Несколько дней назад наткнулся на статью «Коммерсанта», в которой писали, что с начала 2026 года цена бутылки водки может быть поднята до 409 рублей. Я человек от водки довольно далёкий, да и давно уже предпочитаю своё питиё, собственноручно сбраженное и выгнанное, но все же стало интересно, зачем нужна минимальная розничная цена и как она формируется? Недолго думая, начал погружение в тему. Оказалось, что «водочный вопрос» не так прост, как я думал.
Сегодняшняя статья имеет лишь косвенное отношение к нашему самогонному хобби, но я посчитал, что материал может быть интересен широкому кругу читателей, ибо, как писал Василий Шукшин, «рюмка водки на столе — это зеркало русской души, мутное, но честное».
Почему же водка?
Это самый простой для оценки напиток. В рыночной нише бренди, виски и прочих дистиллятов огромную роль играет маркетинг и позиционирование бренда: понятно, что бутылка «Хеннесси» будет стоить дороже «Коктебеля», потому что импорт, потому что дорогие спирты, но сколько в разнице именно маркетинга и накрутки за бренд? Выяснить очень сложно. Отчёт по себестоимости французы нам вряд ли предоставят.
В то же время водка, а особенно водка низкой ценовой категории, упирающаяся в минимальную розничную цену, гораздо честнее. Покупатели в этой нише вряд ли будут переплачивать за раскрученный бренд. Как следствие, нам проще найти информацию по себестоимости бутылки.
Но зачем вообще нужна эта минимальная розничная цена (МРЦ)? Кто-то может полагать, что ежегодное удорожание — естественный процесс инфляции, ведь всё дорожает. Помните, сколько в 2012-м вы тратили в месяц на продукты? То-то же. Однако, если мы сравним динамику изменения МРЦ на водку с реконструированной стоимостью водки с учётом инфляции, то увидим, что МРЦ сильно опережает общее поднятие цен.
Таким образом, МРЦ уже более чем в 2 раза выше, чем ожидаемая реконструированная стоимость водки в 2026 году. Конечно, такие расчеты являются умозрительными и не учитывают множество иных факторов, но позволяют примерно проиллюстрировать эффект от введения и повышения МРЦ.
Зачем же вводилась МРЦ?
Официальная версия: борьба с нелегальным производством спиртного. Как отметил в издании «Вечерней Москвы» Вадим Дробис, руководитель центра исследований федерального рынка алкоголя, фальсификат был вытеснен из розничной торговли в течение 2-3 лет после введения МРЦ. Более того, с введением в 2017 году системы ЕГАИС рынок алкоголя стал полностью легальным. Таком образом, откровенную паль в «КБ» или «Винлабе» уже не купить. Зло побеждено.
Другая версия, интуитивно понятная, но чуть более сокрытая: МРЦ растёт вслед за ростом акциза на спирт, который повышается, исходя из фискальных нужд государства и состояния экономики. Так, в период дефицита бюджета: 2022 (дефицит 2,3% ВВП, МРЦ +7,4%), 2024–2026 (дефицит 1,7–1,9%, МРЦ +16,7% и +17,1%) — акцизы повышаются для покрытия расходов государства.
Но сколько в 1 бутылке водки акциза, сколько себестоимости, маржи ЛВЗ и накрутки ритейлера?
Далее по тексту опираюсь на замечательную статью Ивана Марчука в РБК от 2024 года с пересчётом на день сегодняшний.
Итак, возьмём нашу бутылку за 349 рублей и подсчитаем в ней "долю государства". Акциз на 1 литр безводного спирта в 2025 году составляет 740 рублей. Т.е. на 1 бутылку водки 0,5 акциз составит 740 / 2 х 0,4 = 148 рублей. С 1 января 2026 года цена акциза вырастет до 824 рублей, а значит на бутылку водки уже придется 164,8 рублей.
НДС пока еще 20% составит 349 / 1.2 (вычленяем налогооблагаемую базу) х 0,2 = 58,17 руб.
Ну и, наконец, федеральная специальная марка. Это не очень дорого- 0,5 рублей на 1 бутылку.
Итого государство получит от нашей покупки 206,67 р. Или 59,2% от цены.
Доля ритейлера в цене бутылки- 25% в среднем. Как говорит Артём Суворов, консультант компании Strategical Partners, ритейлеры стремятся иметь наценку на алкоголь от 40% до 50%, однако в низком ценовом сегменте наценка падает до 20%-30%. Итого, на нашей бутылке условный «КБ», «АМ», или «Винлаб» заработают 87,25 рулей.
Итого на долю ликёро-водочного завода приходится всего . 55,08 рублей. А ведь сюда еще должны входить производство, логистика, сырье и т.д. и т.п.
К логистике.
На сайте «Винлаба» в Москве я нашел 2 вида водки, продающихся по минимальной цене в 349 рублей- «Северное золото» Архангельского ЛВЗ, и «Русский лёд» Георгиевского завода в Москве. И если с московским заводом все понятно, то из Архангельска партию водки еще нужно довезти. А значит доля логистики будет выше…Думал я. А потом точно такую же водку по точно такой же цене в 349 рублей нашел в Хабаровске. И даже на Сахалине. Мда, логистика отъедает всё больше и больше…Получается, что доставка партии водки из Москвы на Сахалин также укладывается в эти несчастные 55,08 рублей.
Давайте попробуем подсчитать стоимость партии.
Слава Богу, что у нас водка, а не капризное винишко, поэтому обойдемся тентовой фурой, а не лакшери-рефрижератором. Грузоподъемность фуры- 20 тонн. Если бутылка водки весит 0,8 кг, то за один рейс мы перевезем 25 000 бутылок. Возьмем стандартную погрешность на упаковку 15%, а значит в нашу фуру погрузим 21250 бутылок водки.
На самом деле, тут еще следовало бы учитывать не только вес груза, но и его распределение по паллетам, и при таких расчётах водки мы сможем привезти еще меньше...Но такие погрешности рассчитать будет несколько сложнее.
Также предположим, что водку мы повезем во Владивосток. Расстояние- 9 000 км. А значит, нам придется заплатить за перевозку 430 300 рублей (предложение от «Первой транспортной компании»). Или 20,24 рублей на бутылку.
Что там по сырью?
Полный состав нашей водки: вода питьевая исправленная, спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья "Люкс", сахарный сироп, настой спиртованный овса, настой спиртованный пшеничных хлебцев. Считаю, что сахаром, а также спиртованным настоем овса и пшеничных хлебцев можно пренебречь. Их закладывают в гомеопатических дозах, и глобально на стоимость бутылки они вряд ли влияют. Для проформы накинем 2 рубля на бутылку.
Стоимость воды также вынесем за скобки. Это обычная фильтрованная вода из водопровода. Не думаю, что ее стоимость на бутылку больше нескольких копеек.
А вот спирт «Люкс»- это уже интереснее. Это спирт из смесового зерна, в отличие от более дорого спирта «Альфа», который делают только из пшеницы и ржи. Цен на конец 2025 года найти не удалось, но год назад цена 1 декалитра спирта «Люкс» составляла 1200 рублей с учетом логистики (как писали «Ведомости»). То есть 120 рублей за литр, или 24 рубля на бутылку водки.
Подведем промежуточный итог: 349 (МРЦ) -148 (акциз) - 58,17 (НДС) - 0,5 (ФСМ) - 87,25 (ритейлер) - 24 (спирт) - 2 (ароматизаторы, вода) - 20,24 (логистика) = 8,84 р. Не густо.
Стоимость бутылки и этикетки в оптовом закупе недорога. В интернете полно предложений бутылок стоимостью 10-12 рублей за оптовую партию, но полагаю, что крупный ЛВЗ может себе позволить закупить сотни тысяч бутылок, и самая простая форма стекла при таких объёмах обойдется в 5-6 рублей. Этикетка же- не более 0,5 рублей.
Стоимость работы ЛВЗ включая зарплаты сотрудников, расходы на электричество, угольные фильтры, износ оборудования и т.д. оценить без инсайдерской информации крайне сложно. Поэтому оставим это неизвестным X.
И что в итоге остаётся?
Путем нехитрых вычислений понимаем, что на «жизнь» и бутерброд с маслом ликёро-водочному заводу остаётся несчастные 3 рубля 34 копейки. Конечно, при торговле в близких к заводу регионах стоимость логистики снижается, но даже в этом случае высокомаржинальной водку за 349 рублей явно не назовешь.
Конечно, гиганты водочного ремесла вынуждены брать своё за счёт объемов. Ведь если маржа с бутылки не превышает 10 рублей, то нужно выпускать десятки и сотни тысяч бутылок, чтобы чувствовать себя хорошо.
К сожалению, статистика последних лет не на стороне эконом-сегмента. Как пишет издание «Т-инвестментс», продажи водки упали до 60,22 млн декалитров, коньяка — на 9,1%. По данным Росалкогольтабакоконтроля, в целом алкогольной продукции было продано на 10,3% меньше (165,24 млн декалитров). Тенденция к снижению наблюдается на всем алкогольном рынке с начала года. За девять месяцев 2025 года падение продаж составило 10,9%, до 148,54 млн декалитров. Такая ситуация, как сообщается, связана с ростом стоимости продукции на фоне повышения акцизов и минимальных розничных цен.
Все циклично?
МРЦ ввели, чтобы победить контрафактный рынок, но чрезмерный рост акцизов ведёт к снижению потребления продаж алкоголя. Особенно это чувствуется в эконом-сегменте.
ЛВЗ вынуждены сокращать объемы, а при условии низкой маржинальности продукта эконом-сегмент и вовсе может существенно просесть.
Примечательно, что на фоне падения алкогольного рынка, крупнейшая алкогольная компания Novabev Group (бренды "Белуга", "Беленькая", "Ной", "Torres" и др.) отчитывается о росте выручки на 21%. Очевидно, что средний и премиальный ценовой сегменты будут мало затронуты повышением стоимости акциза. Если стоимость «Белуги» увеличится с 1499 до 1599 рублей, то покупатель вряд ли даже заметит.
В любом случае, падение эконом-сегмента чревато развитием теневого рынка. Ведь спрос никуда не денется, а значит появится и предложение. Просто…так сказать, продукт от «домашних» винокурен станет более популярен. Без акциза и за наличный расчёт. Всё циклично.
Устал я немного от таких мыслей. Как раз бражка подходит, пойду перегонять- самое время новые эксперименты ставить на самогонном поприще. А что будет на рынке водки – узнаем со временем.
P.S. Понимаю, что найдётся много уточнений, новых вводных и переменных, но я не задавался целью подсчитать все с точностью до копейки. Достаточно общего понимания того, как работает ликёро-водочный бизнес. А выводы каждый может сделать сам.