Еще один кейс, где я пожалела об отсутствии адвокатской монополии
Меня зовут Надежда Швырева. Я — Председатель Московской коллегии адвокатов «ШВЫРЕВА И ПАРТНЕРЫ» и уже более 20 лет специализируюсь на семейных спорах.
В моем ТГ-канале вы найдете разборы реальных кейсов, рекомендации по решению сложных ситуаций и полезные советы из практики.
Санкт-Петербург. Казалось бы — обычный спор о порядке общения с ребёнком.
Мама просит определить порядок общения с семилетним сыном.
Как всё начиналось
Пять лет назад вскоре после рождения ребенка женщина развелась с мужем, вернулась в свой регион из Санкт-Петербурга. Оказалась в больнице в связи с психиатрическим диагнозом. Ребёнок находился с бабушкой по маминой линии. Папа приехал «погулять» и увёз малыша в Петербург. Дальше — суд, психолого-психиатрическая экспертиза:
Выводы экспертов: указанное психическое расстройство не мешает маме воспитывать ребенка.
А суд постановил — место жительства ребенка определить с папой, поскольку эксперт давал заключение на момент обследования и суд не может делать прогнозы по поводу того, что будет в будущем.
Апелляция, кассация, Верховный суд посчитал, что все законно
Мама ездила к ребёнку регулярно, из другого региона. Это затратно по времени и по деньгам, да и времени побыть с ребенком подольше не было.
Чтобы быть поближе к сыну женщина продала квартиру в регионе, перебралась в Санкт-Петербург, устроилась на хорошую работу.
Но как только она переехала, ее возможности видеть сына папа стал искусственно ограничивать. Три года мама пыталась договориться, а потом обратилась в суд с иском о порядке общения с сыном. Естественно, она приложила характеристику с места работы, справку о доходах и график работы.
У папы представитель — юрист, не адвокат. Видимо, решив подпортить маме жизнь, направила в адрес работодателя запрос следующего содержания.
В производстве Суда города Санкт-Петербурга находится на рассмотрении дело об определении порядка общения с несовершеннолетним ребёнком. В материалы дела мама представила характеристику с места работы. Согласно данной характеристике она работает там, то, в городе Санкт-Петербурге. При этом из характеристики мы усматриваем, что Ваша организация находится в городе Калининграде, из чего мы делаем вывод о том, что данная характеристика может являться подложным документом.
Кроме того, сообщаем, что с женщины взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Однако до настоящего времени удержание алиментов из заработной платы не производится. В целях проверки факта работы женщины в Вашей организации и достоверности представленной ею характеристики, а также с учётом того, что гражданка страдает психическим расстройством в форме шизоаффективного расстройства и в силу специфики заболевания неоднократно сообщала родственникам и врачам, что работает в фсб и других различных структурах, фантазировала, демонстрировала признаки маниакального синдрома, просим подтвердить, действительно ли эта гражданка работает в вашей организации. Если да, то в какой должности и каким образом осуществляет свою трудовую деятельность с учётом расположения организации в городе Калининграде?
Дополнительно просим сообщить, по какому адресу можно направить исполнительный лист для принудительного удержания алиментов.
И заботливо приложили копию решения суда, копию исполнительного листа и доверенности.
Исполнительный лист, кстати, никто никому не направлял, потому что мама всё самостоятельно оплачивала.
Кто-то называет подобные запросы юридической стратегией
Я называю это — низостью и подлостью, за которую юриста нельзя наказать лишением права представлять интересы людей в суде.
Совершенно иная ситуация была бы если бы у представителя был статус адвоката. Вот позиция, например, Адвокатской палаты Московской области по этому вопросу. Она вошла в обзор дисциплинарной практики.
Использование адвокатского запроса с целью опорочить лицо, в отношении которого адвокатом истребуются сведения, распространить в отношении него сведения, способные вызвать негативную реакцию со стороны общества, недопустимо и противоречит существу адвокатской деятельности.
И вот почему:
В силу п. 1 ст. 6.1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», адвокат вправе направлять в организации официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.
Право адвоката на сбор информации, необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи, является как важной гарантией исполнения адвокатом обязанностей защитника, так и гарантией реального обеспечения принципа состязательности.
Наделяя адвоката инструментом по сбору информации, законодатель не мог не учитывать ситуаций, когда такой инструмент будет использоваться произвольно и, тем более с расширительным толкованием предоставленного правомочия. В частности, п. 2.1 ст. 17 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» предусматривает, что систематическое несоблюдение требований законодательства РФ к адвокатскому запросу является основанием для прекращения статуса адвоката.
Адвокат должен избегать действий, направленных к подрыву доверия к нему или к адвокатуре, должен уважать права, честь и достоинство лиц, сохранять честь и достоинство, присущие профессии (п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 8, п. 5 ст. 9 КПЭА).
Комиссия считает, что, направляя адвокатский запрос, адвокат явно преследовал цели опорочить лицо, в отношении которого были истребованы сведения. Комиссия отмечает недостаточность понимания адвокатом существа адвокатской деятельности и считает необходимым напомнить, что адвокатский запрос не может преследовать своей целью опорочить лицо, распространить в отношении него сведения, способные вызвать негативную реакцию со стороны общества.
Приложение к запросу заявления о возбуждении уголовного дела подобного содержания не имеет юридического значения, преследовало единственную цель создания и усиления негативного отношения адресата запроса в отношении человека.
Представленные Комиссии материалы свидетельствуют, что адвокат последовательно и целенаправленно стремился опорочить человека, а не собрать информацию, необходимую для оказания юридической помощи.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях адвоката нарушения п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 8, п. 5 ст. 9 КПЭА, выразившегося в направлении адвокатом запроса с прилагаемыми к нему документами, содержащего сведения, направленные исключительно на дискредитацию и унижение личности человека.
И даже если допустить, что папа попросил своего представителя направить подобный запрос, то адвокат не вправе был бы такую просьбу выполнить, ведь адвокат в силу статуса обязан учитывать, что закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя, и никакие пожелания, просьбы или требования доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, установленных КПЭА, не могут быть исполнены адвокатом (п.1 ст.10 КПЭА).
Адвокат должен избегать действий, направленных к подрыву доверия к нему или к адвокатуре, должен уважать права, честь и достоинство иных лиц, сохранять честь и достоинство, присущие профессии (п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 8, п. 5 ст. 9 КПЭА). Распространение адвокатом информации, совершенно явственно нарушающей тайну частной личной жизни, честь и доброе имя лица (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) и не влияющей на предоставление запрашиваемой в запросе информации преследовало единственную цель создания и усиления негативного отношения адресатов запроса в отношении женщины.
Адвоката в подобных случаях могли бы привлечь к дисциплинарной ответственности вплоть до лишения статуса. А просто юристу в плане продолжения деятельности ничто не мешает творить такую дичь и дальше.
Нет, это не пост в защиту адвокатской монополии. Я в целом не сторонник этой идеи. Но вот такая безнаказанность и непорядочность временами заставляет задуматься о дополнительном регулировании рынка в сфере юридических услуг.
Как вам ситуация?
Если вам нужна профессиональная помощь в оформлении или проверке документов, а также консультация адвоката, пишите! Я и моя команда всегда готовы подставить вам плечо!
Оставьте заявку прямо сейчас на сайте или записывайтесь по тел. 8 (915) 105-61-28 и мы оперативно разберем вашу ситуацию и проконсультируем по всем юридическим вопросам. Не бойтесь действовать!