за 1.9–2.0 миллиона. Зачем кому-то покупать ваш б/у автомобиль за 1.9, если он может добавить сто тысяч и взять новый, где он будет первым владельцем? Чтобы мы смогли продать вашу машину, она должна стоить существенно дешевле новой. Мы поставим ее за 1.7–1.8 млн. А нам нужно заработать, оплатить предпродажку, диагностику и заморозку денег. Поэтому закупка - 1.5 млн.
Во-вторых, репутация «робота». Оказалось, что на вторичке люди до сих пор с опаской смотрят на китайские роботизированные коробки, предпочитая механику или классические автоматы. Ликвидность версии с DCT, по мнению оценщика, ниже, чем у механики, которую берут таксисты и регионы.
Скупой платит дважды, или почему трейд-ин умер
Я слушал его и понимал, что с точки зрения бизнеса он, возможно, прав. Дилеру нужно заработать свои 200–300 тысяч с перепродажи. Но для меня, как для владельца, это предложение звучало как грабеж средь бела дня. Отдать годовалый, ухоженный кроссовер по цене Гранты Спорт - унижение.
Я открыл популярный сайт объявлений прямо при менеджере. Цены на Haval M6 2023 года с моим пробегом и комплектацией стартуют от 1.85 млн и доходят до 2.1 млн. Да, возможно, за 2.1 его продать сложно. Но 1.5 млн - это дно рынка, цена битых или замученных в такси экземпляров.
Итог поездки
Я просто встал, забрал ключи и документы. Менеджер пытался меня остановить фразами про «скидку на новый автомобиль в 100 тысяч», которая якобы компенсирует низкую оценку. Но простая математика показала, что даже со скидкой я теряю на этой сделке полмиллиона рублей на ровном месте.
Эта поездка открыла мне глаза на суровую реальность владения китайским автомобилем. Купить его легко и приятно. Но продать его через год-два через систему трейд-ин - это финансовое самоубийство. Потеря стоимости у «китайцев» пока что катастрофическая, и дилеры этим беззастенчиво пользуются, выкупая машины за бесценок у тех, кому срочно нужны деньги.
В итоге я решил ездить на своем M6 дальше. Машина-то хорошая, свои функции выполняет, а дарить дяде из салона 700 тысяч рублей я не готов. Видимо, эпоха, когда можно было менять машину раз в год с минимальной доплатой, ушла безвозвратно. Теперь автомобиль - это брак по расчету, и, судя по всему, надолго.
А вы пробовали оценивать своего свежего «китайца» в трейд-ин? Насколько сильно пытались сбить цену?