Есть у меня хороший знакомый, назовем его Алексей. Парень педантичный, машины свои любит, пылинки с них сдувает. В начале 2024 года он, поддавшись общей волне, купил новенький Changan CS35 Plus. Кроссовер красивый, современный, в хорошей комплектации. Ездил он на нем аккуратно, работа-дом, пару раз на дачу. На одометре сейчас смешные 11 000 километров. В салоне до сих пор стоит тот самый запах нового автомобиля, ни одной царапины, даже пленки на порогах кое-где остались.
Но жизнь - штука непредсказуемая. Понадобились деньги на расширение жилплощади, и Алексей решил с машиной расстаться. Логика у него была железная: «Машина новая, 2024 года, на гарантии, состояние идеал. Сейчас выставлю чуть дешевле прайса дилера, и ее с руками оторвут». Он выставил объявление, помыл машину, сделал красивые фото и приготовился принимать шквал звонков.
Прошел месяц. Шквала нет. Есть только тишина, прерываемая звонками наглых перекупов и предложениями от автосалонов поставить машину на комиссию. Реальных покупателей - ноль. Мы сели с ним разобраться, почему отличный, почти новый автомобиль оказался никому не нужен, и выяснили несколько неприятных истин о вторичном рынке «китайцев», о которых в салонах предпочитают молчать.
Ловушка «дешевых» кредитов и скидок
Главная причина фиаско Алексея - это конкуренция не с другими б/у машинами, а с... новыми такими же.
Смотрите, как мыслит покупатель. Вот стоит машина Алексея за 2.3 миллиона (условно). Это наличка. У большинства людей в России нет на руках двух с лишним миллионов. У них есть 500 тысяч на первый взнос.
Если человек идет к дилеру за новым Changan, ему там расстилают красную ковровую дорожку.
- Сдадите старую в трейд-ин? Вот вам скидка 200 тысяч.
- Берете кредит? Вот вам еще скидка 150 тысяч и «выгодная» ставка (которая хоть и высокая, но часто субсидируется брендом).
- А еще вот вам зимняя резина в подарок, коврики и нулевое ТО бесплатно.
В итоге, с учетом всех маркетинговых плюшек, новая машина из салона для покупателя с кредитом выходит не сильно дороже, а иногда и выгоднее, чем «почти новая» с рук. Покупая у частника, человек лишается скидок и льготных программ. Ему нужно нести "живые" деньги или брать обычный потребкредит под бешеные 25-30%. Математика работает против частного продавца.
Страх «слива» проблемной машины
Вторая проблема - психология. В России до сих пор живет стереотип: «Если продает новую машину через полгода - значит, с ней что-то не так».
- Битая?
- Глючит электроника?
- Коробка пинается?
- Заводской брак, который дилер не может устранить?
Люди просто боятся. Китайский автопром для многих все еще терра инкогнита. Надежность на дистанции 5-10 лет не проверена. И когда человек видит свежую машину в продаже, первая мысль - «наелся китайским качеством и скидывает». Объяснять каждому, что нужна квартира, - устанешь. Народ ищет подвох.
Катастрофическая потеря стоимости
Это самый больной пункт. Алексей покупал машину на пике цен или близко к тому. Сейчас дилеры, чтобы выполнить планы продаж в конце года, начинают демпинговать. Рыночная цена нового CS35 Plus штормит.
А на вторичке правило жесткое: выехал за ворота - потерял 20-30%.
Владельцы японцев и немцев привыкли, что Toyota RAV4 можно купить, поездить три года и продать дороже, чем брал (спасибо инфляции). С китайцами это не работает. Их навезли слишком много. Предложение превышает спрос.
Чтобы продать машину быстро, Алексею нужно ставить цену не «чуть дешевле новой», а значительно дешевле. То есть зафиксировать убыток в 400-500 тысяч рублей за полгода владения. Жаба душит невероятно.
Конкуренция внутри бренда
Еще один нюанс конкретно по Changan. У этого бренда, давайте честно, бардак в модельном ряду. Куча моделей, которые конкурируют друг с другом. Плюс параллельный импорт. Покупатель открывает объявления и видит: CS35, CS55, UNI-T, UNI-V, плюс Geely Coolray, плюс Chery Tiggo 4 Pro. Глаза разбегаются.
CS35 Plus - отличная машина, но она не обладает культовым статусом. Это просто кроссовер. И если рядом будет висеть объявление с Geely Coolray (который более раскручен) или Chery (которых просто больше), покупатель может даже не дойти до просмотра Чанана.
Итог
Сейчас машина Алексея висит мертвым грузом. Звонят только площадки, которые предлагают выкупить её за 1.7 – 1.8 млн, чтобы потом накрутить и продать самим в кредит. Для владельца это шок. Он понял, что ликвидность китайского автомобиля - это пока что миф. Купить его легко, ездить приятно, но продать за адекватные деньги, пока он свежий - задача со звездочкой.
Единственный выход сейчас - либо падать в цене "до слез", теряя сотни тысяч, либо снимать с продажи и ездить самому еще года 3-4, пока инфляция не съест эту разницу.
Так что, если вы берете нового "китайца", будьте готовы к тому, что это брак по расчету и надолго. Быстрого и выгодного развода не получится.
А вы бы купили почти нового "китайца" с рук за наличные, или лучше переплатить дилеру, но взять "нулевую" с кредитом и скидками?