Найти в Дзене

«Пять карданов и ведро бензина»: Почему инженеры отказались от дизеля на легендарном ЗИЛ-157 и зачем ему такая странная трансмиссия?

В лесу, где застревали танки, он проползал на брюхе. На Севере, где глохли иномарки, он чихал, стрелял в глушитель, но заводился. ЗИЛ-157. В народе — «Колун», «Захар», «Трумен» или «Крокодил». Эта машина — памятник советскому инженерному гению и одновременно… кошмар для водителя. Многие до сих пор спорят: почему на такого монстра не поставили дизель? Зачем ему целых ПЯТЬ карданных валов? И правда ли, что модернизация 1978 года испортила классику? Давайте разбираться. Приветствую вас, товарищи! 1. Почему бензин? Где дизель, Виталий Андреевич? Главный вопрос, который мучает современных водителей: «Как можно кормить эту прорву бензином?». Ведь 157-й жрет как не в себя. Паспортные 40 литров на сотню — это сказка для прокурора. В реальной грязи, да с грузом, «Колун» легко выпивал 60, а то и 80 литров! Легендарный конструктор Виталий Грачев, «отец» советских вездеходов, не был дураком. Он прекрасно понимал преимущества дизеля. Но почему его не поставили? Дрожь земли. Дизели тех лет (вроде
Оглавление

В лесу, где застревали танки, он проползал на брюхе. На Севере, где глохли иномарки, он чихал, стрелял в глушитель, но заводился.

ЗИЛ-157. В народе — «Колун», «Захар», «Трумен» или «Крокодил».

Эта машина — памятник советскому инженерному гению и одновременно… кошмар для водителя.

Многие до сих пор спорят: почему на такого монстра не поставили дизель? Зачем ему целых ПЯТЬ карданных валов? И правда ли, что модернизация 1978 года испортила классику?

Давайте разбираться.

Приветствую вас, товарищи!

1. Почему бензин? Где дизель, Виталий Андреевич?

Главный вопрос, который мучает современных водителей: «Как можно кормить эту прорву бензином?».

Ведь 157-й жрет как не в себя. Паспортные 40 литров на сотню — это сказка для прокурора. В реальной грязи, да с грузом, «Колун» легко выпивал 60, а то и 80 литров!

Легендарный конструктор Виталий Грачев, «отец» советских вездеходов, не был дураком. Он прекрасно понимал преимущества дизеля.

Но почему его не поставили?

  1. Дрожь земли. Дизели тех лет (вроде двухтактных ЯАЗ) были чудовищно вибронагруженными. ЗИЛ-157 — машина рамная, жесткая. Тяжелый, трясучий дизель размолотил бы трансмиссию и позвоночник водителя за полгода.
  2. Стратегия. Бензин в СССР стоил копейки. Страна плавала в нефти. А вот дизельное топливо было стратегическим ресурсом для танков. В случае войны грузовики должны были ездить на всем, что горит, и не отнимать солярку у Т-54.
  3. Мороз. Бензиновый мотор (даже с его капризами) в -40 завести проще. Паяльная лампа под поддон, ручку «кривого стартера» в зубы — и погнали. А дизель с застывшей парафиновой соляркой в тайге — это смерть.

Поэтому оставили рядную «шестерку» ЗИС-157 (по сути, модернизированный мотор от «Студебекера»). 104 лошадиные силы.

Смешно? Для легковушки — да. Но у этого мотора была тракторная тяга на низах. Ему было плевать на обороты, он просто тянул, как упрямый мул.

-2

2. Загадка трансмиссии: Зачем ему ПЯТЬ карданов?

Если вы заглянете под «Колуна», то ужаснетесь. Снизу это выглядит как паутина из железных труб.

У нормальных машин (как у ЗИЛ-131 или Урала) мосты проходные. Кардан идет от раздатки к среднему мосту, а от него — к заднему. Просто и логично.

У ЗИЛ-157 всё не как у людей.

У него нет проходных мостов.

У него стоит сложнейшая раздаточная коробка, из которой выходят отдельные валы на каждый мост!

Считаем вместе:

  1. От КПП к Раздатке (Промежуточный).
  2. На передний мост.
  3. На средний мост.
  4. На задний мост (длинный).
  5. Плюс еще промежуточная опора для заднего кардана!

Зачем так сложно?

-3

Это решение старой школы (наследие ЗИС-151). Инженеры боялись, что если сделать мосты проходными, то при поломке одного редуктора встанет вся машина.

В схеме ЗИЛ-157 каждый мост — сам по себе.

Плюс: Если в болоте порвало задний мост, можно снять кардан, кинуть его в кузов и выехать на переднем и среднем. Живучесть колоссальная!

Минус: Вибрация. Отбалансировать 5 карданных валов в условиях автобазы было невозможно. Поэтому на скорости 60 км/ч «Колун» начинал петь свою песню, и в кабине все резонировало так, что зубы стучали.

-4

3. Модернизация 1978 года: Второе дыхание или старость?

Казалось бы, в 1978 году уже вовсю колесил современный ЗИЛ-131. Зачем мучить старика?

Но армия и леспромхозы умоляли: «Оставьте Захара!». Он был проще, уже (пролезал между соснами там, где 131-й застревал) и дешевле.

Производство передали на Урал (УАМЗ), и машину обновили до индекса ЗИЛ-157КД.

Что изменили и почему шоферы это оценили?

  • Поршневая от ЗИЛ-130. Да-да, унификация! Мощность подняли до 110 л.с. Немного, но мотор стал ресурснее.
  • Карбюратор К-88. Попытка хоть как-то умерить аппетит. Расход действительно упал (литров на 5), но все равно остался чудовищным.
  • Система охлаждения. Старые 157-е кипели как самовары. Летом в гору — только с печкой. В 1978 году поставили нормальный шестилопастной вентилятор и трубчатый радиатор. "Колун" перестал плеваться тосолом.
  • Транзисторное зажигание. Наконец-то убрали вечно подгорающие контакты прерывателя. Искра стала слона убивать, запуск в мороз улучшился.
-5

4. Школа выживания: Зимние и летние "радости"

Я работал на 157-м и скажу честно: это машина для сильных духом (и руками).

Зима.

Кабина — холодильник. Щели такие, что можно руку просунуть. Печка греет только левую ногу, правая примерзает к полу.

Но самое страшное — руль.

Гидроусилителя НЕТ.

Представьте: мороз, масло в рулевом редукторе загустело. Вы крутите "баранку", упираясь ногами в панель приборов. А если колесо попало в колею или ударилось о пень? Спицы руля могли выбить большие пальцы рук.

Это называлось «синдром шофера ЗИЛ-157» — переломанные пальцы. Опытные водители никогда не обхватывали руль пальцем изнутри!

-6

Лето.

Шум. Вой раздатки, гул мостов, рев вентилятора. Разговаривать в кабине невозможно, только орать.

Но зато, когда ты въезжаешь в жидкую глину по бампер, включаешь пониженную и травишь колеса (да, система подкачки шин — это то, за что ему прощали всё!), «Колун» творит чудеса.

Он едет там, где пешком идти страшно. Мягкие спущенные шины "облизывают" бревна и камни.

-7

Итог: Герой или динозавр?

ЗИЛ-157 — это машина парадокс.

Технически — это безнадежно устаревшая конструкция с корнями из 40-х. 5 карданов, отсутствие ГУРа, прожорливый бензиновый мотор.

Но практически — это один из лучших вездеходов в истории человечества.

Да, он пил бензин ведрами. Да, он выматывал водителя до состояния "тряпки".

Но он всегда возвращался домой. И за это мы его любили.

А вам приходилось крутить тяжелую "баранку" 157-го? Помните этот звук трансмиссии? Пишите в комментариях, обсудим!

Ваш Василич.

👇 ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА:
Иллюстрации в статье созданы автором с помощью современных технологий, чтобы максимально точно передать дух той эпохи и детали конструкции.