Найти в Дзене
Хроники абсурда

«АвтоВАЗ» грозит похоронить BMW X5 переднеприводным «китайцем» на «механике»

Степень отрыва топ-менеджмента отечественного автопрома от грешной земли, надо полагать, достигла величин, не фиксируемых стандартными приборами. В то время как конвейер в Тольятти судорожно переходит на четырехдневную рабочую неделю, а склады ломятся от невостребованного неликвида, руководство концерна решило добить общественность не качеством сборки, так хоть полетом фантазии. Оказывается, наш автогигант вполне способен создать аналог BMW X5 и даже, прости господи, наладить его серийный выпуск. Об этом с видом пророка, вещающего истину, заявил директор по продуктовым программам тов. Груненков в интервью одному популярному блогеру. Правда, тут же оговорился, что заниматься этим прямо сейчас никто не будет, ибо, видимо, жалеют немецких конкурентов — пусть еще немного поживут спокойно. Заявление это звучит особенно упоительно на фоне презентации главного «вундерваффе» ближайшего будущего — модели Lada Azimut, которую грозятся явить миру в 2026 году. Этот автомобиль, по мнению автовазов
Оглавление

Степень отрыва топ-менеджмента отечественного автопрома от грешной земли, надо полагать, достигла величин, не фиксируемых стандартными приборами. В то время как конвейер в Тольятти судорожно переходит на четырехдневную рабочую неделю, а склады ломятся от невостребованного неликвида, руководство концерна решило добить общественность не качеством сборки, так хоть полетом фантазии.

Оказывается, наш автогигант вполне способен создать аналог BMW X5 и даже, прости господи, наладить его серийный выпуск. Об этом с видом пророка, вещающего истину, заявил директор по продуктовым программам тов. Груненков в интервью одному популярному блогеру. Правда, тут же оговорился, что заниматься этим прямо сейчас никто не будет, ибо, видимо, жалеют немецких конкурентов — пусть еще немного поживут спокойно.

Заявление это звучит особенно упоительно на фоне презентации главного «вундерваффе» ближайшего будущего — модели Lada Azimut, которую грозятся явить миру в 2026 году. Этот автомобиль, по мнению автовазовских мечтателей, относится к «более высокому классу», нежели легендарный баварский кроссовер. Видимо, в Тольятти изобрели свою систему классификации, где класс определяется не техническими характеристиками, а уровнем пафоса в пресс-релизах.

Если же отбросить этот маркетинговой бред и взглянуть на «железо», становится мучительно стыдно. Перспективный «убийца люкса» строится на платформе Lada Vesta — тележке бюджетного класса B+, которую решили растянуть, как сову на глобус. Привод — исключительно передний (ибо полный мы разучились делать еще при царе Горохе). А «сердцем» этого титана станет могучий 1,6-литровый моторчик на 120 лошадиных сил, сопряженный с — барабанная дробь! — шестиступенчатой механической коробкой передач китайского производства.

Для справки: BMW X5, впервые представленный в прошлом тысячелетии, в далеком 1999 году, уже тогда имел постоянный полный привод, моторы мощностью за 200 сил и гидромеханический «автомат». То есть флагман российского автопрома образца 2026 года технически отстает от немецкого «старичка» более чем на четверть века.

Попытка выдать раздутый бюджетный универсал с китайской «механикой» за конкурента премиальному SUV — это даже не смелость. Это, думается, клинический случай индустриального нарциссизма, рассчитанный на тотальную слепоту аудитории.

Суверенитет с запахом «АлиЭкспресса»

Особую пикантность ситуации придает тот факт, что все эти влажные мечты о «более серьезных классах» озвучиваются на фоне разговоров о технологическом суверенитете. Упоминание китайской трансмиссии в качестве главного узла «флагманской» модели окончательно дезавуирует миф об отечественном автопроме.

Если даже базовую «механику» — агрегат, который в мире скоро будут показывать в музеях палеонтологии, — приходится закупать у восточного соседа, то о каком создании сложного автомобиля может идти речь? Это будет банальная отверточная сборка на китайских агрегатах, упакованная в кузов, нарисованный тольяттинскими дизайнерами в перерывах между сокращениями зарплат.

«Аналог BMW X5» в исполнении «АвтоВАЗа» — это, по сути, карго-культ. Туземцы строят самолет из соломы и палок, искренне веря, что он полетит так же, как железная птица белого человека. Технически невозможно растянуть платформу малого класса до размеров бизнес-сегмента без потери жесткости кузова. Но кого волнует сопромат, когда на кону стоит величие и возможность освоить бюджеты на разработку?

-2

Хроники пикирующего конвейера

И пока технические директора витают в эмпиреях, финансовая реальность бьет по голове разводным ключом. Глава концерна тов. Соколов, человек, видимо, вынужденный иногда смотреть в отчетность, открыто заявляет о разочаровании и признает: выпускать новые модели сейчас слишком рискованно. Цифры подтверждают этот похоронный настрой: по итогам 2025 года завод выпустит всего 274 тысячи машин, что на 40% меньше первоначального плана. В деньгах объем отгрузки рухнул почти на 28%.

Здесь мы наблюдаем шизофренический раскол сознания: одна часть мозга (продуктовая) генерирует галлюцинации о мировом господстве, а другая (финансовая) судорожно считает убытки и режет косты. Производственные мощности в Тольятти, рассчитанные на миллион машин, простаивают, пожирая ресурсы на отопление и охрану периметра. Себестоимость каждой Lada стремится к цене небольшого самолета, и никакие заклинания о «поддержке отечественного производителя» тут не помогут.

Рынок, несмотря на драконовские утильсборы и заградительные пошлины, голосует рублем. Продажи новых Lada упали на четверть. Потребитель, которого загнали в угол и лишили выбора, все равно отказывается покупать тольяттинские поделки по цене квартиры в регионе. Люди предпочитают донашивать двадцатилетних «японцев» или переплачивать за китайцев, которые, при всех своих нюансах, хотя бы похожи на автомобили XXI века.

В сухом остатке мы имеем феерическую картину: завод, стоящий на коленях, с пустеющим конвейером и урезанными зарплатами, руководство которого на голубом глазу рассуждает о том, что они «могут сделать круче, чем BMW». Это уже не стратегия, это индустриальная психиатрия. В 2026 году, согласно прогнозам, выпуск упадет еще сильнее. Так что, возможно, «аналог X5» действительно появится — но только в виде красивой презентации для отчета в Минпромторг, чтобы оправдать очередную субсидию на спасение того, что спасти уже невозможно.

___________

Поддержать канал донатом через СБП