Что происходит с актрисой, когда пик её славы приходится на юность? Когда в 17 лет тебя снимает сам Рязанов, а в 21 — ты уже «ночная бабочка» в культовой «Интердевочке». Одни сгорают в этом пламени ранней известности. Другие — как Наталья Щукина — находят в себе силы сделать паузу, пережить личную драму, уйти из легендарного театра и начать всё заново. Не на съёмочной площадке, а в учебной аудитории.
Её фильмография — больше 60 работ. Её имя на афише «Ленкома» гарантировало аншлаг три десятилетия. А потом она будто растворилась. Куда пропала звезда «Дорогой Елены Сергеевны» и «Приходи на меня посмотреть»?
Почему она, воспитанница Марка Захарова, ушла из театра с одним чемоданом? И как молитва у мощей святой Матроны Московской связана с главной ролью в её жизни — ролью матери?
Это история не об исчезновении. Это история о тихом преображении. О том, как блестящая, рано взошедшая звезда нашла своё истинное призвание не в свете софитов, а в тишине вузовских коридоров. И как личная трагедия закалила её, подарив ту самую «простоту», которой, по её же словам, «довольно мудрецу».
Дебют в 15 лет и провал в «Щуку»: Зачем начинающей звезде понадобился утягивающий корсет?
Она родилась в 1970 году в Барнауле, но её судьба была определена в Москве, куда она переехала с мамой в пять лет. Мать, поднимавшая дочь одна, много работала. Маленькая Наташа росла «деловым», самостоятельным ребёнком — она успевала учиться, заниматься танцами, гимнастикой и музыкой, а ещё приглядывать за домом.
Летом — побег в Барнаул к бабушке с дедушкой, книги и вечный внутренний конфликт: жгучее желание выйти на сцену парка культуры и такой же сильный страх это сделать.
Перелом случился в 10 лет. В обычную школу на Красной Пресне пришли представители театра-студии Вячеслава Спесивцева. Две подружки, Наташа Щукина и Наташа Метелина, взялись за руки и отправились «на пробу» — просто от нечего делать. Так началась «другая жизнь». Их класс стал экспериментальным: вместо продлёнки — балетный станок, актёрское мастерство, серьёзные спектакли. Скидок на возраст не было.
Уже в 15 лет она дебютировала в кино. Весь её театральный класс повезли на пробы в Свердловск, на фильм «Фотография на память». Режиссёр Рубен Мурадян выбрал её на роль школьницы Оли Костиной, но с одной проблемой: фигура юной актрисы была уже слишком женственной. Для съёмок ей подобрали специальный утягивающий корсет, чтобы скрыть формирующуюся грудь. Первая роль — и первое столкновение с жесткими требованиями профессии.
К окончанию школы за её плечами была уже не только «Фотография», но и роль в картине «Была не была», и главное — оглушительный успех в картине Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» (1988).
Она играла Лялю, одну из учениц, пришедших к учительнице на страшный «вечер самоопределения». Ей было 17. Казалось, мир лежит у её ног. Она была на 100% уверена, что «Щука» — Щукинское училище, до которого было рукой подать от дома, — примет её с распростёртыми объятиями.
На прослушивании она дерзко читала басню Крылова «Щука» — для полноты картины. И не прошла. Это был сокрушительный удар. «Весь мир рухнул, — вспоминала она позже. — Я сидела дома, смотрела в окно и размышляла над горькой судьбой».
Лишь спустя годы педагоги объяснили ей причину: в те времена с недоверием относились к абитуриентам, уже снимавшимся в кино. Боялись, что они принесут с собой «дурновкусие» и будут прогуливать, снимаясь. Этот провал, как призналась сама актриса, был ей необходим, чтобы «спуститься с небес на землю».
«Дорогая Елена Сергеевна» и триумф: Как школьница Ляля бросила вызов самому Рязанову
Роль Ляли в дебютной для Рязанова «не рязановской» драме стала её визитной карточкой. Это была сложная, многогранная работа: её героиня — не просто одна из взбунтовавшихся школьниц, а персонаж, проходящий за вечер путь от циничной жестокости до прозрения и раскаяния. Фильм, застрявший на полке и вышедший только в 1988 году, стал событием. О Щукиной заговорили как о новой силе в кино.
С Рязановым её свяжут долгие творческие отношения. Он пригласит её в свою знаменитую трагикомедию «Небеса обетованные» (1991). Там у Натальи была небольшая, но яркая роль девушки, находящейся под влиянием хиппующего фотографа. И здесь случился характерный для Щукиной эпизод, показывающий её принципиальность даже перед авторитетом мэтра.
По замыслу режиссёра, в одной из сцен её героиня должна была увести фотографа в комнату, где подразумевалась эротическая сцена «в стиле «Маленькой Веры»». В день съёмок гримёр шепнула актрисе об этой идее. Щукина, не колеблясь, отвела Рязанова в сторону.
«Эльдар Александрович, вы же комедию снимаете, а такая сцена будет смотреться странно», — убеждала она. Рязанов пытался уверить, что всё будет «прилично». Но она стояла на своём. В итоге сцена осталась за кадром, ограничившись намёком. «Я победила. К своему счастью», — с улыбкой вспоминала она.
Другой испытание на той же съёмке было гастрономическим: по сюжету её героиня должна была жадно есть сгущёнку. «Я съела банки две, — рассказывала актриса. — Потом, понимая, что организм не выдержит, тут же отправила съеденное туда, куда надо. Два пальца в рот, и свобода».
«Интердевочка», сгущенка и принципы: Почему актриса исчезла с экранов в 90-е?
Вслед за Рязановым её позвал другой классик — Пётр Тодоровский. В нашумевшей «Интердевочке» (1989) 19-летняя Щукина сыграла Наташу-школьницу, самую юную из «ночных бабочек», попавшую в круговорот проституции и мечтающую о загранице. Работа на одной площадке с Любовью Полищук, Еленой Яковлевой, Ириной Розановой стала для неё бесценной школой. Казалось, трамплин для головокружительной карьеры взят.
Но в середине 1990-х она почти исчезла с экранов. Причины были не в отсутствии предложений, а в её избирательности и усталости. «Ничего стоящего не предлагают, а играть очередную продавщицу или девушку лёгкого поведения уже надоело», — объясняла она этот перерыв. Она не хотела быть востребованной любой ценой. Вместо этого она сосредоточилась на театре, куда, наконец, поступила со второй попытки.
Учёба в «Щуке» стала для неё временем счастья и новых открытий. Ещё на четвёртом курсе её пригласили в только создававшийся театр «Et Cetera» Александра Калягина на роль в дипломном спектакле «Дядя Ваня». А затем судьбу решил случай, а точнее — старый друг.
30 лет в «Ленкоме» и уход с одним чемоданом: Что разлучило актрису с театром Марка Захарова?
С Дмитрием Марьяновым они были знакомы ещё со студии Спесивцева. Однажды он позвонил ей, студентке, с просьбой срочно заменить ушедшую актрису в детском спектакле «Бременские музыканты» в «Ленкоме». Щукина, считавшая такую работу «несерьёзной», хотела отказаться. Спектакль и правда был испытанием: его показывали по четыре раза в день, артисты называли его «чёсом». Но Марьянов настоял.
Она вышла на сцену легендарного театра и… за неделю работы так впечатлила всех, что слухи о талантливой девушке дошли до Марка Захарова.
Сам маэстро её не видел, но, доверяя мнению коллег, предложил ей место в труппе. И тут проявился её характер: амбициозная выпускница не бросилась с благодарностью принимать предложение. Она сказала: «Мне нужно подумать». И лишь потом дала согласие.
Так начался её 30-летний роман с «Ленкомом». На его сцене она сыграла десятки ролей: Цейтл в «Поминальной молитве», Лизавету Богдановну в «Двух женщинах», Машеньку в «На всякого мудреца довольно простоты». Она стала плотью от плоти этого театра.
Всё оборвалось в августе 2021 года. После почти трёх десятилетий службы она уволилась. В СМИ писали о творческих разногласиях с новым руководством, сменившим ушедшего из жизни Захарова. Сама актриса немногословна. Известно лишь, что ушла она, как когда-то из своей первой семьи, — решительно, собрав вещи.
Её уход из «Ленкома» сравнивали с уходом из дома — с одним чемоданом, но с сохранённым достоинством. Теперь её можно увидеть в антрепризах и в постановке Театра наций — той самой «На всякого мудреца довольно простоты», но уже на другой сцене.
Болезнь дочери, молитва у мощей Матроны и чудо: Как вера спасла семью Щукиной
Если театр был её профессиональным домом, то семья стала крепостью, которую пришлось отчаянно защищать. Со своим первым мужем, однокурсником по «Щуке» (предпочтшим актёрской карьере бизнес), она прожила 12 лет. В 1994 году у них родилась дочь Александра. И когда девочка была ещё совсем маленькой, случилось непоправимое: ребёнок тяжело заболел. Врачи опасались самого худшего.
В своих редких откровениях православному изданию Щукина описывала те дни как самое страшное время в её жизни. После сдачи решающих анализов, которые делались несколько дней, она не находила себе места. «Не знала, куда себя деть», — вспоминала она. И ноги сами понесли её в Покровский монастырь, к мощам святой Матроны Московской.
Очередь была бесконечной. И тут к ней подошла одна из служительниц — матушка — и предложила потрудиться во славу Божью, выполнить послушание, после чего её пропустят без очереди. Два часа Наталья сортировала колючие розы для украшения храма.
А потом, подойдя к иконе, ощутила необъяснимое, всепоглощающее спокойствие. «Почувствовала, что теперь с дочкой всё будет хорошо», — говорила она. Через несколько дней пришли результаты анализов: опасения не подтвердились, девочка пошла на поправку. Этот случай укрепил её веру, с которой она живёт до сих пор.
Любопытно, что обряд крещения Наталья приняла довольно поздно, в 18 лет, и сделала это вместе со своим верным другом Дмитрием Марьяновым.
Два брака, скрытный муж и жизнь «социопата»: Почему актриса молчит о личной жизни?
Её первый брак, не выдержавший испытания временем и, возможно, бытом, завершился в 2005 году. После 12 лет совместной жизни она, не устраивая скандалов, просто собрала вещи и переехала на дачу к подруге. Позже оформила развод. Это решение было таким же твёрдым и внутренне выстраданным, как её отказ сниматься в неинтересных ей ролях.
Она нашла новое счастье спустя десять лет. В 2015 году она вышла замуж во второй раз — за питерского бизнесмена Романа. Об этом человеке известно ещё меньше, чем о первом муже. Щукина построила вокруг своей семьи высокий, непреступный забор.
Она с иронией называет себя «социопатом», человеком, которому жизненно необходимо личное пространство. Её нынешний супруг, судя по всему, разделяет эту позицию. В одном из интервью она призналась, что её поразило, как легко они ужились: «Оказалось, не надо сутками стоять у плиты. Гриша (так она называет мужа) многое умеет сам».
Её дочь Александра, пережившая в детстве страшную болезнь, выросла, окончила Высшую школу экономики и пошла своей дорогой, далёкой от актёрской среды.
«Приходи на меня посмотреть»: Прощальный поклон Олега Янковского и возвращение в кино
В кино она вернулась в начале 2000-х, избавившись от предубеждения против сериалов. Снималась в «Дальнобойщиках», «Отеле «Элеон»», «Вареньке». Но особое место в её фильмографии занимает картина «Приходи на меня посмотреть» (2000). Это была единственная режиссёрская работа гениального Олега Янковского.
В этой тонкой, меланхоличной истории о любви и одиночестве Щукина сыграла Дину — внучку главной героини (Екатерина Васильева) и дочь героини Ирины Купченко.
Это была роль взрослеющей, наблюдательной, немного отстранённой девушки, впитывающей семейную драму. Работа с такими актёрами и под руководством Янковского стала для неё важной вехой и, в некотором смысле, красивой точкой в её актёрской карьере большого кино.
От сцены к кафедре: Как «исчезнувшая» звезда стала доцентом родного училища
Так куда же пропала Наталья Щукина? Она не пропала. Она переродилась. Ещё в 2009 году она начала преподавать в родной «Щуке» — Театральном институте имени Бориса Щукина. С 2011 года — штатный преподаватель кафедры мастерства актёра.
А в 2022 году получила звание доцента. Теперь её сцена — учебная аудитория, её зрители — студенты, в чьих глазах она видит тот же огонь, что горел когда-то в ней самой.
Ей удалось то, что редко получается у рано прославившихся артистов: выйти из плена собственного успешного образа. Она не стала заложницей Ляли из «Елены Сергеевны» или Наташи из «Интердевочки». Она прошла через провал на вступительных, триумф на съёмках, 30-летнюю верность одному театру, личную драму и нашла новое, близкое, главное призвание.
«Я считаю себя очень счастливым человеком, — говорит Наталья Щукина. — Бог сполна наградил меня и талантом, и увлекательной работой, и встречами с прекрасными людьми». Её история — не о забвении. Это история о тихой, осознанной эволюции.
От блестящей актрисы — к мудрому педагогу. От девушки, мечтавшей о сцене, — к женщине, научившейся ценить простоту закулисной жизни. Ведь для настоящего мудреца, как известно, её бывает вполне достаточно.