Я никогда не любила химию. С самого начала, с первых уроков в седьмом классе. Ну разве это интересно – превращать старые советские копейки в подобие золотых монет, погружаясь в алхимическое средневековье?
Наша учительница, Нина Ноевна, была человеком старой закалки. Она прекрасно знала свой предмет, но уроки были скучными, даже нудными. Получая свою вымученную четверку в четверти, я жаловалась маме, что мне сложно, что я не могу это понять.
Два года родители пугали меня органической химией. "Что ты будешь делать в девятом классе? Ведь она намного сложнее!" Я с ужасом ждала своего краха и позора в этой науке…
Наступил сентябрь 1981 года. Нина Ноевна ушла на пенсию.
Пришла новая учительница, молодая, высокая, полноватая, чем-то напоминающая Наталью Андрейченко в ранней молодости, когда она еще имела пышные формы.
И мы поняли, что такое преподаватель, влюбленный в свою работу.
Удивительно, но для всего класса органическая химия оказалась потрясающей, удивительной и легко воспринимаемой. Даже троечники легко тянули на заслуженную четверку. Мы восторженно влюбились в предмет, не понимая, как он мог не нравиться раньше. Неужели мы были слепы?
Из класса только самые ленивые не захотели стать химиками. Самые амбициозные планировали сделать великие открытия, получить Нобелевскую премию. Кто-то просто хотел стать преподавателем, естественно, химии. Из тридцати восьми одноклассников около тридцати точно загорелись этой наукой.
Мы сидели, затаив дыхание, когда она рассказывала нам о сложных молекулах и реакциях. Она говорила с таким энтузиазмом, что казалось, будто химия – это не просто наука, а какое-то волшебство. Она объясняла все сложные вещи простым и понятным языком, и мы действительно понимали. Мы задавали вопросы, спорили, проводили эксперименты. Химия перестала быть для нас чем-то страшным и непонятным. Она стала интересной и увлекательной.
Особенно мне запомнился один случай. Как-то раз она принесла в класс несколько разноцветных порошков и колб. "Сегодня мы будем делать духи," – объявила она с загадочной улыбкой. Мы были в восторге. Она научила нас смешивать разные вещества, чтобы получить разные ароматы. Это было похоже на настоящую алхимию, только вместо превращения свинца в золото мы создавали духи.
Этот урок был не только интересным, но и познавательным. Мы узнали много нового о химических свойствах разных веществ, о том, как они взаимодействуют друг с другом. Но самое главное, мы поняли, что химия – это не просто скучные формулы и уравнения, а целая вселенная возможностей.
Мы стали ходить на дополнительные занятия, участвовать в олимпиадах. Мы читали научные журналы и обсуждали последние открытия в области химии. Мы мечтали о том, как станем великими учеными и сделаем что-то важное для мира.
Но в грандиозные планы нашего класса вмешалась другая химия – любовная. Наша учительница вышла замуж и летом ушла в декрет, бросив нас на перепутье. Это был удар по мечтам. Не могла ли она чуть позже, через годик, влюбиться? Сколько великих химиков не состоялось!
Это произошло неожиданно. В середине весны она объявила нам, что выходит замуж и уходит в декрет. Мы были шокированы. Как она могла так поступить с нами? Как она могла бросить нас на самом интересном месте?
Мы чувствовали себя преданными. Мы ведь так на нее надеялись, мы верили в нее. А она взяла и ушла, оставив нас одних.
Мы пытались ее отговорить. Мы говорили ей, что она нам нужна, что без нее мы ничего не сможем. Но она была непреклонна. Она сказала, что это ее личное дело, что она имеет право на счастье.
И уже в 10 классе нам преподавал этот предмет... Я даже не помню кто.
Он был совершенно другим. Он не любил свой предмет, и это было видно. Он читал лекции монотонным голосом, не проявляя никакого энтузиазма. Он не отвечал на наши вопросы, а просто отмахивался от нас.
Химия снова стала для нас скучной и непонятной. Мы перестали ходить на дополнительные занятия, участвовать в олимпиадах. Мы забыли о своих мечтах стать великими учеными.
Мы дружно пожимали плечами: что мы в этой химии интересного находили? Неужели это были мы?
Мы снова превратились в обычных учеников, которых волновали только оценки и поступление в институт. Мы забыли о том, что химия может быть интересной и увлекательной. Мы забыли о том, что химия может изменить мир.
Только двое поступили на факультет химии и биологии.
Остальные выбрали другие специальности. Кто-то стал врачом, кто-то учителем, кто-то экономистом. Но никто из нас не стал великим химиком.
Вот так в девятом классе я прочувствовала, до какой степени обучение детей связано с личными качествами преподавателя.
Уже много лет спустя, листая старые фотографии, я наткнулась на снимок нашего девятого класса. На нем мы все вместе, счастливые и довольные, стоим рядом с нашей учительницей. Смотря на эту фотографию, я снова почувствовала ту волшебную атмосферу, которая царила на ее уроках. Я вспомнила о своих мечтах, о своих надеждах.
И мне стало немного грустно. Грустно от того, что наши мечты не сбылись. Грустно от того, что мы так и не стали великими учеными.
Но в то же время я почувствовала благодарность. Благодарность к нашей учительнице за то, что она открыла нам мир химии, за то, что она вдохновила нас на мечты.
Ведь если бы не она, мы бы никогда не узнали, что химия может быть такой интересной и увлекательной. Мы бы никогда не поверили в то, что можем изменить мир.
И пусть мы не стали великими учеными, но мы навсегда сохранили в своих сердцах любовь к химии и веру в то, что все возможно.
Иногда я думаю о том, что было бы, если бы она не ушла в декрет. Что было бы, если бы она продолжала учить нас химии? Может быть, тогда мы бы действительно стали великими учеными. Может быть, мы бы сделали великие открытия. Может быть, мы бы получили Нобелевскую премию.
Но этого мы уже никогда не узнаем. История не знает сослагательного наклонения.
И все же, я верю, что она оставила свой след в нашей жизни. Она научила нас не только химии, но и многому другому. Она научила нас мечтать, верить в себя, стремиться к большему.
И за это мы ей будем благодарны всегда.
Прошли годы. Я окончила школу, институт, вышла замуж, родила детей. Но я никогда не забывала о химии. Иногда, когда у меня есть свободное время, я читаю научные статьи, смотрю научно-популярные фильмы. И каждый раз я вспоминаю нашу учительницу, вспоминаю ее уроки, вспоминаю свои мечты.
И я понимаю, что она была права. Химия – это действительно волшебство. Это наука, которая может изменить мир.
И пусть я не стала великим ученым, но я все равно люблю химию. Я люблю ее за ее красоту, за ее сложность, за ее возможности.
И я надеюсь, что когда-нибудь мои дети тоже полюбят химию. Я надеюсь, что они тоже поверят в то, что могут изменить мир.
А если это произойдет, то я буду знать, что вклад нашей учительницы не был напрасным. Я буду знать, что она действительно сделала мир лучше.
Я помню, как однажды, много лет спустя, я случайно встретила ее на улице. Она уже была пожилой женщиной, но я сразу ее узнала.
Я подошла к ней и поздоровалась. Она посмотрела на меня и улыбнулась.
"Вы меня помните?"
– спросила я.
"Конечно, помню," – ответила она. "Вы были одной из моих лучших учениц."
Мы немного поговорили. Я рассказала ей о своей жизни, о своей работе, о своих детях. Она рассказала мне о своей семье, о своих внуках.
В конце нашей встречи я поблагодарила ее за все, что она для меня сделала.
"Не стоит благодарности," – ответила она. "Я просто делала свою работу."
Но я знала, что она сделала для меня гораздо больше, чем просто свою работу. Она изменила мою жизнь. Она открыла мне мир химии. Она научила меня мечтать.
И за это я ей буду благодарна всегда.