Найти в Дзене
Бета-сказка

Неизвестный отец астрофизики

Сегодня не приходит в голову, сколько труда вложило человечество, чтобы наблюдать небесные светила в обычный телескоп. Все началось задолго до Рождества Христова. Известны найденные в Египте и на острове Крит линзы. Остин Лэйард в 1851 году нашел в Нимруде линзу из хрусталя (ориентировочно VIII в. до н.э.). В XI-XII вв. на Готланде зажигали огонь с помощью выпуклого стекла. Очки из двух изогнутых линз впервые сделал Сальвино д’Армате (1280-е), а еще раньше монахи-переписчики с помощью обычных полукруглых линз создавали новые книги. Первый человек в очках изображен на одной из итальянских фресок (Томмазо да Модена, 1352). В конце XVI в. в Мидделбурге (Нидерланды) то ли мастер-оптик Ханс Липпергей, то ли его сосед Захарий Янсен изобрел простой телескоп из двух линз (выпуклой и вогнутой). Увеличение было небольшим, всего лишь трехкратным. Сегодня мы считаем такую оптику детской, но тогда это было революцией. Более мощного увеличения (32-кратного) добился Галилео Галилей. Долгое время со

Сегодня не приходит в голову, сколько труда вложило человечество, чтобы наблюдать небесные светила в обычный телескоп. Все началось задолго до Рождества Христова. Известны найденные в Египте и на острове Крит линзы. Остин Лэйард в 1851 году нашел в Нимруде линзу из хрусталя (ориентировочно VIII в. до н.э.). В XI-XII вв. на Готланде зажигали огонь с помощью выпуклого стекла. Очки из двух изогнутых линз впервые сделал Сальвино д’Армате (1280-е), а еще раньше монахи-переписчики с помощью обычных полукруглых линз создавали новые книги. Первый человек в очках изображен на одной из итальянских фресок (Томмазо да Модена, 1352).

В конце XVI в. в Мидделбурге (Нидерланды) то ли мастер-оптик Ханс Липпергей, то ли его сосед Захарий Янсен изобрел простой телескоп из двух линз (выпуклой и вогнутой). Увеличение было небольшим, всего лишь трехкратным. Сегодня мы считаем такую оптику детской, но тогда это было революцией. Более мощного увеличения (32-кратного) добился Галилео Галилей.

Долгое время сохранялась проблема хроматической аберрации (размытия цветов), которая не позволяла качественно наблюдать небесные светила. Лишь сотню лет спустя британский юрист Честер Мур Холл создал первую линзу с двойной коррекцией света (1730). Настоящим прорывом стали работы немца Йозефа Фраунгофера из Мюнхена.

Сын стеклодува, он рано лишился родителей и начал работать учеником мастера в Мюнхене. В 11 лет Йозеф (Ханс) счастливым образом спасся при обрушении дома, где находилась мастерская. Присутствующий при спасении курфюрст Баварии подарил мальчику 18 золотых дукатов, на которые Фраунгофер оплатил станок и откупился от оставшегося времени обучения.

В 1806-м он уже служил ассистентом математического и оптического института, где производили линзы и аппаратуру для обсерваторий. А в 1809-м Фраунгофер стал одним из его руководителей, в 1818-м — директором.

В 1814-м вместе с Йозефом Утцшнейдером он открыл одну из первых мастерских, изготавливавших высокоточную оптику. «Утцшнейдер и Фраунгофер» выпускала подзорные трубы, геодезические инструменты, телескопы. Название фирмы в XIX в. означало эталонное качество.

Талант юного мастера был несомненным. В 1814 году он открыл 574 темные линии в спектре Солнца, которые теперь называют в его честь Фраунгоферовыми. Он создал первый спектроскоп и дифракционную решетку (1821), улучшил серийное производство оптических стекол, создал гелиометр (астрометрический инструмент для измерения небольших углов на небесной сфере). Благодаря его инструментам и открытиям стала развиваться современная астрофизика. Уже после смерти оптика именно с помощью его телескопа в Берлинской обсерватории открыли Нептун.

В 1823-м Фраунгофера избрали членом Баварской Академии наук, годом позже членом Академии Леопольдина (старейшее немецкое общество естествоиспытателей). В том же 1824 году он стал кавалером ордена «За заслуги перед баварской короной», почетным гражданином Мюнхена, получил дворянство и приставку «фон» перед фамилией.

Умер Ханс Фраунгофер в возрасте 39 лет вследствие отравления парами тяжелых металлов, как многие стеклодувы того времени. Надпись на его надгробии гласит: «Он приблизил звезды».

Сегодня далекие от оптики и астрономии люди о Фраунгофере практически ничего не знают, в отличие от Коперника или Галилея. Он не оставил о себе скандальной памяти, его открытия не похожи на «успешный успех» в соцсетях.

#лера_пишет #бета_сказка