Вместо предисловия: настоящая статья является продолжением предыдущей публикации: "Мир на кончине нерва". Это следующая часть материала.
...Давайте попробуем заглянуть в предысторию героини, чтобы разобраться в возможных причинах её диагноза. Заранее отметим, что причины во всех случаях уникальны и комплексны.
У Леры (по внешним меркам) благополучная семья: родители не пьют, работают, дети (их трое, Лера - самая старшая) одеты-обуты, учатся в хорошей школе. Однако, благополучие всё же бывает разным. ПРЛ часто возникает не в ответ на грубое насилие, а в результате хронической несовместимости, эмоциональной недоступности или непредсказуемости в самом важном возрасте для ребёнка (в дошкольном и раннем детстве).
Какие "невидимые" факторы могли сформировать диагноз Леры даже в хорошей семье...
1. Темперамент как основа.
Лера родилась с врожденной эмоциональной чувствительностью. Её нервная система с самого начала была настроена на высокие обороты: громкий звук, яркий свет, мокрый подгузник, резкий тон - всё это переживалось ею острее, чем, к примеру, братом или сестрой. Это биологическая предрасположенность, не вина родителей и не её вина тоже.
2. Невидимая трещина в "благополучии": эмоциональная депривация.
- "Мне некогда, я занята(т)". В семье с тремя детьми родители, особенно если они уставшие, могли неосознанно отдавать энергию тем, кто громче заявлял о себе. Тихая, чувствительная Лера "отодвигалась" на второй план. Её потребность в утешении, в медленном проговаривании чувств ("Почему мне грустно?") могли встречать фразами: "Не плачь, всё хорошо", "Возьми себя в руки", "Посмотри, какая ты уже взрослая". Для неё это означало: "Твои чувства неправильные, невыносимые, их нужно скрывать".
- Непредсказуемость эмоционального отклика. Мама могла вчера с удовольствием читать ей книжку, а сегодня, уставшая после работы, раздражаться на ту же просьбу. Для Леры это хаос. Она не может выстроить надёжную схему: "Если я сделаю так, мама будет любить меня". Любовь становится условной и непредсказуемой, а значит - ненадёжной.
3. Роль старшей дочери.
Появление младших детей - ключевой момент. Внезапно Лера из "малышки" превратилась в "помощницу" и "пример". От неё ждали понимания и самостоятельности. Но внутри она оставалась тем же эмоционально ранимым ребёнком.
- Стыд за "детские" чувства. Ревность к сестрёнке, злость на брата за то, что он отнимает маму, - эти нормальные чувства становились для неё запретными. "Ты же старшая, тебе должно быть стыдно!" Она училась их подавлять, а потом они прорывались неуправляемыми вспышками ярости или самобичевания.
- Перфекционизм, как способ выжить. Если я буду идеальной - отличницей, помощницей, тихой и послушной - меня будут любить. Но перфекционизм невыносим. Любая ошибка (тройка, разбитая чашка) означала для Леры катастрофу - крах ее "защитной маски" и страх быть отвергнутой.
4. Травма не-принятия (инвалидация).
Это центральный механизм в формировании ПРЛ. Ребёнку систематически (часто не злонамеренно) дают понять, что его внутренний опыт - неправильный.
- Лере страшно перед контрольной. Папа: "Да ерунда, чего бояться-то!"
- Леру отвергла подруга. Мама: "Да найдешь себе новую, не драматизируй!"
Намерения хорошие - успокоить! Но для Леры это посыл: "То, что ты чувствуешь - неадекватно. Твоя реальность неверна". Если твой внутренний мир постоянно отрицают, то ты и сама перестаёшь ему доверять. Возникает ощущение, что у тебя нет надёжного "Я". Я - это пустота, которую нужно заполнить отражениями других людей.
5. Фактор среды вне семьи.
- Буллинг или отвержение сверстниками даже в одном классе могли стать спусковым крючком. Для чувствительного ребёнка - это подтверждение самого страшного: "Я изгой, я не такая, меня нельзя любить".
- Социальные сети, где царят культура успеха, сравнения и мгновенного отклика, лишь усугубляют её страх быть покинутой и чувство неполноценности.
Что в итоге сформировало Лерино ПРЛ?
Не единичное событие, а комплексное влияние следующих причин...
1. Врожденная уязвимость (чувствительная нервная система).
2. Среда, которая не смогла эту уязвимость распознать и учитывать. Не злая, не жестокая, но часто - уставшая, занятая, поверхностная в эмоциях.
3. Постоянное сообщение (словами и действиями): "Твои чувства слишком сильны, они неудобны, ты должна быть другой".
4. Отсутствие надёжной эмоциональной гавани, где можно быть любой - слабой, злой, плачущей - и всё равно получать поддержку и принятие.
Лера научилась жить в мире, где любовь условна, а её собственное "Я" - ненадёжный враг. ПРЛ в 14 лет - это не прихоть, а отчаянная, искажённая система выживания в мире, который она с детства воспринимала как эмоционально угрожающий и непредсказуемый, даже если снаружи он выглядел как уютный дом с фотографиями на стенах.
Это делает историю Леры не менее драматичной, а помощь - не менее востребованной. Ребёнок не "испортился", а выживал, как умел, в мире, который ощущался им, как минное поле, прикрытое газоном семейного благополучия. И сейчас её задача (с помощью терапии и правильного отношения близких) - научиться жить по-новому, по-другому. Это путь тихого разоружения. Шаг за шагом, с помощью психолога, который станет для неё переводчиком с языка боли на язык потребностей, и окружения, которое наконец-то научится не бояться Лериных бурь.
Для полного исцеления Лере предстоит следующее...
1. Снять доспехи перфекционизма и обнаружить под ними живую, уязвимую кожу, которую можно не калечить, а беречь.
2. Расшифровать код своих эмоций и понять, что ярость - это часто замороженный страх, а пустота - заглушённая тоска по человеческой близости.
3. Построить дом своей личности не на зыбком песке чужих ожиданий, а на постепенно открываемом, твёрдом фундаменте своего настоящего "Я".
Это путь не к "нормальности", навязанной извне, а к аутентичности - к праву чувствовать то, что Лера чувствует, и жить, не извиняясь за своё существование каждую секунду, всегда. Это долгий путь домой - к себе самой, чего ей так не хватало все эти четырнадцать лет.
Картинки для статьи созданы мной на сайте "Шедеврум" специально для текущей тематической публикации.
Друзья, приглашаю вас на личные консультации - очно или онлайн (теперь на видеоплатформе "Психологи В17"). Пишите мне в WhatsApp/Telegram, договоримся о нашей встрече: 8(985)665-82-54. С уважением, психолог Алёна Блищенко.