Прошу прощения, что на пару дней исчез — завод к новому году требует много внимания и действий. Постараюсь в ближайшее время компенсировать.
Дефицит новых самолетов в мире, наблюдаемый в последние годы в связи с проблемами в цепочке поставок аэрокосмической продукции, остается одним из главных факторов, сдерживающих рост отрасли, заявила Международная ассоциация воздушного транспорта.
В количественном выражении дефицит поставок оценивается минимум в 5,3 тыс. самолетов. Объем невыполненных заказов превысил 17 тыс. единиц, что составляет почти 60% от общего самолетного парка.
Глобально — авиастроение выглядит так — существует несколько сборочных площадок, которые контролируются Airbus и Боингом. На этих площадках происходит сборка готовых самолётов в кратчайшие сроки. Глобально — это 11 сборочных заводов по всему миру. Боинг хвастался, что собирает один самолёт на конвейере за 4 дня. Комплект для сборки поставляется смежниками, такими как Spirit, который для А/Б отправляет готовые секции фюзеляжа, а то и целые фюзеляжи. Остальные узлы готовят тоже в укрупненном виде, поэтому сборка за 4 дня не выглядит чем-то фантастическим. Spirit добивается оперативности схожим способом за счёт использования труда смежников, вплоть до небольших американских ИП, которые дома держат токарный станок и изготавливают по их заказу номенклатуру деталей, которые должны поставлять в нужные сроки под страхом неустойки.
Сверхэффективная модель, не спорю. Все обложились договорами, у всех чёткие обязательства, все друг от друга в зависимости, зато самолёт делается за 4 дня. А ещё и на обоих производителей можно работать. Красота же, ну?
Дальше начинаются проблемы. И породил их Макс. После приостановки эксплуатации в большинстве стран мира Боинг по инерции продолжил выпускать самолёты, пока не занял весь перрон, все рулежки, даже автопарковки готовыми самолётами и решил остановиться. По цепочке дальше без заказов и поступлений оказался Spirit и его многочисленные подрядчики. Оставшиеся заказы не вывозили потребности, так как выручка от Максов составляла более половины выручки Спирита, включая его подопечных. Там и по GE неслабо прилетело, который лишился основного покупателя. Airbus и Эмбраер сделали ставку на GTF (Airbus на половину), а там и производство топоров в своей основной массе прекратилось. В общем, что делают заводы — сокращают кадры, ибо платить зарплаты нечем. У Spirit жирок какой-то был. И то пришлось требовать дотаций иначе кирдык. А рухнувший Spirit равносилен убийству Боинга, поэтому тот спешно нашёл миллиарды на покрытие его убытков. Какая-то лютая предоплата и безвозмездные транши. Покупка части его.
В общем, без Spirit мы бы реально потеряли половину авиапроизводства в мире. В Тулузе бы с Гамбургом что-то клепали, да и только. США бы исчезли с авиационной карты. А создать ему замену сложнее, чем создать новый Боинг. Ибо сам по себе Spirit тоже занимался сборкой из тысяч ПКИ, которые поставляли ему его смежники. И собрать снова всех вместе со всеми контрактами нереально. Особенно с аутсорсингом, у которого был один заказчик, которые остались без своего оборудование, которое брали в кредит под контракт с этим Spirit.
Тем не менее, за время забастовок Боинга, простоя его конвейеров и сокращения производства по указанию FAA множество мелких смежников таки приказали долго жить. Да и крупные выкинули на мороз кучу работников. Производство восстановили, Spirit спасли, вроде бы всё более-менее, однако в общем отношении поставки стали сбоить. Все по цепочке уже не могут выполнять заданный объём. С качеством проблемы, так как пришлось нанимать новый персонал, а с учётом бюджета, этот персонал по интеллекту оказался близок к приматам. Из-за сбоя поставок ПКИ стали использовать то, что забраковали ранее. В общем, по цепочке это и привело к тому, что имеем.
А как у нас? Ну у нас любят говорить, мол, там один завод делает тысячи самолётов, а у нас, что там говорить. Однако, схема работы нашего производства в корне отличается. Вот я не люблю КАЗ и говорю про него всякие гадости. Вот собирают они Ту-214 за год по 1 штуке, а могут по идее по 6 самолётов в год собирать в рамках того цеха, что был у них в 22 году. Сейчас новые цеха построили. Но КАЗ из этого года постройки 10 месяцев собирает комплект. Самостоятельно. Производя большинство деталей самостоятельно, там своя гальваника, своё всё. Всё делается штучно. На каких-то заводов даже до собственной нарезки крепежей доходило, мол, дешевле обходится (естественно, потерю производительности завода в себестоимости не считали). Собственно, мы имеем завод, который с учётом стапелей и древних методов может собирать 1 Ту-214 за 2 месяца, но не может этого сделать, потому что ему нужно 10 месяцев, чтобы собрать комплект.
Что у нас получилось. А Суперджет делали за 10 дней. Не за 4, но по тем же лекалам. В Комсомольске — только автоматизированная сборка. Остальное привозили. Авиазавод только постройкой самолёта занимался, остальное — не его проблемы. Наклепали за 10 лет 230 самолётов. В среднем по 20 самолётов в год вышло. Но куча злых языков ядом брызгали: «Несчитово!!! Только сборка, не наш самолёт, подавай Ту-334!!!». Умалчивая, что Ту-334 (не будем вспоминать, что там половина с Украины была) бы собирался по той же схеме 10+2 месяца. Задача стояла — научиться массово строить самолёты. С ней справились. Показали, что можем. МС-21 строится по тем же технологиям. Главное — комплект.
Самое главное, что смена модели только и может обеспечить массовость. Это касается любого самолёта. Хоть Суперджета, хоть Ил-96. Сейчас на МС-21 работают и ВАСО, и Авиастар, и Сокол и ещё куча вполне самостоятельных авиазаводов. То же ВАСО отлично справляется с гальваникой, отлично штампует мотогондолы, поэтому и делает это для всех лайнеров. Вроде самолётов новых в Воронеже нет, а завод работой загружен. На фото выше — Новосибирск, Суперджеты будущие. Но их тут не будут собирать, а в Комсомольске.
Очевидны плюсы. Но теперь мы знаем и минусы. Как лучше — выбирать не приходится. В данном случае американский опыт передовой. Если не вколачивать новые самолёты в земную твердь.
Телега — https://t.me/skyexpert1
Чат в телеге - https://t.me/+TzJ1GDiucuIzYmEy
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823