13 декабря. В этот день ровно 108 лет назад в заснеженных французских Альпах стояла гробовая тишина. А потом её разорвал скрежет металла.
Это не легенда из страшных книг. Это Сен-Мишель-де-Морьен - место крупнейшей железнодорожной катастрофы в истории Франции. По официальным данным, погибло около 700 человек. По неофициальным - более 1000.
Но самое страшное не только количество жертв. Самое страшное - почему это произошло и почему этот поезд называют «проклятым рождественским эшелоном».
Билет в один конец.
Декабрь 1917 года. Первая мировая война ещё идет. Тысячи французских солдат, выживших в окопах Италии, получают лучший, как им казалось, подарок в жизни - отпуск на Рождество. Они едут домой к семьям, женам и детям.
На станции в Италии скапливается огромная толпа. Людей слишком много, а паровозов не хватает. Военное командование принимает решение сцепить два состава в один.
19 деревянных вагонов, набитых людьми под завязку (982 человека только официально). И всего один паровоз, чтобы тянуть эту махину через крутые альпийские перевалы.
«Я не поведу этот гроб!»
Машинист поезда отказывался ехать. Он был опытным железнодорожником и понимал, что на спуске с горы один локомотив не сможет затормозить такой состав. Тормозная система не была рассчитана на такие нагрузки.
Но это была война. Офицер дал приказ: «Либо ты едешь, либо идешь под трибунал и расстрел». Машинист забрался в кабину, перекрестился и дал гудок. Этот гудок стал прощальным.
Дорога в ад.
Поезд начал спуск к долине Морьен. Сначала всё шло нормально. Но потом вагоны начали всё сильнее подталкивать паровоз, разгоняя его всё быстрее и быстрее.
Паровозные тормоза не справлялись. Колеса высекали снопы искр. Скорость достигла 102 км/ч (при разрешенных 40 км/ч).
На крутом повороте у моста Сауз произошло неизбежное. Деревянные вагоны, набитые людьми, полетели под откос, складываясь в гармошку.
И тут случилось самое страшное. Солдаты везли домой сувениры с войны: боеприпасы и... свечи. Вагоны были деревянными. Вспыхнуло мгновенно. Огромный костер горел сутки. Опознать смогли меньше половины тел.
Почему молчали 100 лет?
Франция была в шоке. Но газеты... промолчали. Шла война, и правительство наложило строжайшую цензуру. Нельзя было допустить паники и падения боевого духа. Катастрофу засекретили. Часть погибших солдат объявили «пропавшими без вести», других - «погибшими в бою».
Правда начала всплывать только спустя годы. Но к тому времени история уже успела обрасти мистическим налётом.
Легенда о паровозном гудке.
Местные жители в долине Морьен до сих пор говорят, что в ночь с 12 на 13 декабря лучше не подходить к железной дороге.
Старики рассказывают, что в ветреную погоду можно услышать нехарактерный для современных электричек звук - тяжелый, надрывный гудок паровоза, скрежет тормозов и лязг сминаемого железа.
Эта история учит нас тому, что у каждой трагедии есть имя и фамилия - того, кто отдал приказ.
Завтра на канале:
Не забудьте подписаться. В понедельник мы расскажем о Человеке-мотыльке. Кто он, монстр или спаситель?
Если тема понравилась, почитайте ещё:
- На Кольцевой линии бесследно исчез состав с пассажирами.
Ваше мнение:
Верите ли вы, что энергия таких страшных событий остается на месте веками? Пишите в комментариях 👇