В 2006 году на экраны вышел фильм, претендующий на правду о войне: якобы советская власть создала секретную школу, где из малолетних преступников готовили диверсантов-смертников. Картина собрала миллионы в прокате, но вызвала шквал возмущения среди ветеранов и историков. Почему? Потому что её сюжет — не просто ложь. Это подмена, где злодеяния нацистов приписали их жертвам.
Кадры, где подростков безжалостно бросают на верную смерть, должны были шокировать зрителя и «развенчивать мифы» о войне. Однако создатели «Сволочей» допустили критическую ошибку: они взяли реальный исторический факт, но «перепутали» стороны. Подобные преступные школы действительно существовали, но их организовывала не советская власть, а нацистская Германия.
Миф, выданный за правду: что не так с фильмом?
Фильм «Сволочи», снятый по повести Владимира Кунина, рассказывает о спецшколе НКВД, где в 1943 году из 13-15-летних сирот и беспризорников готовили диверсантов для заброски в немецкий тыл. Авторы настойчиво утверждали, что история основана на реальных событиях и даже автобиографична. Эта позиция стала главным козырем рекламной кампании.
Однако когда журналисты и историки начали проверять эти заявления, картина рассыпалась. Центральный архив ФСБ России дал однозначный ответ: никаких школ по подготовке подростков-диверсантов в СССР не существовало. Более того, расследование «Комсомольской правды» поставило под сомнение и военное прошлое самого Кунина, показав несостыковки в его биографии. В итоге писатель и режиссёр были вынуждены признать, что сюжет является художественным вымыслом.
Но почему эта ложь так возмутила общественность? Потому что она не была безобидной фантазией. Она перечёркивала память о настоящих жертвах и преступниках.
Реальность, которая страшнее вымысла: нацистские «сарычи»
Пока создатели «Сволочей» сочиняли небылицы про НКВД, в архивах хранились документы о truly чудовищных практиках противника. Немецкая разведка (Абвер) действительно массово вербовала и готовила детей-диверсантов из числа советских сирот и беспризорников на оккупированных территориях.
- «Абверкоманда-203» (Особая команда Гемфурт): Эта школа, действовавшая в Германии, целенаправленно набирала подростков 13-17 лет из детских домов Смоленска и Орши. Им обещали обучение в «Русской освободительной армии» или на медсестёр, а затем, после обработки, вербовали в диверсанты.
- Операция «Буссард» («Сарыч»): Другая программа Абвера, в рамках которой детей, отобранных за физическую выносливость и озлобленность, ломали психологически, превращая в «сарычей» — хищников, нацеленных на свою же страну.
Какие задачи они выполняли? Главной целью было проведение диверсий на железных дорогах для срыва снабжения Красной Армии. Подростков забрасывали в советский тыл с взрывчаткой, замаскированной под куски каменного угля. Эти «угольные» шашки нужно было подбросить в тендеры паровозов, где они взрывались от высокой температуры, выводя технику из строя.
Примеры операций: В ночь с 27 на 28 августа 1944 года «Абверкоманда-203» забросила в советский тыл группу таких юных диверсантов для ударов по железнодорожным узлам. Ещё раньше, в ночь с 30 на 31 августа 1943 года, в рамках операции «Буссард» детей с парашютами сбросили с заданием совершать диверсии.
Провал бесчеловечной тактики и реакция СССР
Циничный расчёт нацистов на то, что дети не вызовут подозрений, в конечном счёте провалился. Подавляющее большинство завербованных подростков, оказавшись на родной земле, сразу же шли сдаваться советским властям.
Известен случай, когда 1 сентября 1943 года к управлению «СМЕРШ» Брянского фронта сами пришли 15-летний Михаил Кругликов и 13-летний Пётр Маренков, подробно рассказав о немецкой диверсионной школе. Их показания легли на стол Сталину. Реакция советского руководства была принципиально иной, чем та, что показывают в «Сволочах». Генерал-майор КГБ Николай Губернаторов передавал слова Сталина: «Значит, арестовали! Кого? Детей! Им учиться надо, а не в тюрьме сидеть... Соберите их всех и отправьте в ремесленное училище».
Этих детей не расстреливали как предателей. Их, жертв страшного эксперимента, отправляли учиться и восстанавливать страну. Этот гуманный подход контрастирует с жестокостью, которую авторы фильма приписывают советской власти.
Забота, а не эксплуатация: политика СССР в отношении детей
Утверждения фильма противоречат и общей политике СССР военного времени. Для Советского государства спасение детей было «важнейшим государственным делом». Уже 23 января 1942 года, в разгар войны, было принято постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Оно предписывало создавать комиссии, расширять сеть детских домов, передавать сирот в семьи на патронирование.
За годы войны под патронаж были отданы около 270 тысяч детей-сирот. Государство боролось с беспризорностью, а не использовало её в качестве ресурса для смертников. Даже подростков, совершавших правонарушения, стремились не наказать, а социализировать, обучить профессии.
Зачем был нужен такой фильм?
Это ключевой вопрос. Мотивы могли быть разными:
- Коммерческий расчёт: Острая, скандальная тема гарантировала внимание и кассовые сборы.
- Идеологический заказ: В середине 2000-х в обществе набирала обороты тенденция к «переосмыслению» истории, часто через призму очернения советского прошлого. Фильм, где НКВД сравнивалось с СС, идеально вписывался в этот тренд.
- Личные взгляды создателей: Писатель Владимир Кунин с 1990-х годов жил в Германии. Возможно, его видение войны и сформировалось в этой среде, что и привело к подмене понятий.
Как отмечали в ФСБ, создатели «Сволочей» упустили возможность снять правдивый и не менее остросюжетный фильм о реальной диверсионной школе Абвера. Но они сознательно выбрали ложь, которая била по исторической памяти народа.
Заключение
Фильм «Сволочи» — это не историческая реконструкция, а идеологическая диверсия. Он крадет у нацистов их реальные преступления против детей и вкладывает их в руки советского государства, превращая жертву в палача. В то время как гитлеровцы пытались сломать и использовать самых беззащитных, СССР принимал постановления об их спасении. Настоящие «сволочи» в той войне знали, чью униформу они носили, и их преступления задокументированы в архивах, которые не дают соврать.
Понравился разбор? Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые расследования исторических мифов. Ставьте лайк, если считаете важным защищать правду о войне, и делитесь своим мнением в комментариях: сталкивались ли вы с другими примерами искажения истории в кино?