Многих удивляет это слышать, но у Иисуса были братья и сёстры. Не в каком-то мистическом смысле «мы все братья во Христе», как некоторые пытаются трактовать, а настоящие родные братья и сёстры. Та же мать. Тот же дом. Настоящие братья и сёстры. Одним из них был Иаков, который считался естественным преемником Иисуса в качестве лидера движения в Иерусалиме после распятия.
Причина, по которой христианство не любит говорить об Иакове, в том, что он разрушает официальную нарративную линию. Если у Марии были другие дети, значит, она не была «вечной девой». Если Иаков возглавлял церковь, значит, Пётр не был первым папой. И если Иаков конфликтовал с Павлом, тогда половина Нового Завета — это фактически один человек, пытающийся перевесить семью самого Иисуса. Так что можно ли удивляться, что церковь хотела «закопать» брата?
Иаков — брат, которого вычеркнули
Иаков, также называемый Иаковом Праведным, был центральной фигурой в христианстве после ухода Иисуса с арены. Древние историки, такие как Иосиф Флавий, даже упоминают его казнь в 62 году н. э., показывая, что он был достаточно важен, чтобы обратить на себя внимание посторонних. Между тем, современные церкви почти не упоминают его имени.
Признание того, что у Иисуса был брат, означает признание того, что Мария имела сексуальные отношения, что разрушает историю о её вечной девственности. Признание того, что Иаков возглавлял церковь, умаляет значение Петра и Павла — двух мужчин, на которых Католическая церковь строила свою империю. Иаков — доказательство того, что весь фундамент церковной власти был переработан под политические реалии того времени.
Мария — вечная дева, как моя мать?
Традиция церкви настаивает на том, что Мария оставалась девственницей навсегда, хотя в Библии нет ничего о её сексуальной жизни — фактически, о ней почти ничего не сказано. Не желая признавать, что Иисус происходил из обычной семьи, церковь превратила Марию — женщину с очень скромным присутствием в текстах — в символ вечной чистоты и святости.
Но сами Евангелия этому противоречат. Марк 6:3 называет братьев Иисуса: Иаков, Иосий, Иуда и Симон. И упоминает сестер тоже. Если только Мария не управляла каким-то приютом, это были её дети. Притворяться, что «брат» означает «кузен» или «сосед», — слишком сильный шаг.
Иосиф и Мария были женаты. Женатые пары обычно спят вместе. Мы должны поверить, что Иосиф прожил всю жизнь целомудренно, воспитывая Иисуса, и ни разу не прикоснулся к своей жене, будто секс — это самое страшное, что женщина могла сделать, чтобы потерять чистоту?
Иаков против Павла — конфликт, который построил христианство
Самая большая проблема заключается в том, что Иаков и Павел не соглашались в том, каким должно быть «христианство».
Иаков верил в соблюдение иудейского закона, как и Иисус: обрезание, кошерная пища, храмовые ритуалы — вся структура. Он видел Иисуса как еврейского Мессию, а не как основателя новой религии.
Павел хотел отказаться от всего этого. Он проповедовал одну лишь веру: верь в Иисуса — и ты принят, закон не требуется. Для неевреев версия Павла была проще. Иаков не был убеждён.
Книга Деяний пытается показать гармонию, но напряжение очевидно. Иаков заставил Павла выполнить храмовый ритуал (Деяния 21), чтобы доказать, что он не отвергает иудейские обычаи. В письмах Павел жалуется на «некоторых людей от Иакова», которые приходят проверять его (Галатам 2:12). Перевод: Иаков был лидером, а Павел это не устраивало.
Так что подумайте сами: кому верить больше — брату, который рос с Иисусом, или бывшему гонителю, полному чужаку, который лишь утверждал, что видел видения?
Молчаливое исчезновение Иакова
Пётр создавал лучший нарратив о «первом папе». Павел был лучшим проповедником для римского мира. Мария выглядела лучше как святая, если оставалась девственницей. Иаков не подходил ни под одну из этих кампаний. Он не был мистиком, не был шоу-меном и не вписывался легко в римскую культуру. Он просто тихо возглавлял общину в Иерусалиме и придерживался еврейских корней учения Иисуса.
Когда Рим взял под контроль христианство, версия Иакова была неудобной. Им нужно было что-то универсальное и гибкое. Память об Иакове была отодвинута в сторону, и в итоге он стал просто сноской.
Но эта сноска была настоящим лидером. Он поддерживал движение Иисуса в живых. Он заплатил за это своей жизнью. И сегодня церковь почти не упоминает его.
Иаков против Петра — кто действительно руководил?
Католическая традиция возводит Петра как камень церкви. Но в Деяниях Иаков принимает решающие решения.
На Иерусалимском совете (Деяния 15), где обсуждалось, должны ли язычники соблюдать закон Моисея, Пётр говорит, но Иаков произносит последнее слово. Другие прислушивались к нему. Он был судьёй, а не Пётр.
Так что о папской власти можно забыть. Если хотите знать, кто реально сидел в главном кресле в Иерусалиме, это был Иаков.
Почему Иаков важен сегодня
Разговор о Иакове меняет наше представление о самом христианстве.
- Если Иаков возглавлял первую общину, значит, вера началась как еврейское реформаторское движение, а не как универсальная религия без закона. Это делает христианство Павла поздним ответвлением.
- Если Иаков был братом Иисуса, Мария не была вечной девой. Она была обычной матерью в обычной семье.
- Если Иаков умер за свои убеждения, ему следует отдавать как минимум такое же уважение, как Петру или Павлу. Но христиане едва знают его имя.
Игнорирование Иакова — это как стереть Джорджа Вашингтона из истории США и притворяться, что всё началось с какого-то случайного пришельца.
«Подавляющее большинство учёных считает, что слова „брат Иисуса, называемого Христом“ являются подлинными, как и весь отрывок, в котором они встречаются». — Роберт Е. Ван Вурхст, Иисус вне Нового Завета, 2000
Иаков — забытый мученик
Не стоит забывать, как умер Иаков. По Иосифу Флавию, он был заброшен камнями первосвященником Ананасом в 62 году н. э. Даже иудейская элита видела в нём угрозу. Не казнят никого незначительного — казнят тех, кто важен.
И это последний удар: Иаков отдал жизнь, ведя движение Иисуса, а церковь отплатила ему, затерев в забвении и возвысив других.
Смерть Иакова также является косвенным доказательством, которое историки принимают как подтверждение историчности Иисуса. Ведь зачем бы Иосифу Флавию — постороннему — упоминать казнь «брата Иисуса, называемого Христом», если Иисуса никогда не существовало?
«Павел лично знал Иакова, брата самого Иисуса». — Барт Д. Эрман, Существовал ли Иисус? Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета, 2012