Статья З.Фрейда «психическое лечение» была опубликована в 1890 году, в которой автор подробно рассматривает важность психотерапевтического лечения человека с помощью слова, влияние психотерапии на психические и соматические расстройства, а также принципы и методы психотерапии. Попробуем проанализировать данную работу автора.
В своей работе З. Фрейд пытается проанализировать важно значение терапевтического воздействия на психику человека, которое затрагивает не только психологические аспекты личности, но и телесные.
Он считает, что слова терапевта или врача также обладают способностью оказывать воздействие на общее состояние пациента. Фрейд проводит аналогию терапевтического воздействия и гипноза, где мы можем обнаружить мысль о том, что гипноз и терапия, через слово могут иметь некоторое сходство между собой.
Когда пациент под влиянием другого человека: психоаналитика, врача иногда меняет свои внутренние установки, которые, могут влиять не только на психологическое состояние пациента, но и на его здоровье.
На мой взгляд, автор уделяет очень много внимания в своей статье гипнозу, так как изначально этот метод был широко распространён и использовался повсеместно. Но, через некоторое время он и его последователи пришли к выводу, что данная практика не является таким уж эффективным инструментом, поскольку, через некоторое время прежние симптомы снова возвращались, либо смещались на другой орган тела.
Пациентам приходилось снова обращаться к практике гипноза. Соответственно, автор указывает в данной работе, чем более длительное лечение через слово – гораздо эффективнее кратковременного результата гипноза. Хотя он не отрицает, что гипнотическое воздействие на пациента тоже имеет свой результат. Разница лишь в том, что в отличие от гипноза – при длительной терапии человек может самостоятельно прийти к какому либо решению без грубого постороннего вмешательства. Поскольку статья посвящена больше телесным симптомам, нежели психологическим проблемам пациентов, автор пишет также и о врачах, которые изначально занимались исключительно медициной и не затрагивали при этом психологические аспекты больного.
По мнению автора, если врачи рассматривают пациента только сквозь призму телесности, не затрагивая психические аспекты, то упускается очень важная связь: между телом и психикой, так как они – взаимосвязаны, и многие физические симптомы могут появиться у человека в результате его психических особенностей.
Ф. «Психика – греческое слово и в немецком переводе звучит, как «душа». Следовательно, психическое лечение означает душевное лечение. Можно было бы подумать, что под этим понимается лечение болезненных проявлений душевной жизни. Однако значением данного слова это не является. Психическое лечение скорее означает лечение душой, лечение – душевных или телесных нарушений – средствами, которые в первую очередь и напрямую воздействуют на душевное в человеке».
В соответствии с вышесказанным можно провести здесь такую аналогию: когда пациент встречает аналитика, с которым у него образуется бессознательная связь, что в последствие положительно может повлиять на психическое и физическое состояние человека, если аналитик правильно интерпретирует пациенту что-то в более подходящий для этого момент. То есть это и можно назвать – лечением словом.
Как я уже указывала выше, в своей статье автор также уделил много внимания классической медицине и врачам, где он отметил, что медицина за прошедшие столетия добилась довольно больших положительных результатов, постигла естественные науки, которые во многим определили способы обнаружения физиологических болезней и симптомов, а также правильные способы лечения различных телесных недугов.
Ф. «По прошествии довольно бесплодного времени зависимости от так называемой натурфилософии – медицина под влиянием естественных наук добилась большого прогресса как наука и как искусство. Исследовала строение организма из микроскопических малых единиц (клеток), научилась физически и химически понимать отдельные жизненные функции, различать видимые и осязаемые изменения частей тела, являющиеся последствиями разных болезненных процессов. Все эти достижения и открытия касались телесного у человека, и, таким образом, вследствие неверного, но легко понятного направления мыслей привела к тому, что врачи ограничили свой интерес телесным, а заниматься душевным с радостью предоставили презираемым ими философами. Эта односторонняя направленность медицины на телесное за последние полтора десятилетия претерпела изменение, причиной которого явилась медицинская практика. Дело в том, что имеется большое количество легких и тяжелых больных, у которых нельзя обнаружить каких либо видимых признаков болезненного процесса, не смотря на весь прогресс развития методов научной медицины».
На мой взгляд - это довольно важный пункт, в котором автор очень хорошо описывает сугубо медицинский взгляд на различные болезненные симптомы, и приводит пример случаев, когда медицина опиралась на сугубо научный и биологический подход, когда сталкивалась с различными болезными. По его мнению, довольно долгое время врачи не придавали значения душевному состоянию пациента, а просто лечили болезнь с помощью медикаментов, которые были доступны тому времени, и других медицинских практик. Однако, не смотря на научный прогресс, всегда существовали пациенты, которые жаловались на тот или симптом, но при самом тщательном осмотре – невозможно было обнаружить причины этих симптомов. Более того, такого рода симптомы могли постоянно меняться у пациента, смещаться из одного органа на другой, что еще больше запутывало врачей. Вследствие этого, многое в медицине было пересмотрено, и в итоге привело к тому, что в настоящее время стали обращать внимание и на психологическое состояние больного. Нельзя сказать, что сейчас медицина в первую очередь уделяет внимание душевной жизни пациента. Но мы можем увидеть много примеров, когда врач направляет своего пациента к психологу, если понимает, что никаких физических и органических признаков заболевания у человека нет. Как мне кажется, многое, что написано автором в данной статье отражает современную медицину и психологические моменты душевной жизни пациентов. Телесные симптомы, не поддающиеся обычному лечению, на мой взгляд, описаны автором, как проявление различных неврозов, а также «психосоматики». Почему таким пациентам не помогает обычное лечение, а может помочь лишь терапия словом? На мой взгляд, правильно подобранная интерпретация, а также исследование личности своих глубинных травм и внутренних конфликтов, освобождает психику от напряжения, что приводит также к облегчению физического самочувствия, так как психика и тело очень тесно взаимосвязаны.
Ф. «О влиянии душевного на тело всегда было известно многое, что только теперь предстало в правильном свете. Самым обыденным, постоянным и наблюдаемым у каждого человека примером воздействия души на тело служит так называемое «выражение душевных переживаний».
Когда многие душевные состояния человека проявляются в напряжении и расслаблении мышц его лица, в выражении его глаз, положению его конечностей, прежде всего рук. Если во время определенной душевной деятельности человека удается подвергнуть более точному исследованию, то обнаруживаются дальнейшие телесные их последствия в изменениях его сердечной деятельности, в изменении распределения крови в его теле и т.д.».
Действительно: мы можем постоянно наблюдать за тем, как может меняться наше тело в зависимости от настроения и душевного состояния: мы краснеем, когда нам стыдно, бледнеем, когда страшно, а наше сердце начинает биться чаще при волнении или влюбленности. Можно также вспомнить довольно известное выражение, когда мы видим кого-то из знакомых нам в прекрасном расположении духа: ,,Да ты весь светишься от счастья,,
По мнению автора, на физическое состояние оказывают также влияния аффекты. Аффекты довольно часто влияют на телесные проявления. Автор приводит такой пример, когда сильные негативные аффекты оказывали большое влияние на сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям и дизентерии у военнослужащих разбитой армии, а у победителей было все наоборот.
По мнению Его мнению, бурные аффекты на фоне тяжелых событий очень часто приводят к ухудшению самочувствия и обострению хронических заболеваний. Но он также отмечает, что очень бурные аффекты иногда могут и благотворно повлиять на состояние человека. Можно привести пример, когда под воздействием сильного страха, прикованный к кровати больной пациент с высокой температурой, может внезапно встать и побежать, если считает, что ему угрожает какая либо опасность.
Ф. «Аффекты в узком смысле отличаются совершенно особым отношением к телесным процессам, но, строго говоря, все душевные состояния, также и те, которые мы привыкли рассматривать, как «мыслительные процессы», в известной степени являются «аффективными», и ни один из них не лишен телесных проявлений и способности изменять телесные процессы».
Далее автор затрагивает в статье влияние процессов воли и внимания на телесные ощущения.
Ф. «Процессы воли и внимания точно так же способны глубоко влиять на телесные процессы и играть важную роль при телесных болезнях в качестве способствующего или сдерживающего фактора».
Он приводит в пример рассказ одного английского врача, который говорил о том, что в любой части тела, на которую он хочет направить свое внимание, ему удается вызвать, таким образом, различные ощущения и боль. Исходя из этих мыслей, действительно можно предположить, что в те, моменты, когда мы чрезмерно сильно обращаем свое внимание на какой то орган, то мы можем, как будто бы его ощущать. Например, постоянно прислушиваясь, как бьется сердце, в случае каких либо нарушений. Обращая на это внимание, мы излишне фиксируем свое внимание на своих ощущениях. Хорошим примером также являются и маленькие дети, которых можно отвлечь от боли, переключая их внимание, на что то другое.
Ф. «Взрослый воин не испытывает боли в пылу борьбы; мученик, возбужденный своим религиозным чувством, всеми своими помыслами обращенный на маячащее ему небесное вознаграждение, весьма вероятно, становится совершенно невосприимчивым к боли, причиняемой его мучениями».
Далее в статье затрагивается такая тема как ожидание: тревожное или обнадеживающее и это связывается с началом заболевания.
Например, во времена эпидемии гораздо чаще заболевали люди, которые в большей степени были подвержены тревоге и страху перед болезнью. Хотелось бы привести здесь такой пример, как начало эпидемии «Ковид», которая, на мой взгляд, перекликается с данной темой. Многие из нас, находясь в длительной изоляции – постоянно получали тревожную информацию из различных источников. Находясь довольно длительное время в ожидании болезни, нервная система человека подвергается большим нагрузкам, что отрицательно влияет и на общую иммунную систему. На мой взгляд, данный фактор также мог повлиять на такое огромное количество заболевших людей. Но с другой стороны, есть и те, кого это обошло стороной. Нельзя с точностью сказать, с чем это могло быть связано, но могу предположить, что отсутствие тревожного ожидания и вера человека в то, что его организм может справиться с болезнью. Здесь можно также дополнить и об эффекте плацебо, которого автор коснулся в статье, а также различных целителей, не имеющих медицинского образования, и их способности «исцелять» человека от каких-либо болезней. По мнению Фрейда, данный эффект может быть связан с тем, что человек сам глубоко верит в то, что его непременно исцелит какой то конкретный человек либо только определенное лекарство.
Подобная вера в исцеление может благотворно повлиять, как на физическое, так и на психологическое состояние больного. Большое значение также имеет и личность врача, говоря о том, что иногда пациент, доверяя какому либо конкретному врачу, начинает усердно лечиться и следовать его рекомендациям.
Таким образом, в данной статье автор выделил такие методы психического лечения, как: гипноз, внушение, катарсис, роль врача и самого пациента на его выздоровление. Также затронул тему влияния психического лечения на современную психотерапию и применение этого лечения в различных областях..