Меня зовут Лера, и мне четырнадцать. Мой мир - это комната, в которой стены постоянно меняют цвет. Иногда они ярко-жёлтые, почти золотые - когда мама улыбается перед школой, когда одноклассница Марина шепчет: "Давай вместе посидим-поболтаем", когда учительница литературы хвалит моё сочинение. В такие моменты я чувствую себя лёгкой, совсем, как пух, прозрачной и настоящей. Тогда я существую! И я важна!
А иногда стены становятся густо-чёрными, липкими, они ползут ко мне, сужая пространство до размеров спичечного коробка. Это происходит внезапно: достаточно маминого вздоха, когда я прошу помочь с домашкой, или паузы в переписке с подругой. "Она меня ненавидит", - шепчет что-то внутри меня, - "Я ей надоела. Я всем надоела. Я обуза". Воздух превращается в желе, им невозможно дышать. А в груди - дыра, огромная и холодная, которая засасывает всё: звуки, свет, мысли. Остаётся только тупая и животная боль. Страх быть брошенной. Навсегда. Даже когда меня никто не бросал.
Я живу по трём правилам, которые нигде не писаны, но тверды.
Правило первое.
Люди - это сейфы с кодами. Моя задача - угадать код, стать идеальной, чтобы меня не выбросили. Для мамы я должна быть умницей, для подруг - весёлой и безотказной, для мальчика из параллели - загадочной, но доступной. Я меняю оболочки, как перчатки. Но иногда, когда очень устаю, настоящая я прорывается наружу - плаксивая, злая, требовательная. И тогда сейфы захлопываются. Код меняется. И я снова одна.
Правило второе.
Чувства - это цунами. Их нельзя предсказать, им нельзя противостоять. Злость приходит не как раздражение, а как бешенство, от которого трясутся руки. Тоска - не как грусть, а как падение в глубокий колодец без дна. А любовь… Любовь - это всепоглощающий пожар. Если я к кому-то привязываюсь, этот человек становится центром моей вселенной. Я жажду его внимания, как воздуха. Одна его холодная фраза - и мир рушится. Я готова на всё, чтобы удержать его рядом: умолять, шантажировать, обещать невозможное.
Правило третье.
Боль нужно останавливать. Любой ценой. Иногда боль в душе становится настолько физической, такой огненной, что её нужно заглушить. Тогда я щиплю себя за руку, пока не проступит синяк. Резкая физическая боль - это хоть что-то реальное, якорь. Она заглушает хаос в голове. После этого наступает короткое облегчение, а потом стыд. И страх: "Со мной что-то не так. Я - чудовище".
****************************************************************************************
Мой мир хрупкий, как стеклянный шар. И я внутри, постоянно боясь, что он выскользнет из чьих-то рук и разобьётся. Иногда мне кажется, что я призрак. Что я могу исчезнуть, и никто не заметит. А иногда - что я занимаю слишком много места, что мои эмоции, как ураган, разрушают всё вокруг.
Я не понимаю, где заканчиваюсь я и начинаются другие. Где мои желания, а где - то, что я должна хотеть, чтобы меня любили. Моя личность - это лужа, в которой отражаются те, кто рядом. Без них я пустота.
Заключение. За стенами комнаты Леры.
Мир Леры - это мир крайностей, фундаментальной неуверенности в себе и мучительного страха одиночества. Пограничное расстройство личности в подростковом возрасте - это не "плохой характер" или "капризы". Это настоящая психическая боль, искажённое восприятие себя и других, когда мозг, поражённый бурей эмоций, не может построить стабильную картину реальности.
Как помочь? Художественный образ Леры подсказывает нам направления.
1. Стабильность - против хаоса. Ей нужны "стены постоянного цвета". Это предсказуемый режим дня, ритуалы, непоколебимые правила, которые не меняются от настроения родителей. Это якоря в бушующем море.
2. Валидация - против пустоты. Не обесценивать её чувства ("не выдумывай", "прекрати истерику"), а признавать их: "Я вижу, что тебе очень больно. Это действительно тяжело". Это помогает ей самой научиться распознавать и называть свои эмоции, а не бояться их.
3. Границы - против слияния. Люди вокруг не должны становится "сейфами". Им нужно мягко, но твердо показывать границы: "Я тебя люблю, но сейчас не могу говорить, перезвоню вечером". Это учит Леру, что отношения могут быть безопасными, даже если в них есть дистанция, что её не бросят из-за её потребностей.
4. Понимание - против стигмы. Лере нужно знать, что с ней происходит. Психология объясняет, что такое ПРЛ, снимает груз "я чудовище". И это не оправдание всех поступков, а инструмент для работы над собой.
5. Профессиональная помощь - против одиночества. ДБТ (диалектико-поведенческая терапия), созданная специально для ПРЛ, могла бы стать для Леры картой и компасом в её внутреннем мире. Она учит навыкам регуляции эмоций, способности справляться со стрессом, межличностной эффективности.
Путь Леры - это не путь "исправления" и становления "нормальной", как все. Это путь обретения себя. Поиск не "идеальной оболочки", а своей собственной, живой, ранимой, сложной, но настоящей кожи. Это медленное обучение тому, что можно одновременно злиться на человека и любить его; что можно быть одному и не быть одиноким; что боль можно пережить, а не обязательно немедленно останавливать.
Мир Леры может обрести полутона. А стены в её комнате - из пугающих превратиться в прочные и надёжные, на которые можно облокачиваться и опираться.
Продолжение следует...
*************************************************************************************
Картинки для статьи созданы мной на сайте "Шедеврум" специально для текущей тематической публикации.
**************************************************************************************
Друзья, приглашаю вас на личные консультации - очно или онлайн (теперь на видеоплатформе "Психологи В17"). Пишите мне в WhatsApp/Telegram, договоримся о нашей встрече: 8(985)665-82-54. С уважением, психолог Алёна Блищенко.