Найти в Дзене
Салават Вахитов

Подарок на день рождения. Рассказ Чистякова

Рассказ из книги "Байки Павлычева" 7 июля 1970 года Стою на вахте, исполняю обязанности аппаратчика пятого разряда цеха № 30, и вдруг звонок. Беру трубку, а там голос старшего аппаратчика: – Тебя главный инженер вызывает. В цехе у нас поговаривали: если тебя вызывает начальство, либо премию дадут, либо люлей, причём второе вероятнее. Мне казалось, что ни того, ни другого пока не заслужил. По пути к кабинету мысленно перебирал: что могло случиться? Может, где-то недоглядел? Но вроде обычная смена, всё по регламенту. Это всё произошло как раз накануне моего дня рождения. Мне ровно тридцать исполнялось. Коллеги, узнав, что меня вызывает главный, дружно заулыбались: – Ну, наверное, поздравить с днём рождения хочет! – Или премию даст! – подхватил кто-то. – А может, сразу орден? – съязвил третий. Я только отмахнулся. Шутки шутками, а внутри всё равно неприятно щемило, как перед важным испытанием. Захожу в кабинет. За огромным столом сидит, мягко сказать, человек-скала. Мощный, солидный, с та

Рассказ из книги "Байки Павлычева"

7 июля 1970 года

Стою на вахте, исполняю обязанности аппаратчика пятого разряда цеха № 30, и вдруг звонок. Беру трубку, а там голос старшего аппаратчика:

– Тебя главный инженер вызывает.

В цехе у нас поговаривали: если тебя вызывает начальство, либо премию дадут, либо люлей, причём второе вероятнее. Мне казалось, что ни того, ни другого пока не заслужил. По пути к кабинету мысленно перебирал: что могло случиться? Может, где-то недоглядел? Но вроде обычная смена, всё по регламенту.

Это всё произошло как раз накануне моего дня рождения. Мне ровно тридцать исполнялось. Коллеги, узнав, что меня вызывает главный, дружно заулыбались:

– Ну, наверное, поздравить с днём рождения хочет!

– Или премию даст! – подхватил кто-то.

– А может, сразу орден? – съязвил третий.

Я только отмахнулся. Шутки шутками, а внутри всё равно неприятно щемило, как перед важным испытанием.

Захожу в кабинет. За огромным столом сидит, мягко сказать, человек-скала. Мощный, солидный, с таким лицом, будто он лично решает, когда солнцу вставать. Разговаривает по телефону вежливо, размеренно, солидно. Закончил разговор, посмотрел на меня, кивнул на стул:

– Присаживайтесь.

Голос спокойный, но такой, что сразу понятно: перед тобой начальник. Спрашивает, что окончил, как учился, у кого, а я чувствую, что всё это ему известно, словно проверяет, не совру ли. Но когда я упомянул, что органическую химию нам читал Мусабеков, а технологию – Фарберов, главный инженер вдруг оживился. Даже чуть не подпрыгнул. Я невольно подумал: «Неужели тоже их слушал?»

– Женатый? – неожиданно спросил он.

– Жена, ребёнок, – отвечаю.

– Где живёшь?

– Пока в общежитии.

– Понятно, будем решать этот вопрос, – бросает он так, будто уже мысленно выписывает мне ордер на квартиру.

Я всё ещё не понимал, к чему он клонит, но во мне появилась робкая надежда. Может, и правда поможет? А он, не дав мне времени на домыслы, достаёт из ящика стола папочку толщиной с палец, пододвигает ко мне и говорит:

– Нам доверили новое государственное дело. Вот по этим научным разработкам сможешь технологическую схему сделать?

В этот момент надо было бы остановиться, задуматься, справлюсь ли. Опыт-то у меня был скромный, да и задачи такого масштаба раньше не решал. Но в институте нас учили не задаваться глупыми вопросами, а брать и делать. Поэтому я ответил привычно, машинально:

– Попробую.

– Даю тебе сроку неделю.

– Не мало? – рискнул спросить я.

– Богу хватило недели, чтобы создать мир, и даже на отдых осталось, – отвечает.

Я не удержался:

– Бога нет, Валентин Николаевич!

Он посмотрел на меня с лёгкой усмешкой:

– Моли бога, чтобы был. В ближайшее время он тебе ох как понадобится! Возможно, и ангелы сойдут с небес, чтобы разрыдаться на твоём плече.

Я невольно улыбнулся. Шутит? Серьёзно? Но по его лицу было ясно: и шутит, и серьёзно одновременно. Вышел из кабинета, грудь распирало от радости: такое доверие оказано! Вернувшись на рабочее место, неожиданно для себя сделал кульбит – тело требовало выплеснуть эмоции. «Вот тебе и подарок на день рождения! – решил я. – Если справлюсь, значит, тридцать лет начались как надо».