Найти в Дзене
Клуб Рационалистов

Как мракобесы суеверных атеистов искали, или история одной приметы

А сегодня у нас рубрика "их борьба". На уже разбираемом нами канале "Наука без примесей" недавно вышел пост такого содержания: И казалось бы, история и история, а при чём тут вообще атеист? Ответ не заставляет себя ждать: Ух, ну и завертели! Примеси в очередной раз попытались потужно посмеяться над атеистами, ну а получилось у них это или нет - узнаем совсем скоро. Светила русского языка Для начала необходимо проверить: а существует ли вообще такая примета или это локальное суеверие конкретного человека? Оказывается, существует, причем не абы где! Примета эта в значении "жди беды" упоминается еще у Владимира Ивановича Даля в его Пословицах Русского народа 1862 года: "Поп, монах дорогу перешел» В 3-ей части Толкового словаря живого великорусского языка всё того же Даля от 1865 года про попа тоже много не самых лестных поговорок собрано: Ехал Пахом за попом, да убился о пень лбом. Поп попа хвалит, только глазом моргает. Поп со всего возьмет, а с попа ничего не возьмешь. Поповы де
Оглавление

А сегодня у нас рубрика "их борьба". На уже разбираемом нами канале "Наука без примесей" недавно вышел пост такого содержания:

-2

И казалось бы, история и история, а при чём тут вообще атеист? Ответ не заставляет себя ждать:

-3

Ух, ну и завертели! Примеси в очередной раз попытались потужно посмеяться над атеистами, ну а получилось у них это или нет - узнаем совсем скоро.

Светила русского языка

Для начала необходимо проверить: а существует ли вообще такая примета или это локальное суеверие конкретного человека? Оказывается, существует, причем не абы где! Примета эта в значении "жди беды" упоминается еще у Владимира Ивановича Даля в его Пословицах Русского народа 1862 года:

"Поп, монах дорогу перешел»
-4

В 3-ей части Толкового словаря живого великорусского языка всё того же Даля от 1865 года про попа тоже много не самых лестных поговорок собрано:

Ехал Пахом за попом, да убился о пень лбом.
Поп попа хвалит, только глазом моргает.
Поп со всего возьмет, а с попа ничего не возьмешь.
Поповы детки, что голубые кони: редко удаются.
Завистлив, что поповские глаза.
Это попова дочка: где кормят, туда и ходит.
Поповского брюха не набьешь.
Поповское брюхо из семи овчин сшито.

Интересная история рассказывается у М. П. Погодина в книге "Простая речь о мудрых вещах" 1873 года о попытке Пушкина поехать к своим друзьям в Санкт-Петербург после кончины Александра I в 1825 году:

"И так Пушкин приказывает готовить повозку, а слуге собираться с ним в Питер; сам же едет проститься с Тригорскими соседями. Но вот на пути в Тригорское заяц перебегает через дорогу на возвратном пути, из Тригорского в Михайловское, - ещё раз заяц! Пушкин в досаде приезжает домой, ему докладывают, что слуга, назначенный с ним ехать, заболел вдруг белой горячкой. Распоряжение поручается другому. Наконец повозка заложена, трогается от подъезда. Глядь, в воротах встречается священник!, который шёл проститься с отъезжающим барином. Всех этих встреч было не под силу суеверному Пушкину; он возвращается от ворот домой и остаётся в деревне"

Итог восстания декабристов мы с вами прекрасно знаем. Хотя Пушкина это всё равно не уберегло от ранней смерти.

Есть подтверждение, что среди простого люда были распространены не самые приятные шутки и прибаутки про священнослужителей и у Николая Алексеевича Некрасова в его поэме "Кому на руси жить хорошо" 1866 года в самой первой главе, где крестьяне встречаются с попом:

— Теперь посмотрим, братия,
Каков попу почет?
Задача щекотливая,
Не прогневить бы вас?..
Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?
Чур! отвечать на спрос!—
Крестьяне позамялися.
Молчат — и поп молчит...
— С кем встречи вы боитеся,
Идя путем-дорогою?
Чур! отвечать на спрос! —
Кряхтят, переминаются,
Молчат!
— О ком слагаете
Вы сказки балагурные,
И песни непристойные,
И всякую хулу?..
Мать-попадью степенную,
Попову дочь безвинную,
Семинариста всякого —
Как чествуете вы?
Кому вдогон, как мерину,
Кричите: го-го-го?.. —

Наверно все крестьяне поголовно атеистами были, не иначе! В противном случае, как объяснить их отношение к священнослужителям? По логике админа Примесей у православных же таких примет не было.

В глубине веков

Но если вы думаете, что данное суеверие - это придумка XIX века с его нигилизмом, (хотя какой нигилизм у крестьян?), то вы глубоко заблуждаетесь, ибо есть куда более древние свидетельства. Например, в Лаврентьевской летописи, написанной во второй половине XIV века, можно прочитать такие строки:

"Се бо не погански ли живемъ, аще усрести верующе: аще бо кто усрящеть черноризца (священнослужителя прим. автора), то възвращается, ни единець, ли свинью - то не поганьскы ли се есть? Се бо по дьяволю наученью кобь сию держать.".
-5

Относятся они к 1068 году (в год 6576). Это что за тайное общество атеистов такое было в ХI веке, которое прихода к власти большевиков в ХХ веке распространяло шутки и суеверия про священнослужителей? Даже если за точку отсчёта принимать 1337 год, которым датирована сама Лаврентьевская летопись, то да прихода атеистического правительства большевиков всё равно ещё ПЯТЬ веков. Так что мракобесы с канала "Наука без примесей", в своей попытке высмеять атеистов, в очередной раз выставили себя полнейшими идиотами, что не удивительно, но крайне грустно. Хотя бы постарались, что ли.

И на этом пока всё. Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии, а также не забывайте про колокольчик, чтобы не пропустить наши новые материалы, это очень мотивирует нашу команду. Также вы можете найти нас в Телеграме и ВКонтакте, там мы публикуем мемы, и короткие материалы, которые не всегда подходят для Дзена. С недавнего времени вы можете поддержать нас разовым донатом. Спасибо, что читаете нас!

Автор: Алексей Каширский

Источники:

1. Даль, Владимир Иванович. Пословицы русского народа : Сб. пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок прибауток, загадок, поверий и проч. / [Соч.] В. Даля. — Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1862

2. Даль, Владимир Иванович "Толковый словарь живого великорусского языка" часть 3 1865 г. стр 280

3. Лаврентьевская летопись 1337 г. стр. 56 обор.

Читайте так же: