Найти в Дзене
Арсен Даллакян

Рецензия Арсена Даллакяна на статью А.Д. Харичева «Кто мы?"

Синтез цивилизационного кода и корпоративной культуры как ответ на вызовы времени Прочитав статью А.Д. Харичева «Кто мы?», я нашел в ней не только обоснование текущих государственных трендов, но и, что важно для меня как для практика, работающего с корпоративными культурами, — недостающее звено в решении одной из самых острых бизнес-проблем: растущего отчуждения поколения Z. От диагностики к методологии Харичев совершает ключевое движение: он переводит разговор о ценностях из области абстрактных дискуссий в плоскость конкретного цивилизационного кода, представленного в виде стройной векторной модели. 1. Диагностика «российского кода». Выделенные им императивы — «Вера» (идеализм), «Семья» (коллективизм), «Правда» (моральная нормативность), «Родина» (суверенитет) и «Воля» — это срез тех смысловых полей, в которых существует российский сотрудник. Особенно ценно утверждение, что коллективизм — это не подавление индивидуальности, а «командность» и «семейность». Это напрямую снимает

Синтез цивилизационного кода и корпоративной культуры как ответ на вызовы времени

Прочитав статью А.Д. Харичева «Кто мы?», я нашел в ней не только обоснование текущих государственных трендов, но и, что важно для меня как для практика, работающего с корпоративными культурами, — недостающее звено в решении одной из самых острых бизнес-проблем: растущего отчуждения поколения Z.

От диагностики к методологии

Харичев совершает ключевое движение: он переводит разговор о ценностях из области абстрактных дискуссий в плоскость конкретного цивилизационного кода, представленного в виде стройной векторной модели.

1. Диагностика «российского кода».

Выделенные им императивы — «Вера» (идеализм), «Семья» (коллективизм), «Правда» (моральная нормативность), «Родина» (суверенитет) и «Воля» — это срез тех смысловых полей, в которых существует российский сотрудник. Особенно ценно утверждение, что коллективизм — это не подавление индивидуальности, а «командность» и «семейность». Это напрямую снимает ключевое противоречие между запросом зумера на самовыражение и необходимостью работать в команде.

2. Глубокое понимание вызовов.

Анализ вызовов, особенно «депопуляции» как угрозы семье и «расчеловечивания» как угрозы личности, абсолютно корректен. Именно эти тренды — атомизация, уход в виртуальность, потребительство — и создают тот самый ценностный вакуум, который я наблюдаю у молодежи на рынке труда. Они ищут в работе то, что теряют в обществе: связь, смысл, принадлежность.

3. Ключевая ценность «Служения».

Наиболее значимым для меня лично стал тезис о «Служении» как о высшей форме самореализации. Харичев утверждает, что более 70% профессий несут в себе этот потенциал, и предлагает убрать из оборота термины вроде «образовательные услуги». Это мощный мировоззренческий прорыв.

Синтез и усовершенствование: От государственной идеологии к корпоративной франшизе

Однако диагностика Харичева требует такой же операционализации. Здесь наши с ним идеи не просто пересекаются, а дополняют друг друга, создавая законченную и применимую модель. Я бы усовершенствовал и дополнил его тезисы следующим образом.

1. «Служение» как инструмент интеграции.

Харичев видит в служении основу «человека будущего». Я же предлагаю использовать его как конкретный HR-инструмент. Молодежь хочет не просто «служить», а видеть результат своего служения. Задача корпорации — сделать этот результат осязаемым. Мы предлагаем слоган «Будь собой, трудись во благо», который является прямой операционализацией харичевского «Служения». Это мост между его идеализмом и прагматизмом зумера.

2. «Коллективизм» как платформа для самовыражения.

Харичев прав, что наше конкурентное преимущество — в «командности». Но эту командность нужно наполнить новым смыслом. Это не должна быть иерархическая структура, подавляющая инициативу. Это должна быть «среда для самовыражения», где коллектив становится ресурсом и аудиторией для реализации индивидуальных талантов сотрудника. Коллективизм не вместо самовыражения, а через него.

3. От идеологии к франшизе:

роль государства и бизнеса. Харичев говорит о необходимости законов о патриотическом воспитании. Я полностью согласен, но предлагаю идти дальше. Государство должно выступить не только как идеолог, но и как методолог, создав ту самую «франшизу корпоративной культуры», о которой я говорил. В основе этой франшизы должен лежать цивилизационный код, столь детально описанный Харичевым. Не директива «будь патриотом», а методичка «как создать в твоей компании среду, основанную на ценностях Семьи, Правды и Служения, чтобы стать привлекательным для лучших молодых кадров».

Заключение: Встреча философии и практики

Таким образом, статья Харичева «Кто мы?» предоставляет для моей концепции бесценный смысловой фундамент. Он отвечает на вопрос «Почему?» — почему наши ценности таковы и почему чужие модели не работают. Мои же предложения отвечают на вопрос «Как?» — как переложить этот код на язык корпоративных процессов, KPI менеджеров по культуре и программ адаптации.

Вместе мы предлагаем не просто теорию, а готовую стратегию. Стратегию, при которой государство, опираясь на труды таких мыслителей, как Харичев, создает и методологически поддерживает «ценностный каркас», а бизнес, используя наши практические наработки, наполняет его жизнью, делая крупные компании точкой сборки для самореализации молодежи и укрепления суверенитета страны через повседневный труд. Это и есть та самая «синхронизация запросов», которая даст максимальный КПД.

с удовольствием,

Арсен Даллакян

Основатель креативного RnD агентства

“Российский Поведенческий Департамент”,

бизнес-бихевиорист №1

www.t.me/rbu_team_bot