Найти в Дзене
Устиньины сказы

Муж пообещал маме, что я буду развлекать ее гостей все праздники

– Сережа, повтори, пожалуйста, что ты сейчас сказал? – Елена замерла с половником в руке, забыв, что собиралась налить мужу добавки борща. Красные капли медленно стекали с металла обратно в кастрюлю. Сергей, не отрываясь от экрана телефона, где он азартно расстреливал танковую колонну, беспечно махнул рукой: – Ну, я сказал маме, что мы берем организацию праздников на себя. Точнее, ты берешь. У тебя же всегда отлично получается, помнишь тот юбилей моего начальника? Все были в восторге. Елена медленно опустила половник на подставку. Внутри начала подниматься глухая, горячая волна раздражения, которую она с трудом сдерживала. – Юбилей твоего начальника, Сережа, я готовила месяц. И это была моя работа, за которую мне, кстати, заплатили премию. А сейчас до Нового года осталось две недели. У меня годовой отчет, квартальный баланс и проверка из налоговой. Какая организация? Муж наконец соизволил поднять глаза. В них читалось искреннее недоумение, смешанное с легкой досадой от того, что его о

– Сережа, повтори, пожалуйста, что ты сейчас сказал? – Елена замерла с половником в руке, забыв, что собиралась налить мужу добавки борща. Красные капли медленно стекали с металла обратно в кастрюлю.

Сергей, не отрываясь от экрана телефона, где он азартно расстреливал танковую колонну, беспечно махнул рукой:

– Ну, я сказал маме, что мы берем организацию праздников на себя. Точнее, ты берешь. У тебя же всегда отлично получается, помнишь тот юбилей моего начальника? Все были в восторге.

Елена медленно опустила половник на подставку. Внутри начала подниматься глухая, горячая волна раздражения, которую она с трудом сдерживала.

– Юбилей твоего начальника, Сережа, я готовила месяц. И это была моя работа, за которую мне, кстати, заплатили премию. А сейчас до Нового года осталось две недели. У меня годовой отчет, квартальный баланс и проверка из налоговой. Какая организация?

Муж наконец соизволил поднять глаза. В них читалось искреннее недоумение, смешанное с легкой досадой от того, что его отвлекают.

– Лен, ну ты чего начинаешь? Мама уже всех обзвонила. Приедет тетя Зина из Сызрани, дядя Боря с гармонью, племянники эти... как их... ну, шумные которые. Мама сказала, что она уже старенькая для такой суеты, давление скачет. Она хочет просто сесть за красивый стол и наслаждаться общением. Я пообещал, что ты все устроишь. Не просто стол накроешь, а программу придумаешь. Конкурсы там, шарады. Чтобы весело было, как в телевизоре.

Елена села на стул напротив мужа, чувствуя, как предательски дрожат колени.

– Ты пообещал, что я буду развлекать пятнадцать человек твоей родни все выходные? А меня ты спросил? Я, может быть, хотела просто полежать под пледом и посмотреть старые фильмы? Я устала, Сергей. Я смертельно устала за этот год.

– Ой, ну вот только не надо драмы, – поморщился Сергей, отодвигая тарелку. – Все устали. Я тоже на работе не баклуши бью. Но это же семья! Мама так мечтает о большом празднике. Она уже соседкам похвасталась, что невестка у нее – клад, настоящий массовик-затейник. Неужели тебе трудно? Пару стишков прочитать, викторину скачать из интернета, салатиков настрогать. Ты же женщина, это у тебя в крови должно быть – уют создавать.

– В крови? – тихо переспросила Елена. – А готовить на эту орду кто будет?

– Ну ты, конечно. Мама же сказала – давление. Ей у плиты стоять нельзя. Она, может, холодец сварит, если хорошо себя чувствовать будет. А остальное – на тебе. И, Лен, пожалуйста, без магазинных полуфабрикатов. Тетя Зина сразу почувствует, она женщина простая, прямая, скажет все, что думает. Надо по-домашнему. Гуся запечь, пироги, рыбу заливную.

Елена смотрела на мужа и понимала, что он не шутит. Он действительно не видел проблемы. Для него Новый год всегда был праздником, когда еда появлялась сама собой, квартира волшебным образом становилась чистой, а развлечения рождались из воздуха. Раньше этим занималась его мама, теперь эта почетная обязанность была торжественно передана Елене. Без права переписки.

– Я не буду этого делать, – твердо сказала она.

Сергей аж поперхнулся компотом.

– В смысле – не будешь? Я же слово дал! Ты хочешь меня перед родней опозорить? Мама расстроится, у нее криз случится! Ты хочешь быть виноватой в инфаркте пожилого человека?

Эта манипуляция была старой, как мир, и заезженной, как пластинка, но она всегда работала. Тамара Павловна, свекровь Елены, обладала удивительным здоровьем, которое, однако, становилось критическим ровно в те моменты, когда что-то шло не по ее плану.

– Хорошо, – процедила Елена, вставая. – Я подумаю, что можно сделать.

На следующий день начался ад. Тамара Павловна звонила каждые полчаса.

– Леночка, здравствуй, – ее голос в трубке звучал елейно, но с металлическими нотками. – Сереженька сказал, ты согласилась. Какая ты умница! Я тут набросала примерное меню. Записывай, чтобы не забыть.

Елена зажала телефон плечом, продолжая сводить дебет с кредитом на мониторе.

– Я слушаю, Тамара Павловна.

– Значит так. На горячее обязательно гусь с антоновскими яблоками. Только яблоки бери на рынке у того дедушки в углу, в магазине одна "химия". Потом, значит, холодец. Варить надо долго, часов восемь, чтобы прозрачный был, как слеза. Тетя Зина любит, чтобы там было много чеснока, а дядя Боря – наоборот, не переносит. Так что ты свари в двух разных кастрюлях.

Елена закрыла глаза и глубоко вздохнула.

– Две кастрюли холодца. Записала.

– Дальше. Салаты. Оливье – это банально, но традиция. Только колбасу не клади, отвари говядину. И майонез, Леночка, сделай сама. Это же пять минут блендером вжикнуть. Магазинный – это яд. Селедку под шубой обязательно, но только чтобы каждый слой пропитался. Лучше сделай ее за два дня. И еще я видела в журнале рецепт салата "Царский" с красной икрой и кальмарами. Продиктую рецепт...

Список блюд рос и ширился, превращаясь в меню небольшого, но амбициозного ресторана. Но самое страшное было впереди.

– А теперь по развлечениям, – бодро продолжила свекровь. – Просто сидеть и жевать – это скучно. Сережа сказал, ты придумаешь сценарий. Я вот что подумала: нужно сделать костюмированное представление. Пусть каждый гость будет каким-то персонажем. Ты должна заранее придумать роли, сделать какие-то элементы костюмов. Ну там, ушки, носики, шляпы. Ты же шьешь немножко? Вот и славно. И стихи. Нужно про каждого гостя написать четверостишие, смешное, но доброе. Про дядю Борю и его баян, про тетю Зину и ее дачу. Ты у нас начитанная, тебе это раз плюнуть.

– Тамара Павловна, – попыталась вставить слово Елена. – Я работаю до тридцатого числа включительно. Когда я буду шить костюмы и сочинять стихи?

– Ой, Лена, не смеши меня. Молодая, энергии должно быть через край! Мы в свое время и работали, и детей растили, и столы накрывали на тридцать человек. Ночами не спали, зато какой праздник был! Не ленись, милая. Это же для семьи. Сережа так гордится, что у него такая хозяйственная жена. Не подводи его.

Вечером Елена попыталась поговорить с мужем еще раз.

– Сереж, твоя мама хочет костюмированный бал и меню из двадцати позиций. Это физически невозможно. Давай закажем еду из ресторана? Или хотя бы салаты купим в кулинарии?

Сергей посмотрел на нее как на врага народа.

– Ты что? Какая кулинария? Мама же просила домашнее! Ты хочешь, чтобы тетя Зина потом год рассказывала, как мы ее кормили покупным салатом? Нет, Лен, так не пойдет. И вообще, я уже сказал дяде Боре, что ты готовишь специальный номер-сюрприз. Он так обрадовался!

– А ты чем будешь заниматься? – спросила Елена, чувствуя, как внутри закипает холодная ярость.

– Я? Ну, я буду помогать морально. И вообще, мне нужно машину подготовить, всех встретить с вокзала, привезти, сумки поднять. У меня тоже дел по горло. И еще я взял отгулы с двадцать восьмого. Нужно выспаться перед праздниками, чтобы быть свежим. Гостей-то развлекать надо будет, тосты говорить.

– Ах, выспаться... – Елена странно улыбнулась. – Хорошо. Я поняла.

Последняя неделя декабря прошла как в тумане. Елена приходила с работы, вставала к плите, пекла коржи для наполеона, варила овощи, мариновала мясо. Сергей в это время лежал на диване, смотрел сериалы и давал ценные указания:

– Лен, там мама звонила, спрашивала, купила ли ты салфетки с тиграми? Год Тигра же. Нет? Ну ты даешь, завтра обязательно найди. И еще, она просила, чтобы в конкурсах не было ничего пошлого, но чтобы было подвижно. Бег в мешках там, или что-то такое.

Елена молча кивала, записывала и продолжала резать, варить, парить. Она почти не спала. Мешки под глазами можно было использовать для подарков, руки потрескались от воды и чистящих средств. Но она не жаловалась. Она молча делала свое дело, и это спокойствие должно было бы насторожить Сергея, если бы он был чуть внимательнее к жене. Но он был слишком занят предвкушением веселья и гордостью за то, как ловко он все организовал чужими руками.

Тридцатого декабря Елена взяла на работе отгул. Сергей, который спал до обеда ("набирался сил"), проснувшись, увидел идеально чистую квартиру. Пахло хлоркой и ванилью. В холодильнике стояли ряды контейнеров.

– О, ну вот видишь! – радостно воскликнул он, заглядывая на кухню. – А ты боялась! Все успела. Умница. Мама будет довольна. Кстати, ты костюмы дошила?

– Почти, – коротко ответила Елена. Она сидела за столом и что-то писала в блокноте. – Сереж, мне нужно съездить в магазин, докупить кое-что по мелочи. И еще в парикмахерскую записалась, надо же выглядеть соответственно роли ведущей.

– Конечно, конечно! – великодушно разрешил муж. – Езжай. Я пока тут... ну, проконтролирую процесс. Телевизор посмотрю.

Елена ушла. Вернулась она только поздно вечером, с несколькими пакетами и загадочным выражением лица.

– Что купила? – полюбопытствовал Сергей.

– Реквизит для конкурсов. И сюрприз для мамы, – ответила она, убирая пакеты в шкаф в прихожей. – Не заглядывай, испортишь впечатление.

Тридцать первого декабря суета началась с самого утра. Сергей уехал на вокзал встречать родственников. Тамара Павловна приехала на такси первой, чтобы "проконтролировать готовность". Она величественно вплыла в квартиру, оглядывая углы в поисках пыли.

– Ну, неплохо, неплохо, – процедила она, проведя пальцем по полке. – Лена, ты где? Почему не встречаешь маму?

Елена вышла из спальни. На ней было красивое вечернее платье в пол, макияж, идеальная укладка.

– Здравствуйте, Тамара Павловна. С наступающим.

Свекровь окинула ее критическим взглядом.

– Ты что, уже вырядилась? А на стол накрывать кто будет? Гусь в духовке?

– Гусь в духовке, салаты в холодильнике, – спокойно ответила Елена. – Все готово.

Вскоре квартира наполнилась шумом, гамом, запахом мороза и дешевых духов. Приехали тетя Зина – громогласная женщина с химической завивкой, дядя Боря с неизменным баяном, куча племянников, которые тут же начали носиться по комнатам, снося все на своем пути. Сергей сиял, принимая похвалы:

– Да, да, это мы с Леночкой постарались! Проходите, гости дорогие! Сейчас будет застолье, а потом – шоу-программа! Моя жена такое придумала – закачаетесь!

Когда все расселись за огромным столом, который занял почти всю гостиную, Тамара Павловна постучала вилкой по бокалу.

– Дорогие мои! Я так рада видеть всю семью в сборе. Мой сын и его жена подготовили для нас настоящий праздник. Леночка, ну, не томи! Давай, начинай свою развлекательную программу. Сережа сказал, ты стихи про каждого сочинила?

Все глаза устремились на Елену. Она медленно встала, взяла бокал с водой и улыбнулась. Улыбка была ослепительной, но глаза оставались холодными, как лед в шампанском.

– Дорогие гости, – начал она звонким, поставленным голосом. – Дорогая Тамара Павловна, любимый муж Сергей. Вы все ждали развлечений. Вы ждали конкурсов, стихов и веселья. И я не могла вас подвести. Я долго думала, чем удивить таких искушенных людей. Стихи – это банально. Костюмы зайчиков – прошлый век. Поэтому я подготовила для вас уникальный интерактивный квест под названием "Почувствуй себя Золушкой".

В комнате повисла тишина. Дядя Боря перестал жевать огурец. Сергей нервно хихикнул:

– Лена, ты чего? Какой квест? Давай стихи!

Елена не обратила на него внимания. Она подошла к красивой коробке, стоящей в углу, и достала оттуда стопку напечатанных листов и... кухонные фартуки.

– Правила просты, – продолжила она. – В холодильнике стоят нарезанные овощи. Но они не смешаны. Майонез, как и просила Тамара Павловна, не куплен – вот масло, яйца, горчица. Блендер на столе. Гусь в духовке сырой, его нужно замариновать и запечь, это займет часа три, как раз к бою курантов успеете, если начнете прямо сейчас. Тесто для пирогов стоит в кастрюле, ему пора в печь.

– Что?! – взвизгнула Тамара Павловна. – Это что за шутки?

– Никаких шуток, – Елена продолжала улыбаться. – Сергей обещал вам домашнюю еду и веселье. Что может быть веселее совместного приготовления пищи? Это сближает! Тетя Зина, вы же мастер по холодцу? Вам достается почетная миссия разобрать мясо. Я специально сварила, но не разбирала. Там две кастрюли, работы часа на два. Дядя Боря, вы у нас сильный мужчина, вам доверяется взбивание майонеза венчиком – блендер, к сожалению, вчера сгорел. Вручную вкуснее, правда, Тамара Павловна?

Сергей вскочил со стула, лицо его пошло красными пятнами.

– Лена, прекрати этот цирк! Ты что, издеваешься? Где готовая еда?

– Еда есть. Ингредиенты высшего качества. Гусь фермерский, икра свежая. Просто нужно приложить немного усилий. Вы же семья, вы же хотели все вместе, по-домашнему.

– А ты? – прошипела свекровь, хватаясь за сердце (на этот раз, возможно, по-настоящему). – Ты что будешь делать?

Елена подошла к вешалке в прихожей, накинула на плечи элегантную шубку и взяла маленький чемоданчик, который все это время скромно стоял за дверью.

– А я, Тамара Павловна, отправляюсь выполнять вторую часть обещания Сергея. Он сказал, что я буду развлекать гостей. Но он не уточнил, *где* я буду это делать. Я еду в загородный спа-отель. У меня там оплачен номер на три дня. Буду развлекать себя массажем, бассейном и полным отсутствием кухни.

– Ты не посмеешь! – заорал Сергей. – Ты никуда не пойдешь! Гости голодные! Мама в шоке!

– Почему же голодные? – искренне удивилась Елена, открывая входную дверь. – В холодильнике полно продуктов. А вы, Сережа, как главный организатор, возглавите процесс. Ты же говорил, что у тебя талант руководить. Вот и руководи. Сценарий квеста я оставила на тумбочке. Там расписано по минутам: кто чистит картошку, кто моет посуду, кто развлекает маму. С наступающим Новым годом, дорогие родственники!

Она вышла на лестничную площадку и захлопнула дверь. Из квартиры донесся многоголосый вопль, в котором смешались крики свекрови, оправдания мужа и бас дяди Бори, вопрошающего, где водка.

Елена спустилась вниз, где ее уже ждало такси. Она села на заднее сиденье, назвала адрес и наконец-то выдохнула. Телефон в сумочке начал разрываться от звонков. На экране высвечивалось "Любимый муж", потом "Мама Тамара", потом "Тетя Зина". Елена спокойно достала телефон, включила авиарежим и откинулась на спинку сиденья.

За окном падал мягкий снег, город сиял огнями, и впервые за много лет Елена чувствовала настоящее новогоднее настроение. Она представила, как сейчас Сергей пытается объяснить маме, почему гусь сырой, а дядя Боря с тоской смотрит на неразобранный холодец, и тихо рассмеялась.

Через три дня, когда она вернулась домой – отдохнувшая, посвежевшая и спокойная, – в квартире было подозрительно тихо. Горы немытой посуды в раковине возвышались как памятник человеческой лени. На столе стояли остатки подгоревшей пиццы (видимо, квест с гусем они провалили). Сергей сидел на кухне, обхватив голову руками. Увидев жену, он не стал кричать. Он просто посмотрел на нее усталым, затравленным взглядом человека, который прошел через ад.

– Они уехали сегодня утром, – хрипло сказал он. – Мама сказала, что ноги ее здесь больше не будет. Тетя Зина назвала меня безруким. Дядя Боря чуть не подрался с соседом.

– Как жаль, – сочувственно сказала Елена, ставя чайник. – А гусь? Гусь-то получился?

– Мы его выбросили. Он сгорел снаружи и остался сырым внутри. Лен...

– Что?

– Прости меня. Я... я не знал, что это так тяжело. Мама командовала три дня. Она заставила меня мыть пол два раза в день. Я даже присесть не мог.

Елена подошла к мужу и положила руку ему на плечо.

– Вот видишь, дорогой. Зато теперь ты точно знаешь, как организовывать праздники. В следующем году, если захочешь пригласить маму, я уверена, ты справишься сам. А я буду гостем. Буду читать стихи.

Сергей вздрогнул и замотал головой.

– Нет. Никаких гостей. В следующем году мы уедем. Вдвоем. Куда угодно, хоть в тундру. Только мы и олени.

– Ловлю на слове, – улыбнулась Елена. – А теперь вставай. Квест продолжается. Уровень второй: "Генеральная уборка последствий". Швабра в ванной, средства в шкафчике. А я пока допью кофе и расскажу тебе, как замечательно делают массаж горячими камнями.

Сергей тяжело вздохнул, но покорно поплелся в ванную за ведром. Он усвоил урок. По крайней мере, Елена на это очень надеялась. А если нет – у нее в запасе было еще много идей для увлекательных квестов.

Если вам понравился этот рассказ, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые истории. Жду ваши мнения в комментариях