В лесу, где застревали танки, он проползал на брюхе. На Севере, где глохли иномарки, он чихал, стрелял в глушитель, но заводился.
ЗИЛ-157. В народе — «Колун», «Захар», «Трумен» или «Крокодил».
Эта машина — памятник советскому инженерному гению и одновременно… кошмар для водителя.
Многие до сих пор спорят: почему на такого монстра не поставили дизель? Зачем ему целых ПЯТЬ карданных валов? И правда ли, что модернизация 1978 года испортила классику?
Давайте разбираться.
Приветствую вас, товарищи!
1. Почему бензин? Где дизель, Виталий Андреевич?
Главный вопрос, который мучает современных водителей: «Как можно кормить эту прорву бензином?».
Ведь 157-й жрет как не в себя. Паспортные 40 литров на сотню — это сказка для прокурора. В реальной грязи, да с грузом, «Колун» легко выпивал 60, а то и 80 литров!
Легендарный конструктор Виталий Грачев, «отец» советских вездеходов, не был дураком. Он прекрасно понимал преимущества дизеля.
Но почему его не поставили?
- Дрожь земли. Дизели тех лет (вроде двухтактных ЯАЗ) были чудовищно вибронагруженными. ЗИЛ-157 — машина рамная, жесткая. Тяжелый, трясучий дизель размолотил бы трансмиссию и позвоночник водителя за полгода.
- Стратегия. Бензин в СССР стоил копейки. Страна плавала в нефти. А вот дизельное топливо было стратегическим ресурсом для танков. В случае войны грузовики должны были ездить на всем, что горит, и не отнимать солярку у Т-54.
- Мороз. Бензиновый мотор (даже с его капризами) в -40 завести проще. Паяльная лампа под поддон, ручку «кривого стартера» в зубы — и погнали. А дизель с застывшей парафиновой соляркой в тайге — это смерть.
Поэтому оставили рядную «шестерку» ЗИС-157 (по сути, модернизированный мотор от «Студебекера»). 104 лошадиные силы.
Смешно? Для легковушки — да. Но у этого мотора была тракторная тяга на низах. Ему было плевать на обороты, он просто тянул, как упрямый мул.
2. Загадка трансмиссии: Зачем ему ПЯТЬ карданов?
Если вы заглянете под «Колуна», то ужаснетесь. Снизу это выглядит как паутина из железных труб.
У нормальных машин (как у ЗИЛ-131 или Урала) мосты проходные. Кардан идет от раздатки к среднему мосту, а от него — к заднему. Просто и логично.
У ЗИЛ-157 всё не как у людей.
У него нет проходных мостов.
У него стоит сложнейшая раздаточная коробка, из которой выходят отдельные валы на каждый мост!
Считаем вместе:
- От КПП к Раздатке (Промежуточный).
- На передний мост.
- На средний мост.
- На задний мост (длинный).
- Плюс еще промежуточная опора для заднего кардана!
Зачем так сложно?
Это решение старой школы (наследие ЗИС-151). Инженеры боялись, что если сделать мосты проходными, то при поломке одного редуктора встанет вся машина.
В схеме ЗИЛ-157 каждый мост — сам по себе.
Плюс: Если в болоте порвало задний мост, можно снять кардан, кинуть его в кузов и выехать на переднем и среднем. Живучесть колоссальная!
Минус: Вибрация. Отбалансировать 5 карданных валов в условиях автобазы было невозможно. Поэтому на скорости 60 км/ч «Колун» начинал петь свою песню, и в кабине все резонировало так, что зубы стучали.
3. Модернизация 1978 года: Второе дыхание или старость?
Казалось бы, в 1978 году уже вовсю колесил современный ЗИЛ-131. Зачем мучить старика?
Но армия и леспромхозы умоляли: «Оставьте Захара!». Он был проще, уже (пролезал между соснами там, где 131-й застревал) и дешевле.
Производство передали на Урал (УАМЗ), и машину обновили до индекса ЗИЛ-157КД.
Что изменили и почему шоферы это оценили?
- Поршневая от ЗИЛ-130. Да-да, унификация! Мощность подняли до 110 л.с. Немного, но мотор стал ресурснее.
- Карбюратор К-88. Попытка хоть как-то умерить аппетит. Расход действительно упал (литров на 5), но все равно остался чудовищным.
- Система охлаждения. Старые 157-е кипели как самовары. Летом в гору — только с печкой. В 1978 году поставили нормальный шестилопастной вентилятор и трубчатый радиатор. "Колун" перестал плеваться тосолом.
- Транзисторное зажигание. Наконец-то убрали вечно подгорающие контакты прерывателя. Искра стала слона убивать, запуск в мороз улучшился.
4. Школа выживания: Зимние и летние "радости"
Я работал на 157-м и скажу честно: это машина для сильных духом (и руками).
Зима.
Кабина — холодильник. Щели такие, что можно руку просунуть. Печка греет только левую ногу, правая примерзает к полу.
Но самое страшное — руль.
Гидроусилителя НЕТ.
Представьте: мороз, масло в рулевом редукторе загустело. Вы крутите "баранку", упираясь ногами в панель приборов. А если колесо попало в колею или ударилось о пень? Спицы руля могли выбить большие пальцы рук.
Это называлось «синдром шофера ЗИЛ-157» — переломанные пальцы. Опытные водители никогда не обхватывали руль пальцем изнутри!
Лето.
Шум. Вой раздатки, гул мостов, рев вентилятора. Разговаривать в кабине невозможно, только орать.
Но зато, когда ты въезжаешь в жидкую глину по бампер, включаешь пониженную и травишь колеса (да, система подкачки шин — это то, за что ему прощали всё!), «Колун» творит чудеса.
Он едет там, где пешком идти страшно. Мягкие спущенные шины "облизывают" бревна и камни.
Итог: Герой или динозавр?
ЗИЛ-157 — это машина парадокс.
Технически — это безнадежно устаревшая конструкция с корнями из 40-х. 5 карданов, отсутствие ГУРа, прожорливый бензиновый мотор.
Но практически — это один из лучших вездеходов в истории человечества.
Да, он пил бензин ведрами. Да, он выматывал водителя до состояния "тряпки".
Но он всегда возвращался домой. И за это мы его любили.
А вам приходилось крутить тяжелую "баранку" 157-го? Помните этот звук трансмиссии? Пишите в комментариях, обсудим!
Ваш Василич.
👇 ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА:
Иллюстрации в статье созданы автором с помощью современных технологий, чтобы максимально точно передать дух той эпохи и детали конструкции.