Очень интересен договор 945 года с Византией. Этот документ содержит целый ряд загадок. Часто на него смотрели сквозь призму изложенных статей, изучали социально – экономические детали. Но уже в преамбуле договора содержаться сведения о послах, властителях и купцах Русского государства. Эта информация дает возможность размышления о действительном положении на вершине государства. Кто эти люди, какую роль они играли? Текст договора приведен в ПВЛ: «Мы — от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянник Игорев; Улеб от Володислава; Каницар от Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба; Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, племянник Игорев; Кары Тудков; Каршев Тудоров; Егри Евлисков; Воист Войков; Истр Аминодов; Прастен Бернов; Явтяг Гунарев; Шибрид Алдан; Кол Клеков; Стегги Етонов; Сфирка...; Алвад Гудов; Фудри Туадов; Мутур Утин; купцы Адунь, Адулб, Иггивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Туробид, Фуростен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Игелд, Турберн, Моне, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилен, Апубексарь, Вузлев, Синко, Борич, посланные от Игоря, великого князя русского, и от всякого княжья, и от всех людей Русской земли. И им поручено возобновить старый мир, нарушенный уже много лет ненавидящим добро и враждолюбцем дьяволом, и утвердить любовь между греками и русскими». Первое, что бросается в глаза – разительное отличие от преамбулы договора Олега. Если в договоре Олега «Мы от рода русского … — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр» прослеживается единовластная власть князя, то в данном случае возникают вопросы. В какой-то степени договор Игоря разрушает версию о том, что Рюриковичи правили Русью всем родом. Род всегда представляет старший, он выразитель общих интересов, что и отражено в договоре Олега. Анализ договора Игоря позволяет сделать вывод о том, что за истекшие 30 лет в государстве произошли значительные изменения. Кроме посла великого князя еще 25 послов от других вельмож и возможно, городов! Отдельно выделяются представители купечества, что позволяет сделать вывод о их высокой роли в древней иерархии.
Документ дает массу интересной информации. Чтоб не углубляться в борьбу теорий происхождения Русского государства отмечу, что главным источником знаний о скандинавском именослове являются саги. В них зафиксировано более 900 мужских имен, с людьми, зафиксированными в договорах Олега и Игоря, идентичных совпадений фактически нет. Доказательством является лишь убеждение, что приведенные имена не славянские! Понимая явную слабость такой позиции, приводится версия, что в изначальных документах имен не было, их вставил летописец в XI веке при переписывании греческих образцов. Не хочется комментировать такой бред! Как ответить зачем это древнему хронисту? И как искусно он добавил греческую транскрипцию!
Итак, Ивор – посол великого князя имя кельтское, означает лорд, герой. О нем нам ничего не известно. Очевидно, что представитель высшего нобилитета. При анализе списка посольства становится явным его деление на 3 категории. В первую входит княжеская семья, во вторую высший нобилитет, в третью купцы. Интересно, что мы знаем только Святослава и Ольгу, остальные нам не известны. Кто такие: Игорь, племянник Игорев, Володислав, Предслава, безымянная жена Улеба мы можем только догадываться. Несомненно одно – это представители княжеской семьи или семей. Отмечу очень высокую роль женщины, не только Ольга, но еще две представительницы княжеского рода имеют своих послов. Попробуем разобраться. Перечисление послов идет по рангу, наследник, мать наследника, члены династии. На Ольге и Святославе остановимся ниже. Третьим по рангу идет Игорь, племянник Игоря. Затем Володислав, Предслава и вдова Улеба. Мы не можем точно сказать были – ли у Рюрика еще дети, вероятно да. Но на момент договора их уже нет в живых. Сын брата князя идет третьим по рангу, ни каких сведений о нем история не сохранила. Отметим только на будущее распространенность имени Игорь в семье. В отношении трех оставшихся напрашивается мысль, что они главы отдельных княжеских династий, наследники племенных княжений. Это те, кого в договоре Олега упоминали: «от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей». Возникает вопрос, а где наследники самого Олега? Ответа на этот вопрос я не имею. О истории Олега Моравского и полководца «Х-л-г», арабских источников в следующих статьях.
Остановлюсь на двух деталях в следующей группе послов. Они представляют высший нобилитет. Что примечательно у них есть родовые имена или фамилии. В этой группе четвертым указан: «Прастен Акун, племянник Игорев». Снова племянник князя, но почему он стоит во второй группе, и даже не первый в ней? Вероятный ответ лежит на поверхности. Игорь после неудачного похода призывает во второй варягов. Как мы знаем под этим названием русских летописей скрывались поморские племена ободритов. Если их возглавлял князь, родственник правящей на Руси династии, вполне возможно, что он принял участие в посольстве. Важную информацию дают еще два участника посольства из второй группы. Это Либиар Фастов и Алвад Гудов. Почему я выделил этих двух вельмож? Вспомним послов 911 года «Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид». Очевидно, это потомки послов Олега, продолжающие свою службу Русскому государству.