Найти в Дзене

Призрачный эшелон: Катастрофа 1917 года, которую скрывали 100 лет.

Оглавление

13 декабря. В этот день ровно 108 лет назад в заснеженных французских Альпах стояла гробовая тишина. А потом её разорвал скрежет металла.

Это не легенда из страшных книг. Это Сен-Мишель-де-Морьен - место крупнейшей железнодорожной катастрофы в истории Франции. По официальным данным, погибло около 700 человек. По неофициальным - более 1000.

Но самое страшное не только количество жертв. Самое страшное - почему это произошло и почему этот поезд называют «проклятым рождественским эшелоном».

Место крушения в 1917 году. Фотографии были засекречены десятилетиями.
Место крушения в 1917 году. Фотографии были засекречены десятилетиями.

Билет в один конец.

Декабрь 1917 года. Первая мировая война ещё идет. Тысячи французских солдат, выживших в окопах Италии, получают лучший, как им казалось, подарок в жизни - отпуск на Рождество. Они едут домой к семьям, женам и детям.

На станции в Италии скапливается огромная толпа. Людей слишком много, а паровозов не хватает. Военное командование принимает решение сцепить два состава в один.

19 деревянных вагонов, набитых людьми под завязку (982 человека только официально). И всего один паровоз, чтобы тянуть эту махину через крутые альпийские перевалы.

«Я не поведу этот гроб!»

Машинист поезда отказывался ехать. Он был опытным железнодорожником и понимал, что на спуске с горы один локомотив не сможет затормозить такой состав. Тормозная система не была рассчитана на такие нагрузки.

Но это была война. Офицер дал приказ: «Либо ты едешь, либо идешь под трибунал и расстрел». Машинист забрался в кабину, перекрестился и дал гудок. Этот гудок стал прощальным.

Дорога в ад.

Поезд начал спуск к долине Морьен. Сначала всё шло нормально. Но потом вагоны начали всё сильнее подталкивать паровоз, разгоняя его всё быстрее и быстрее.

Паровозные тормоза не справлялись. Колеса высекали снопы искр. Скорость достигла 102 км/ч (при разрешенных 40 км/ч).

На крутом повороте у моста Сауз произошло неизбежное. Деревянные вагоны, набитые людьми, полетели под откос, складываясь в гармошку.

И тут случилось самое страшное. Солдаты везли домой сувениры с войны: боеприпасы и... свечи. Вагоны были деревянными. Вспыхнуло мгновенно. Огромный костер горел сутки. Опознать смогли меньше половины тел.

Почему молчали 100 лет?

Франция была в шоке. Но газеты... промолчали. Шла война, и правительство наложило строжайшую цензуру. Нельзя было допустить паники и падения боевого духа. Катастрофу засекретили. Часть погибших солдат объявили «пропавшими без вести», других - «погибшими в бою».

Правда начала всплывать только спустя годы. Но к тому времени история уже успела обрасти мистическим налётом.

Легенда о паровозном гудке.

Местные жители в долине Морьен до сих пор говорят, что в ночь с 12 на 13 декабря лучше не подходить к железной дороге.

Старики рассказывают, что в ветреную погоду можно услышать нехарактерный для современных электричек звук - тяжелый, надрывный гудок паровоза, скрежет тормозов и лязг сминаемого железа.

Эта история учит нас тому, что у каждой трагедии есть имя и фамилия - того, кто отдал приказ.

Завтра на канале:
Не забудьте подписаться. В понедельник мы расскажем о Человеке-мотыльке. Кто он, монстр или спаситель?

Если тема понравилась, почитайте ещё:
- На Кольцевой линии бесследно исчез состав с пассажирами.

Ваше мнение:
Верите ли вы, что энергия таких страшных событий остается на месте веками?
Пишите в комментариях 👇