Очень интересная часть. В ней история сделала действительно крутой поворот. В отличие от РИ, дуэль Худа и Бисмарка закончилась в пользу первого. Но к чему это приведёт узнаем в будущих частях.
Решение Кригсмарине отправить линкор «Бисмарк» и тяжёлый крейсер «Принц Ойген» в рейдовую операцию в Атлантику вынашивалось месяцами. Адмирал Гюнтер Лютйенс, командовавший «Бисмарком», настаивал на ожидании подкрепления: однотипный линкор «Тирпиц» должен был вскоре вступить в строй. Но планы его были разрушены неожиданно — не британской эскадрой, а бомбардировками с воздуха.
В марте 1941 года в брестском доке на ремонте находился линейный крейсер «Гнейзенау», недавно вернувшийся из Атлантики. Первый налёт — в ночь на 30 марта — почти не задел корабль. Но второй… Второй стал роковым. Пятисотфунтовая бронебойная бомба, пробив палубу, разрушила машинные отделения и буквально выбила кормовую башню из креплений. За следующие дни британцы ударили ещё раз и ещё — и «Гнейзенау» так и не поднял якоря в бою снова.
В этой реальности, в отличие от исторической, он не был восстановлен.
Новость о повреждениях «Гнейзенау» вызвала панику в Берлине. Адмирал Эрих Редер, глава Кригсмарине, боялся, что британцы, раз уж добираются до кораблей в Бресте, ударят и по «Бисмарку» с «Принцем Ойгеном», пока те стоят в порту. Он приказал Лютйенсу отплыть не позднее 9 апреля.
При этом Лютйенс возражал — считал приказ поспешным, полагая, что его эскадра вне досягаемости Королевских ВВС. Но протесты были отвергнуты. Не оставалось ничего, кроме как подчиниться. Адмирал надеялся, что сумеет проскользнуть через Датский пролив до того, как Королевский флот успеет отреагировать.
Он ошибался.
Британцы знали всё. Береговая разведка, радиоперехваты, воздушное наблюдение — все нити вели к немецким кораблям. Им был готов встречный удар: новейший линкор HMS Prince of Wales, введённый в строй в сентябре 1940 года, и легендарный HMS Hood — гордость флота, линейный крейсер, вошедший в строй ещё в 1920-м. У «Худа» к тому времени была усилена палубная броня до шести дюймов. Эти модернизации были проделаны перед его выходом из ремонта, в октябре 1940 года.
Группу британских кораблей возглавлял вице-адмирал Ланселот Эрнест Холланд, разместивший свой флаг на «Худе».
Уже к вечеру 10 апреля крейсера «Саффолк» и «Норфолк» обнаружили немецкие корабли. В 23:30 «Норфолк» установил контакт и упорно держал его, несмотря на туман и полярные сумерки. Критически важным стало сообщение: в авангарде шёл «Принц Ойген», а «Бисмарк» следовал за ним. Холланд, ожидавший обратного, перестроил эскадру — «Принц Уэльский» встал впереди, а эсминцы получили приказ атаковать головной корабль.
Лютйенс, понимая, что за ним следят, около 01:30 попытался уйти — резко свернул на запад. На короткое время «Норфолк» потерял контакт, но уже в 02:10 вновь обнаружил эскадру противника. Манёвр нарушил планы Холланда: приближаясь, британские корабли вынуждены были резко разворачиваться, чтобы занять позицию для бортового залпа. В этот момент «Худ» оказался в уязвимом положении.
Сражение началось в 05:25.
Слабо освещённый на горизонте, «Бисмарк» открыл огонь первым — и одним из первых снарядов нанёс прямое попадание в палубу «Худа». Пусть шестидюймовая броня и спасла корабль от взрыва погреба, шрам остался — будто предупреждение. Ответный залп «Худа» не оставил сомнений: снаряд заклинил носовую башню «Бисмарка». Экипажу потребовалось сорок пять минут, чтобы вернуть ей подвижность — и даже тогда она вращалась с леденящим душу скрежетом.
В 06:10 ситуация усугубилась: снаряд с «Принца Уэльского» угодил чуть ниже мостика «Бисмарка». Осколки стекла и металла ранили команду. Лютйенс, отделавшись лишь порезами, оказался в состоянии лёгкой контузии — и не заметил, что связь с корабельными системами прервана. Полтора десятка минут «Бисмарк» шёл прямым курсом, превратившись в идеальную мишень.
Холланд этим воспользовался. Залпы «Худа» и «Принца Уэльского» обрушились на линкор, пробивая машинные отделения. «Бисмарк» начал терять ход.
К семи утра Лютйенс, по некоторым сведениям, пришёл в себя благодаря усилиям врачей и увидел кошмар. К этому времени «Саффолк» присоединился к бою, а «Норфолк» с эсминцами нанёс серьёзные повреждения «Принцу Ойгену»: передняя башня взорвалась — боеприпасы, поднятые в спешке, детонировали при попадании.
Холланд почувствовал, как в водах Датского пролива запахло кровью. Он приказал сближаться и добивать врага.
Но и британцы не остались без потерь. У «Худа» вышла из строя одна башня. Однако огонь «Бисмарка» уже слабел, а «Принц Ойген» едва держался на плаву.
Для Лютйенса не осталось иллюзий: спасения нет. В 7:40 последняя боевая башня «Бисмарка» замолчала. Через пятнадцать минут эсминцы пустили торпеду в переднюю часть «Принца Ойгена».
В 7:55 Лютйенс отдал приказ покинуть корабль и затопить «Бисмарк».
«Принц Ойген», не получивший сигнала, продолжал сопротивляться — до тех пор, пока в 8:40 не отказали насосы. К 9:30 оба немецких корабля исчезли под волнами.
Британцы бросились спасать выживших — но ложное донесение о подводных лодках заставило Холланда отозвать крупные корабли. К моменту, когда поиски возобновились, в ледяной воде почти не осталось живых. Среди погибших был и адмирал Лютйенс. Его тело так и не нашли — неизвестно, предпочёл ли он уйти с кораблём или оказался в воде, как сотни других.
Парадоксально, но Редер сохранил свой пост. Гитлер, пусть и разъярённый гибелью эскадры, уже потерял веру в надводный флот. Теперь он видел в Кригсмарине лишь «флот-угрозу» — тот, что держит британские силы в напряжении, даже не выходя в море. Это решение лишило флот ресурсов. Как горько сетовал Дёниц, отложенный выпуск двух линкоров обошёлся в двадцать подводных лодок.
Для Королевского флота это была триумфальная победа — и, по иронии, последнее крупное надводное сражение с Кригсмарине. После ремонта «Худ» и «Принц Уэльский», в отличие от реальной истории, остались боеспособными — и вскоре отправились укреплять британское присутствие в Тихом океане. Экипажи, возможно, роптали на «второстепенное» задание… но уже в декабре 1941 года им предстояло встретить японский шторм в Юго-Восточной Азии.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/chto-esli-anglo-saksy-zavoyuyut-irlandiyu-vmesto-britanii/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉