Девушки прятались, где только могли. Но их находили: вытаскивали из плетеных корзин, из погребов, даже из мусорной кучи. Добычу делили тут же. Дрожащую Таджлы привели к султану, который бросил на нее оценивающий взгляд. Определенно, Таджлы была самой красивой из пленниц. И эту девушку он решил оставить себе.
Никто не знает, когда она родилась: даты жизни девочек в племени Шамлу не записывали. Даже для дочери эмира не сделали исключение! Считается, что ее отцом был военачальник Абди Бей, который верно служил персидскому шаху Исмаилу, а матерью – родная сестра шаха. Но вряд ли Биги (так ее звали в то время) появилась на свет раньше 1486 года.
Когда отец присягнул Исмаилу, жизнь семьи сразу резко поменялась: на них обрушились почести и богатства. Шах ценил преданность своего верного слуги… А когда впервые увидел Биги, то загорелся идеей взять ее в жены: такую красивую девушку невозможно было забыть!
По всей видимости, они были ровесниками – Исмаил появился на свет в 1487-м. Высокий, статный, пригожий лицом, он был потомком тюркских правителей и византийских императоров сразу. Причудливая смесь! Мать Исмаила, Марфа Деспина, до замужества была православной христианкой, но, выйдя замуж за шейха Гейдара покорно поменяла веру.
У Исмаила была бурная юность. Отец скончался, когда он был еще совсем маленьким. Политические противники шейха не раз грозились расправиться с Исмаилом, и уступили только мольбам несчастной матери. Четыре года наследника держали в плену, затем он долго скитался и искал сторонников… Многие из тех, кто укрывали его и покровительствовали ему, были приговорены. Увы, такова была плата за верность Исмаилу! И он поклялся: если однажды он сумеет завоевать власть, не простит никого.
Медленно, по крупицам, он собирал последователей. Однажды тяжело заболел, да так, что лекари не ручались за благополучный исход. «Я доберусь до Мекки», - пообещал Исмаил и выполнил свой обет, когда поправился.
Он нравился многим – сильный, смелый, решительный. Постепенно ручейки его сторонников превратились в мощную реку, способную сокрушить противников. Он отстаивал свое право на власть огнем и мечом, и бился среди первых, хотя ему было всего четырнадцать лет! Наконец, в 1501-м, он был коронован и провозглашен шахом. Были отчеканены монеты, а самого Исмаила надлежало именовать так:
«Каган Сахиб Гиран Сулейман-шан Исмаил Бахадур-хан» («Правитель, Владыка Благоприятного Соединения подобный Сулейману Исмаил Бахадур-хан»)
Бигни стала женой шаха Исмаила приблизительно в 1504 году. Она получила в мужья человека, примечательного по многим причинам. Этот правитель прославился не только войнами, которые он вел, но и… нежной поэзией! Он писал на персидском под псевдонимом «Хатаи», и до наших дней дошли более пятисот его стихов и поэма «Денхаме»:
Пронеслась зима, весна пришла.
Мак зацвёл, и роза расцвела.
Подымают птицы крик любви.
Вновь огонь любви горит в крови.
Миг луга и рощи расцветил
И уста молчания открыл.
Тополь полы уронил в реку,
А кукушка вновь поёт «ку-ку!».
На лугу бутоны, смеясь, стоят,
И оскалил зубчики в смехе гранат.
О муках разлуки запел соловей,
Дождь апрельский падает в волны морей
И горою жемчужин ложится на дно.
И журавль расправляет крылья весной,
Сокол бьёт в облаках журавля на лету.
Тень от яблони белой глядит в высоту,
Издеваясь над облаком и луной.
Плачут тучи апрельские над землёй,
И стотысячный хор соловьёв гремит.
(перевод В. Державина)
В г а р е м е шаха у Бигни появилось новое имя – Таджлы (в другой версии Тачлы) хатун. В жизни Исмаила она играла совершенно особенную роль, и среди всех женщин, которые окружали шаха, была главной и самой важной. Перед нею падали ниц. Она контролировала все, что происходило на женской половине дворца. И – как утверждали! – имела безграничное влияние на шаха.
Династия Сефевидов, к которой принадлежал Исмаил, была соперницей турецким Османам. Два очень серьезных противника оказались на слишком близком расстоянии – султан Селим Явуз и шах Исмаил. В Малой Азии многие ненавидели Селима за чрезмерную жестокость. В 1513 году он устроил настоящую р е з н ю, настроив против себя тысячи и тысячи людей. Открытое столкновение двух правителей оставалось делом времени.
И оно случилось в августе 1514 года. Около современного иранского города Маку (а тогда это место называли Чалдыран) сошлись османы и армия Исмаила. Силы были неравны: Селим Явуз привел войско, которое в шесть-восемь раз превышало численность людей шаха. Османы победили… Когда они врывались в шатры, расположенные в лагере Сефевидов, то забирали все ценное, что попадалось им на пути: лошадей, сабли, монеты, украшения. Отдельной добычей стали женщины.
Таджлы тоже была там. Она с тревогой дожидалась исхода битвы. А когда поняла, что все закончилось, не успела убежать. Ее доставили к Селиму I как ценный трофей.
- Жена Исмаила? – усмехнулся султан. – Она станет моей наложницей!
Весть о том, что драгоценная супруга шаха Исмаила попала в гарем османского султана, быстро разлетелись за пределы лагеря. Таджлы не могла поднять глаз от стыда из-за того, что с ней сделали. Селим нарочно выставлял ее напоказ – это было нужно, чтобы сильнее унизить уже поверженного противника.
5 сентября 1514 года Селим захватил столицу Сефевидского государства Тебриз. Он планировал провести там целую зиму, но повернул в Анатолию – дело в том, что янычары были недовольны его поступками, а еще жаловались на голод и похолодание. Слишком самонадеянно стало бы идти против собственного войска! А еще поговаривали, что янычары благосклонно относятся к шаху Исмаилу и считают его героем… Так что задерживаться в покоренном городе не имело смысла.
После отступления Османов, Тебриз вернулся под власть шаха Исмаила, униженного, но не сломленного. Он продолжал свою борьбу с Османами и даже озаботился поисками нового средства для сокрушительной победы: Исмаил раньше оснастил свою армию современным оружием. Узнав, что теперь могут воины шаха, Селим I не рискнул снова идти против него.
Известно, что шах покинул этот мир десятилетием позже и никогда больше – по версии турецких историков! – так и не увидел свою прекрасную жену.
Но Таджлы-хатун не осталась навсегда в плену у султана Селима. Когда падишаху надоела эта женщина, он отдал ее своему советнику— поэту Джаферу-челеби… Утверждают, что Таджлы стала его законной супругой, но пробыла в этом статусе лишь несколько месяцев: за что-то осерчав на Джафера-челеби, Селим I велел его казнить.
И в том самом, 1515 году, следы Таджлы теряются. Некоторые историки верят, что несчастная женщина, которая за год побывала в трех гаремах, в итоге вернулась к шаху Исмаилу. И даже со временем помогла воцариться на престоле своему сыну, шаху Тахмаспу. Впрочем, доподлинно об этом не знает никто. Даты рождения и ухода женщин обычно не записывали… Ведь они были всего лишь тенями своих властелинов – отцов, братьев и мужей…
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!