Найти в Дзене
Сообразим на троих!

Математика бутылки: за что мы платим, покупая водку?

Несколько дней назад наткнулся на статью «Коммерсанта», в которой писали, что с начала 2026 года цена бутылки водки может быть поднята до 409 рублей. Я человек от водки довольно далёкий, да и давно уже предпочитаю своё питиё, собственноручно сбраженное и выгнанное, но все же стало интересно, зачем нужна минимальная розничная цена и как она формируется? Недолго думая, начал погружение в тему. Оказалось, что «водочный вопрос» не так прост, как я думал. Сегодняшняя статья имеет лишь косвенное отношение к нашему самогонному хобби, но я посчитал, что материал может быть интересен широкому кругу читателей, ибо, как писал Василий Шукшин, «рюмка водки на столе — это зеркало русской души, мутное, но честное». Почему же водка? Это самый простой для оценки напиток. В рыночной нише бренди, виски и прочих дистиллятов огромную роль играет маркетинг и позиционирование бренда: понятно, что бутылка «Хеннесси» будет стоить дороже «Коктебеля», потому что импорт, потому что дорогие спирты, но сколько в

Несколько дней назад наткнулся на статью «Коммерсанта», в которой писали, что с начала 2026 года цена бутылки водки может быть поднята до 409 рублей. Я человек от водки довольно далёкий, да и давно уже предпочитаю своё питиё, собственноручно сбраженное и выгнанное, но все же стало интересно, зачем нужна минимальная розничная цена и как она формируется? Недолго думая, начал погружение в тему. Оказалось, что «водочный вопрос» не так прост, как я думал.

Сегодняшняя статья имеет лишь косвенное отношение к нашему самогонному хобби, но я посчитал, что материал может быть интересен широкому кругу читателей, ибо, как писал Василий Шукшин, «рюмка водки на столе — это зеркало русской души, мутное, но честное».

Почему же водка?

Это самый простой для оценки напиток. В рыночной нише бренди, виски и прочих дистиллятов огромную роль играет маркетинг и позиционирование бренда: понятно, что бутылка «Хеннесси» будет стоить дороже «Коктебеля», потому что импорт, потому что дорогие спирты, но сколько в разнице именно маркетинга и накрутки за бренд? Выяснить очень сложно. Отчёт по себестоимости французы нам вряд ли предоставят.

В то же время водка, а особенно водка низкой ценовой категории, упирающаяся в минимальную розничную цену, гораздо честнее. Покупатели в этой нише вряд ли будут переплачивать за раскрученный бренд. Как следствие, нам проще найти информацию по себестоимости бутылки.

Но зачем вообще нужна эта минимальная розничная цена (МРЦ)? Кто-то может полагать, что ежегодное удорожание — естественный процесс инфляции, ведь всё дорожает. Помните, сколько в 2012-м вы тратили в месяц на продукты? То-то же. Однако, если мы сравним динамику изменения МРЦ на водку с реконструированной стоимостью водки с учётом инфляции, то увидим, что МРЦ сильно опережает общее поднятие цен.

Для статистики за 2026 год взята ожидаемая ЦБ РФ инфляция в 5%.
Для статистики за 2026 год взята ожидаемая ЦБ РФ инфляция в 5%.

Таким образом, МРЦ уже более чем в 2 раза выше, чем ожидаемая реконструированная стоимость водки в 2026 году. Конечно, такие расчеты являются умозрительными и не учитывают множество иных факторов, но позволяют примерно проиллюстрировать эффект от введения и повышения МРЦ.

Зачем же вводилась МРЦ?

Официальная версия: борьба с нелегальным производством спиртного. Как отметил в издании «Вечерней Москвы» Вадим Дробис, руководитель центра исследований федерального рынка алкоголя, фальсификат был вытеснен из розничной торговли в течение 2-3 лет после введения МРЦ. Более того, с введением в 2017 году системы ЕГАИС рынок алкоголя стал полностью легальным. Таком образом, откровенную паль в «КБ» или «Винлабе» уже не купить. Зло побеждено.

Другая версия, интуитивно понятная, но чуть более сокрытая: МРЦ растёт вслед за ростом акциза на спирт, который повышается, исходя из фискальных нужд государства и состояния экономики. Так, в период дефицита бюджета: 2022 (дефицит 2,3% ВВП, МРЦ +7,4%), 2024–2026 (дефицит 1,7–1,9%, МРЦ +16,7% и +17,1%) — акцизы повышаются для покрытия расходов государства.

Но сколько в 1 бутылке водки акциза, сколько себестоимости, маржи ЛВЗ и накрутки ритейлера?

Далее по тексту опираюсь на замечательную статью Ивана Марчука в РБК от 2024 года с пересчётом на день сегодняшний.

Итак, возьмём нашу бутылку за 349 рублей и подсчитаем в ней "долю государства". Акциз на 1 литр безводного спирта в 2025 году составляет 740 рублей. Т.е. на 1 бутылку водки 0,5 акциз составит 740 / 2 х 0,4 = 148 рублей. С 1 января 2026 года цена акциза вырастет до 824 рублей, а значит на бутылку водки уже придется 164,8 рублей.

НДС пока еще 20% составит 349 / 1.2 (вычленяем налогооблагаемую базу) х 0,2 = 58,17 руб.

Ну и, наконец, федеральная специальная марка. Это не очень дорого- 0,5 рублей на 1 бутылку.

Итого государство получит от нашей покупки 206,67 р. Или 59,2% от цены.

Доля ритейлера в цене бутылки- 25% в среднем. Как говорит Артём Суворов, консультант компании Strategical Partners, ритейлеры стремятся иметь наценку на алкоголь от 40% до 50%, однако в низком ценовом сегменте наценка падает до 20%-30%. Итого, на нашей бутылке условный «КБ», «АМ», или «Винлаб» заработают 87,25 рулей.

Итого на долю ликёро-водочного завода приходится всего . 55,08 рублей. А ведь сюда еще должны входить производство, логистика, сырье и т.д. и т.п.

К логистике.

На сайте «Винлаба» в Москве я нашел 2 вида водки, продающихся по минимальной цене в 349 рублей- «Северное золото» Архангельского ЛВЗ, и «Русский лёд» Георгиевского завода в Москве. И если с московским заводом все понятно, то из Архангельска партию водки еще нужно довезти. А значит доля логистики будет выше…Думал я. А потом точно такую же водку по точно такой же цене в 349 рублей нашел в Хабаровске. И даже на Сахалине. Мда, логистика отъедает всё больше и больше…Получается, что доставка партии водки из Москвы на Сахалин также укладывается в эти несчастные 55,08 рублей.

Давайте попробуем подсчитать стоимость партии.

Слава Богу, что у нас водка, а не капризное винишко, поэтому обойдемся тентовой фурой, а не лакшери-рефрижератором. Грузоподъемность фуры- 20 тонн. Если бутылка водки весит 0,8 кг, то за один рейс мы перевезем 25 000 бутылок. Возьмем стандартную погрешность на упаковку 15%, а значит в нашу фуру погрузим 21250 бутылок водки.

На самом деле, тут еще следовало бы учитывать не только вес груза, но и его распределение по паллетам, и при таких расчётах водки мы сможем привезти еще меньше...Но такие погрешности рассчитать будет несколько сложнее.

Также предположим, что водку мы повезем во Владивосток. Расстояние- 9 000 км. А значит, нам придется заплатить за перевозку 430 300 рублей (предложение от «Первой транспортной компании»). Или 20,24 рублей на бутылку.

Что там по сырью?

Полный состав нашей водки: вода питьевая исправленная, спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья "Люкс", сахарный сироп, настой спиртованный овса, настой спиртованный пшеничных хлебцев. Считаю, что сахаром, а также спиртованным настоем овса и пшеничных хлебцев можно пренебречь. Их закладывают в гомеопатических дозах, и глобально на стоимость бутылки они вряд ли влияют. Для проформы накинем 2 рубля на бутылку.

Стоимость воды также вынесем за скобки. Это обычная фильтрованная вода из водопровода. Не думаю, что ее стоимость на бутылку больше нескольких копеек.

А вот спирт «Люкс»- это уже интереснее. Это спирт из смесового зерна, в отличие от более дорого спирта «Альфа», который делают только из пшеницы и ржи. Цен на конец 2025 года найти не удалось, но год назад цена 1 декалитра спирта «Люкс» составляла 1200 рублей с учетом логистики (как писали «Ведомости»). То есть 120 рублей за литр, или 24 рубля на бутылку водки.

Подведем промежуточный итог: 349 (МРЦ) -148 (акциз) - 58,17 (НДС) - 0,5 (ФСМ) - 87,25 (ритейлер) - 24 (спирт) - 2 (ароматизаторы, вода) - 20,24 (логистика) = 8,84 р. Не густо.

Стоимость бутылки и этикетки в оптовом закупе недорога. В интернете полно предложений бутылок стоимостью 10-12 рублей за оптовую партию, но полагаю, что крупный ЛВЗ может себе позволить закупить сотни тысяч бутылок, и самая простая форма стекла при таких объёмах обойдется в 5-6 рублей. Этикетка же- не более 0,5 рублей.

Стоимость работы ЛВЗ включая зарплаты сотрудников, расходы на электричество, угольные фильтры, износ оборудования и т.д. оценить без инсайдерской информации крайне сложно. Поэтому оставим это неизвестным X.

И что в итоге остаётся?

Путем нехитрых вычислений понимаем, что на «жизнь» и бутерброд с маслом ликёро-водочному заводу остаётся несчастные 3 рубля 34 копейки. Конечно, при торговле в близких к заводу регионах стоимость логистики снижается, но даже в этом случае высокомаржинальной водку за 349 рублей явно не назовешь.

Конечно, гиганты водочного ремесла вынуждены брать своё за счёт объемов. Ведь если маржа с бутылки не превышает 10 рублей, то нужно выпускать десятки и сотни тысяч бутылок, чтобы чувствовать себя хорошо.

К сожалению, статистика последних лет не на стороне эконом-сегмента. Как пишет издание «Т-инвестментс», продажи водки упали до 60,22 млн декалитров, коньяка — на 9,1%. По данным Росалкогольтабакоконтроля, в целом алкогольной продукции было продано на 10,3% меньше (165,24 млн декалитров). Тенденция к снижению наблюдается на всем алкогольном рынке с начала года. За девять месяцев 2025 года падение продаж составило 10,9%, до 148,54 млн декалитров. Такая ситуация, как сообщается, связана с ростом стоимости продукции на фоне повышения акцизов и минимальных розничных цен.

Структура стоимости бутылки водки 0,5 л. по МРЦ при учёте удалённой логистики.
Структура стоимости бутылки водки 0,5 л. по МРЦ при учёте удалённой логистики.

Все циклично?

МРЦ ввели, чтобы победить контрафактный рынок, но чрезмерный рост акцизов ведёт к снижению потребления продаж алкоголя. Особенно это чувствуется в эконом-сегменте.

ЛВЗ вынуждены сокращать объемы, а при условии низкой маржинальности продукта эконом-сегмент и вовсе может существенно просесть.

Примечательно, что на фоне падения алкогольного рынка, крупнейшая алкогольная компания Novabev Group (бренды "Белуга", "Беленькая", "Ной", "Torres" и др.) отчитывается о росте выручки на 21%. Очевидно, что средний и премиальный ценовой сегменты будут мало затронуты повышением стоимости акциза. Если стоимость «Белуги» увеличится с 1499 до 1599 рублей, то покупатель вряд ли даже заметит.

В любом случае, падение эконом-сегмента чревато развитием теневого рынка. Ведь спрос никуда не денется, а значит появится и предложение. Просто…так сказать, продукт от «домашних» винокурен станет более популярен. Без акциза и за наличный расчёт. Всё циклично.

Устал я немного от таких мыслей. Как раз бражка подходит, пойду перегонять- самое время новые эксперименты ставить на самогонном поприще. А что будет на рынке водки – узнаем со временем.

P.S. Понимаю, что найдётся много уточнений, новых вводных и переменных, но я не задавался целью подсчитать все с точностью до копейки. Достаточно общего понимания того, как работает ликёро-водочный бизнес. А выводы каждый может сделать сам.