Найти в Дзене

Экономика вынуждения

Общеизвестно, что для улучшения условий обслуживания компании предлагают своим клиентам допуслуги за дополнительную цену. Более того, работает целая индустрия на то, чтобы обеспечивать настолько более личное обслуживание, насколько больше у человека денег. Тут весьма интересные примеры про то, как богатые люди готовы платить тысячи и миллионы долларов, чтобы не проходить „унизительные моменты публичной жизни“… (это цитата из статьи) В конечном счёте богатые приобретают „эксклюзивный доступ“ – то, что другим людям недоступно, и за что они готовы платить огромную цену». Для тех, кто меньше всего может сопротивляться условиям – у кого нет информационной подготовки, времени, альтернатив и денег – работает экономика вынуждения. Но даже здесь есть разница между тем, как работает (а) сильный бизнес, верящий в свой продукт и уважающий клиентов, и (б) бизнес, который построен на административном ресурсе, потому что продукт откровенно слабый и клиента нужно насиловать, вынуждая купить допуслуги

Общеизвестно, что для улучшения условий обслуживания компании предлагают своим клиентам допуслуги за дополнительную цену.

Более того, работает целая индустрия на то, чтобы обеспечивать настолько более личное обслуживание, насколько больше у человека денег. Тут весьма интересные примеры про то, как богатые люди готовы платить тысячи и миллионы долларов, чтобы не проходить

„унизительные моменты публичной жизни“… (это цитата из статьи)

В конечном счёте богатые приобретают „эксклюзивный доступ“ – то, что другим людям недоступно, и за что они готовы платить огромную цену».

Для тех, кто меньше всего может сопротивляться условиям – у кого нет информационной подготовки, времени, альтернатив и денег – работает экономика вынуждения. Но даже здесь есть разница между тем, как работает (а) сильный бизнес, верящий в свой продукт и уважающий клиентов, и (б) бизнес, который построен на административном ресурсе, потому что продукт откровенно слабый и клиента нужно насиловать, вынуждая купить допуслуги. Яркими представителями второй категории, на мой взгляд, становятся «Max» и «Победа».

Руководство первого регулярно рапортует о количестве скачиваний и перспективах работы, но общество почему-то товар не берёт. И есть у меня фантазия, что ограничение WhatsApp – это удар по самой уязвимой аудитории, возрастному поколению, которому сложно осваивать новые технологии. И тогда придётся переносить куда-то семейные чаты и общение с родителями.

С «Победой» всё было бы смешно, если бы не было так грустно. Процедуры укладывания своих вещей в калибратор можно избежать только в одном случае: когда ты купил «рюкзак Победы» и летаешь с ним. Даже если у тебя маленькая дамская сумочка, ты должен прошествовать от стойки к калибратору, продемонстрировать, что сумочка помещается в этот огромный для неё ящик, и вернуться обратно. Вроде нет тут унижения, но процесс стрёмный, потому что это затягивает регистрацию, на тебя смотрят множество глаз, и вообще выглядит как форменное издевательство. Но персоналу «сказали», и он делает.

Когда клиенту, желающему более хороших условий обслуживания, предлагают улучшение за дополнительные деньги, это позволяет компаниям и рынку развиваться. Ведь они непрерывно ищут неудовлетворённые потребности и создают всё новые и новые услуги. Но это когда компания чувствует свою силу и способна конкурировать. Совсем другая история у тех, кто конкурировать не привык, чувствует бессилие и ездит исключительно на административном ресурсе.

Системно здесь важно вот что. Когда рынок перестаёт быть пространством выбора и становится пространством принуждения, он теряет способность к развитию. Отключается естественная обратная связь, а бизнес перестаёт понимать, что на самом деле ценно.

Такие рынки внешне выглядят устойчивыми, но живут за счёт постоянного давления. И это давление рано или поздно достигает предела. Там, где людей держат ограничениями, почти неизбежно формируется встречное движение. В какой-то момент система сталкивается с тем, что вынуждение перестаёт работать, а реальная ценность продукта так и не появилась.

#системныйанализ #системныйподход #психология #психолог #бизнеспсихология #психологияуправления #финансы

Автор: Татьяна Иванова, психолог, к.э.н., аналитик организационных и социальных систем, эксперт по групповой динамике и спиральной динамике организаций.

Лекции, семинары: https://www.youtube.com/@psydynamics

ТГ-канал по бизнес-психологии (системный подход): https://t.me/psydynamics

ТГ-канал по психологии жизни, отношений, денег: https://t.me/joincolibri

Сайт: https://psydynamics.ru