Найти в Дзене
Маркин у руля

«Они перешли все границы»: Глава АвтоВАЗа обвинил китайцев в демпинге и объяснил, почему Лада не может стоить дешево

Оглавление

В российском автомобильном сообществе разгорается дискуссия, которая по своему накалу уже напоминает не просто рыночную конкуренцию, а настоящую идеологическую битву за выживание целой отрасли. Пока обычные водители в социальных сетях упражняются в остроумии, сравнивая цены на Весту с китайскими кроссоверами и задаваясь вопросом «доколе?», в высоких кабинетах Тольятти царит совсем другое настроение.

Там больше не выбирают мягких выражений. Максим Соколов, озвучил жесткую позицию: против отечественного производителя ведется агрессивная игра, а цены на машины — это не прихоть, а суровая математическая реальность.

Главный посыл топ-менеджмента АвтоВАЗа прост, но от этого не менее драматичен: китайские бренды перешли границы разумной конкуренции, используя инструменты экономического удушения, а Лада стоит ровно столько, сколько должна стоить, чтобы завод не превратился в руины.

«Это не скидки, это умышленный демпинг»

Центральным пунктом обвинения со стороны АвтоВАЗа стала ценовая политика восточных партнеров. Максим Соколов прямым текстом заявил, что китайские компании занимаются демпингом. Для рядового покупателя, который видит в салонах скидки по 500–800 тысяч рублей, это выглядит как праздник жизни и аттракцион невиданной щедрости. Но для экономистов завода это выглядит как хищническая атака на суверенитет.

-2

Соколов подчеркивает: чтобы честно конкурировать с китайцами, нужно не обращать внимания на их «постоянный демпинг» — умышленное снижение цен. Логика проста: чудес не бывает. Если автомобиль резко дешевеет на 30%, это значит, что производитель либо изначально заложил в него сверхприбыль, либо, что вероятнее в случае с экспансией, работает в минус или ноль, покрывая убытки за счет государственных субсидий своей страны. Цель такой стратегии понятна любому экономисту: зачистить рынок от местных игроков, у которых нет такой финансовой подушки, а затем, став монополистом, диктовать любые условия.

Руководство завода признает, что с 2022–2023 годов началась мощнейшая экспансия китайских брендов. Они увидели освободившуюся нишу после ухода европейцев и японцев и моментально ее заполнили. Но теперь их аппетиты растут, и модели вроде Haval Jolion или Chery Tiggo 4 начинают залезать в ценовой сегмент до двух миллионов рублей, где традиционно доминировала Лада. И бороться с соперником, который может позволить себе торговать в убыток ради захвата доли рынка, АвтоВАЗу становится критически сложно.

Математика выживания: почему Лада не может быть дешевой

Самый болезненный вопрос для любого россиянина — цена. Почему Веста стоит как самолет? Почему пустая Гранта подбирается к миллиону? В интервью Максим Соколов дал развернутый ответ, который должен отрезвить мечтателей.

-3

— У каждого покупателя в голове есть понимание, за что он готов заплатить. Мы все хотим иметь Мерседесы по цене Гранты, но подарков в жизни не бывает. Чудес не бывает, — отрезал глава завода.

Производство автомобиля — это гигантская цепочка затрат. Это зарплаты многотысячного коллектива, содержание огромных цехов, оплата счетов за энергию, закупка металла и компонентов.
— Все это деньги, это все затраты, их надо окупать. Почему люди думают, что это все можно сделать за бесплатно? — искренне недоумевает Соколов.

-4

Более того, завод утверждает, что работает на пределе эффективности. В качестве доказательства приводится тот факт, что в текущем году АвтоВАЗ практически не поднимал цены на свои автомобили, несмотря на инфляцию. Завод гасит рост себестоимости за счет внутренних резервов, и никто эти убытки им не компенсирует. То есть, по версии руководства, Лада сейчас стоит ровно столько, сколько она должна стоить, чтобы предприятие не обанкротилось.

Соколов отдельно прошелся по мифу о том, что Лада стоит необоснованно дорого, приведя в пример базовую Гранту.
— Сколько стоит самая дешевая Гранта? 749 тысяч рублей. Скажите, в современных ценах это дорого или нет? — задал он риторический вопрос.
И действительно, если посмотреть на рынок объективно, за 750 тысяч рублей сейчас невозможно купить ничего нового, кроме Лады. Даже китайские «бюджетники» стоят в два-три раза дороже.

«Мы не эксцентричные миллиардеры»

В ответ на претензии, почему завод не рискует, не выпускает футуристичные концепты или «русский Кибертрак», руководство заняло позицию жесткого прагматизма.

-5

— Мы что, эксцентричные миллиардеры? — парировал Соколов на предложение делать что-то эпатажное вроде Теслы. — Мы громадное промышленное предприятие, созданное под ежедневный выпуск полутора тысяч машин.

Любая ошибка в стратегии для такого гиганта может стать фатальной. Соколов напомнил про кризис 2008 года, когда попытки поиграть в инновации закончились тем, что конвейер пришлось завешивать полиэтиленом и останавливать завод. Поэтому стратегия сейчас — эволюция, а не революция. Последовательное движение в более высокие классы , запуск новых моделей вроде Искры и Ауры, но без авантюр.

Китайский «блеск» против российской реальности

Отдельно досталось и самим китайским автомобилям. Главный дизайнер и руководство завода скептически относятся к тому, что они называют «блинг-блинг» эффектом. По мнению вазовцев, многие китайские машины обманывают потребителя: они добавляют много хрома, экранов и подсветки, создавая вау-эффект , но за этой мишурой часто скрывается несбалансированный дизайн и короткий жизненный цикл продукта.

-6

В противовес этому Лада пытается придерживаться европейского подхода к дизайну — более сбалансированного, выверенного и долговечного.

Итог: глухая оборона

Ситуация складывается тревожная. АвтоВАЗ занял глухую оборону и открыто говорит: дешевых машин больше не будет. Цены диктует рынок и себестоимость, а не жадность директоров. Китайцы же, по мнению Тольятти, ведут нечестную игру, заливая рынок деньгами, которых у российского завода просто нет.

-7

Покупателю в этой ситуации остается только наблюдать за битвой титанов и считать свои деньги. Надежды на то, что Лада вдруг подешевеет до уровня 500 тысяч рублей, окончательно рухнули. Завод дал понять: либо вы платите справедливую цену за отечественный продукт, либо рискуете остаться один на один с китайским рынком, который после уничтожения конкурентов может выставить совсем другой ценник.

А чья позиция ближе вам: АвтоВАЗа, который пытается сохранить производство и рабочие места в условиях жесткого рынка, или китайцев, которые дают технологии и опции здесь и сейчас?