Найти в Дзене
АЛИ АЛБАНВИ

«Сунниты [Нухинского уезда] называют себя мусульманами и только на дальнейшее вопросы называют себя мугалами» [1887]

На фото: Российское Закавказье (подробная карта 1903 года). Нухинский уезд. «По вероисповеданиям, население [Нухинского] уезда распределяется: на мусульман-суннитского толка, армяно-григориан, мусульман-шиитов, евреев и, наконец, православных. Распределение это выражается следующими данными: К суннитам принадлежать; татары-мугалы, лезгины, таракаминцы [кочевники. — прим. А.А.], хапутлинцы и жители сел. Джунут 2-го с Бахкалою [Баккал? — прим. А.А.], населённого сеидами из арабского племени курейшитов. Одна часть суннитов относится к секте азами, а другая к секте шафи’итов. На фото: Экономический быт государственных крестьян Нухинского уезда, Елисаветпольской губернии. Исследование Л.И. Арасханианца // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т. VI. Ч. I. — Тифлис: Тип. А.А. Михельсона, 1887. С. 18–19 [30–31]. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003909522/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения:
На фото: Российское Закавказье (подробная карта 1903 года). Нухинский уезд.
На фото: Российское Закавказье (подробная карта 1903 года). Нухинский уезд.

«По вероисповеданиям, население [Нухинского] уезда распределяется: на мусульман-суннитского толка, армяно-григориан, мусульман-шиитов, евреев и, наконец, православных. Распределение это выражается следующими данными:

К суннитам принадлежать; татары-мугалы, лезгины, таракаминцы [кочевники. — прим. А.А.], хапутлинцы и жители сел. Джунут 2-го с Бахкалою [Баккал? — прим. А.А.], населённого сеидами из арабского племени курейшитов. Одна часть суннитов относится к секте азами, а другая к секте шафи’итов.

На фото: Экономический быт государственных крестьян Нухинского уезда, Елисаветпольской губернии. Исследование Л.И. Арасханианца // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т. VI. Ч. I. — Тифлис: Тип. А.А. Михельсона, 1887. С. 18–19 [30–31]. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003909522/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2025). — Яз. рус.
На фото: Экономический быт государственных крестьян Нухинского уезда, Елисаветпольской губернии. Исследование Л.И. Арасханианца // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т. VI. Ч. I. — Тифлис: Тип. А.А. Михельсона, 1887. С. 18–19 [30–31]. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003909522/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2025). — Яз. рус.

К первой принадлежат все лезгины, мугалы же и друге исповедуют или ту, или другую секту, но, кажется, азамитов в уезде больше, чем шафи’итов. Между последователями этих сект никакой вражды не существует, и разница между ними не такова, чтобы они группировались в отдельные общества; для первых, как и для вторых, служат одни и те же муллы и мечети, в коих они молятся вместе.

Всё остальные мусульмане-сунниты [Нухинского уезда] называют себя просто мусульманами и только на дальнейшее вопросы называют себя мугалами. Возможно предполагать, что добрая часть этих мусульман-мугалов состоит из принявших мусульманство армян. Доказательством этого могут служить существующее монастыри, и кладбища в населённых ныне мусульманами местах, а также тип жителей в иных селениях, присутствие армян в селениях со смешанным населением, армянские имена татар, рассказы стариков и, наконец, исторические данные армянской литературы.

Число всех селений государственных крестьян-суннитов в Нухинском уезде числится 89. Из них в 80 селениях живут исключительно сунниты, в трёх — сунниты совместно с шиитами, в пяти—сунниты с армяно-григорианами, и в одном — с армяно-григорианами и православными. Суннитов государственных крестьян в исследованных селениях насчитывается 57 397 душ обоего пола, что составляет 75,42% всего населения государственных крестьян».

Подготовил с примечаниями: ‘Али Албанви

Примечания

  • №1. Из описания Л.И. Арасханианца следует что в Нухинском уезде мугалы, как пришлый элемент, скрывали своё происхождение, и выдавали себя за местных суннитов.
  • №2. Что касается принявших мусульманство «армян» то под ними следует в первую очередь понимать местных удин.
  • №3. Из текста автора не ясно кто такие «азамиты».

Литература

  • 1. Экономический быт государственных крестьян Нухинского уезда, Елисаветпольской губернии. Исследование Л.И. Арасханианца // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т. VI. Ч. I. — Тифлис: Тип. А.А. Михельсона, 1887. С. 18–19 [30–31]. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003909522/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2025). — Яз. рус.