Интервью с судьей Конституционного Суда РФ Евгением Тарибо
12 декабря мы празднуем День Конституции РФ. Накануне этой знаменательной даты поговорили с Евгением Тарибо, судьей Конституционного Суда РФ, выпускником УрГЮУ имени В. Ф. Яковлева. В интервью корреспонденту Медиацентра УрГЮУ Елене Медведевой Евгений Васильевич рассказал о возможностях после окончания университета, коллективном принятии решений и работе, которая приносит удовольствие.
— Евгений Васильевич, как Уральский государственный юридический университет повлиял на Ваше становление и достижение значительных успехов на профессиональном пути?
— Без этого вуза не было бы никаких успехов и не было бы той базы, которая позволила расти в профессии. Во-первых, само содержание обучения, научно-преподавательский состав. Во-вторых, как продолжение первого фактора, это имя УрГЮУ, которое высоко котируется среди других вузов, оно имеет первостепенное значение, роль вуза в российском юридическом образовании высока. Конечно, эти два фактора стали решающими для успеха на том пути, по которому я двигался.
— Насколько я знаю, Вы родились в Кургане, как так получилось, что выбрали УрГЮУ?
— Нужно сказать, что Екатеринбург — это центр юридического образования, который охватывает несколько регионов, в том числе Курганскую область. В советское время строго специализированных юридических вузов было несколько. Среди них Саратовский, Свердловский (СЮИ), Харьковский юридические институты и Всесоюзный заочно-юридический в Москве. Остальные вузы — это те, у которых были юридические факультеты. Поэтому закономерно, что СЮИ притягивал абитуриентов из соседних регионов. Для меня это был тот вуз, в который хотелось поступить.
Более того, я поступил не с первого раза. Первый раз мне не хватило одного или двух баллов, и только со второй попытки я прошел. Конкурс был очень высокий.
— Кто из преподавателей УрГЮУ запомнился больше всего и почему?
— Мне запомнился доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Александр Фёдорович Черданцев, очень глубокий ученый-теоретик, прекрасный лектор; доценты кафедры конституционного права Владимир Иванович Русинов и Александр Владимирович Сивопляс — яркие, интересные преподаватели; доктор юридических наук, профессор Иван Яковлевич Козаченко — звезда первой величины в сфере уголовного права и, кстати, чуткий экзаменатор. Несмотря на заминку в ответе, через уточняющий вопрос дал мне возможность сохранить отличную оценку на госэкзамене.
— Какими личностными качествами необходимо обладать, чтобы стать судьей?
— На мой взгляд, человек должен быть нацелен на поиск истины и на объективное восприятие той проблемы, которая ставится перед судом для того, чтобы ее разрешить. То есть всегда нужно пытаться найти объективную истину, оставаться беспристрастным, выслушивать разные точки зрения и таким путем двигаться к решению.
— Несмотря на то, что большинство неюристов знают, что такое Конституционный Суд, не все понимают, чем он занимается. Какие задачи входят в Вашу работу?
— Прежде всего, мы сопоставляем нормы, заключенные в Конституции РФ, с законами. И, соответственно, ищем ответ на вопрос, соответствует ли действующая законодательная норма конституционным правилам или нет. Нормы, которые заложены в Конституции РФ, начинают жить и действовать тогда, когда Конституционный Суд проверяет действующее законодательство, на основе которого разрешаются текущие дела граждан.
— Какие возможности открылись перед Вами с получением образования юриста?
— Работа. Юрист — востребованная профессия. После переезда в Москву я работал несколько лет в адвокатуре. Но мне всегда хотелось заниматься работой, близкой к научной деятельности. В 2001 году я поступил на работу в Конституционный Суд. В 2005 году подготовил и защитил кандидатскую диссертацию в Российском государственном университете правосудия. В 2019 году в МГУ защитил докторскую степень.
— Помните, как первый раз пришли в Конституционный Суд?
— Я всегда читал Российскую газету. В конце 1990-х и в 2000-х не было смартфонов, но были интернет-кафе, куда приходишь, покупаешь доступ в интернет и пользуешься. А я в интернете читал с интересом СМИ. Один раз увидел новость о том, что Конституционный Суд РФ к своему десятилетию проводит День открытых дверей, и можно задать вопрос его Председателю. Я написал три вопроса, два из них были обычные, а третий – более интересный. В то время Председателем Суда был Марат Викторович Баглай, он написал книгу «Дорога к свободе». Несмотря на то, что книга вышла маленьким тиражом, мне она как-то попалась на глаза, и я о ней спросил.
Наверное, это привлекло внимание, потому что из нескольких сотен человек пригласили на беседу 20, в том числе меня. Как сейчас помню: я задал свой вопрос в порядке очереди, был интересный разговор, мы сфотографировались, нам всем пожали руки и все, попрощались.
Мне тогда подумалось, что можно попробовать, попытаться устроиться на работу в Конституционный Суд. Я как-то зашел туда в приемную, спросил. И мне сказали: «нам никто не нужен, у нас есть и по уголовному, и по гражданскому праву специалисты, и ученая степень у них имеется». Но в разговоре я упомянул про интерес к налоговому праву, это в тот момент сработало, и через несколько дней мне позвонили. Было что-то вроде неофициальной стажировки, по итогам которой меня взяли. Так я начал работать в секретариате по этому направлению.
— Говоря про научную деятельность, помимо того, что Вы являетесь судьей Конституционного Суда РФ, Вы ведете научно-преподавательскую деятельность в Северо-Западном институте управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург), являетесь профессором кафедры конституционного и административного права. Чем привлекает Вас преподавание в университете?
— Работа в Конституционном Суде — это уже сама по себе научно насыщенная деятельность. Преподавание интересно тем, что это работа с молодежью, это наставничество. Мне это по душе. Работа в вузе — это также поддержка со стороны опытных товарищей, ученых, преподавателей. Я, например, благодарен тем коллегам, которые прочитали мою докторскую диссертацию постранично и высказывали свои замечания, обсуждали ее.
Человек, который замыкается в себе и не слышит других, идет по непродуктивному и неконструктивному пути. Научная деятельность — коллективное творчество, и ты должен слышать других, проверять себя, получать ценные советы.
— Как выстроена работа при принятии решений в Конституционном Суде РФ?
— В отличие от других судов, где судьи единолично принимают решения, мы — только коллегиально. Здесь важно слушать других, слышать, взаимодействовать, советоваться. Причем у нас мощный секретариат, в котором работают высококлассные специалисты по разным отраслям. Среди них кандидаты, доктора наук и просто опытные сотрудники, которые не уступают по своему уровню знаний остепененным товарищам и коллегам.
В этом в значительной мере заключается уникальность Конституционного Суда РФ: в наличии относительно стабильного в кадровом отношении секретариата. На протяжении многих лет там работают сотрудники, которые занимаются этой материей и знают ее превосходно. Они решают сложнейшие вопросы и помогают судьям осуществлять их полномочия. Собственно говоря, и я вырос в этом деле.
Я пришел туда в 2001 году на должность главного консультанта одного из управлений, а потом стал советником, начальником управления, затем руководителем секретариата.
— Стремились к тому, чтобы стать судьей, было внутреннее ощущение того, что добьетесь значительных высот?
— Не могу сказать, мне действительно не казалось, что мое профессиональное развитие получит такое продолжение. Таких прецедентов у нас долго не было, когда из секретариата рекрутируют, в том числе в судьи, но все меняется. Поэтому я не ожидал и не думал об этом. Но на каком-то этапе я понял, что это возможно.
Кстати, в практике стран СНГ и других стран в последнее время наблюдаются такие же примеры. Конечно, я этому очень рад, это большая честь, счастливый случай и уникальная возможность работать на таком высоком и ответственном посту.
— Однако есть известное выражение: чем усерднее я работаю, тем больше мне везет.
— Да, конечно, надо работать и любить свое дело, это должно нравиться. В Конституционном Суде РФ есть своя уникальная атмосфера, он сформирован как организация научно-исследовательского типа. Первый состав Конституционного Суда РФ вообще практически полностью состоял из представителей юридической науки, а возглавил суд (и сейчас возглавляет) выдающийся ученый-правовед Валерий Дмитриевич Зорькин.
Все это накладывает отпечаток на характер работы, на отношения внутри суда, существует возможность участия судей и сотрудников аппарата в научных конференциях, семинарах, симпозиумах. Вовлечение в научную деятельность — это неотъемлемая черта работы в Конституционном Суде РФ. При этом кадры формируются в немалой степени из научных учреждений, вузов.
— То есть, чтобы выпускнику попасть на работу в Конституционный Суд, надо сначала как минимум поработать в юридической сфере, получить ученую степень?
— Нет, необязательно. Нужно иметь предрасположенность к научной деятельности. Как я сказал, Конституционный Суд — это орган научно-исследовательского типа. Чтобы участвовать в работе, нужно владеть определенным научным аппаратом, любить писать структурированные юридические тексты. Помимо большого числа определений, довольно содержательных и наполненных правовыми позициями, суд принимает 50−60 постановлений в год.
Представьте, каждое постановление — это довольно объемный, насыщенный текст. Чтобы его написать, обобщить, синтезировать все высказанное коллегами, нужно иметь и определенные навыки, и предрасположенность к этому. Вопросы ставятся не типичные, они имеют проблемный характер. Приходят вчерашние студенты, аспиранты и начинают работать на самых первых должностях, но они работают с удовольствием над материалами, потому что это очень интересно.
Например, ты решаешь вопросы о том, что такое «криптовалюта» или «постмортальное оплодотворение», какова правовая природа этих явлений. Ты работаешь с вопросами, на которые все предыдущие органы не смогли дать окончательных ответов, и получается, что ты причастен к достижению принципиально важного решения.
— Можно ли сказать, что Вы сейчас стоите на последней ступени по принятию решений?
— Во многом так и есть, но дальше эти решения исполняет законодатель, в работу включаются Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации. За это взаимодействие отвечает как раз секретариат, который информирует законодателя, отслеживает порядок исполнения, обобщает практику. У нас на сайте публикуются ежегодная информация о деятельности Конституционного Суда РФ, обзоры принятых решений, это большая работа.
— Если говорить про свободное время, какие у Вас увлечения?
— Я стараюсь дружить со спортом. В юности занимался самбо. Спорт очень важен, он закаляет характер, есть победы и поражения, это все одинаково нужно прочувствовать. Особенно в индивидуальных видах спорта, вроде единоборств, где ты выходишь один на один с соперником.
Вообще у меня достаточно спортивная семья. Сын долго занимался хоккеем, дочь до сих пор профессионально занимается фигурным катанием. Я с ними встал на коньки.
Поэтому последние лет семь с товарищами играю в хоккей, получаю большое удовольствие от этого, это позволяет разгрузиться, переключиться. Большой теннис тоже люблю, но на счет предпочитаю не играть. Просто нравится держать мяч в игре, играть на партнера, чтобы подвигаться.
— Если бы Вы могли дать один совет самому себе в начале пути, с момента поступления в юридический университет, что бы это было?
— Быть готовым браться за то, на чем настаивает сама жизнь, а не только стремиться к тому, что тебе представляется как желанная цель. И результат, может быть, во много раз лучше твоих ожиданий.
Беседовала Елена Медведева, корреспондент Медиацентра УрГЮУ имени В. Ф. Яковлева
Подготовлено при содействии руководителя пресс-службы Конституционного Суда РФ Мавриной Марии Сергеевны
Фото: пресс-служба Конституционного Суда РФ; из личного архива Евгения Тарибо