Украинские СМИ публикуют подробности переработанной версии так называемого «мирного плана Трампа». По сути, перед нами все те же «28 пунктов», которые обсуждались ранее, однако теперь они разнесены по четырем отдельным документам. Такая структура позволяет Вашингтону обойти ряд возражений Киева, но одновременно создает серьезные риски для интересов России.
Структура «нового плана Трампа»
Новый пакет документов состоит из четырех частей с разными списками подписантов. Первый документ — соглашение между Украиной, Россией, США и Европой, включающее 20 пунктов. Второй — рамочные заверения по безопасности для Украины из 3 пунктов. Третий — обязательства США касательно НАТО из 4 пунктов. Четвертый — соглашение между Россией и США из 12 пунктов.
Зачем понадобилось такое дробление? Ответ прост: чтобы вынести наиболее болезненные для Киева вопросы за скобки основного договора. Теперь Зеленский может подписать «мирное соглашение», формально не отказываясь от курса на НАТО в украинском законодательстве. Бывший депутат Верховной рады Олег Царев, комментируя публикации, заметил:
«Между собой США, Европа и Украина могут обсуждать все, что угодно. Совершенно не факт, что то, что они обсудят, примет Россия. Да и сама информация о том, что Европа вступила в переговоры с США по Украине, нуждается в проверке».
Главная уступка Киеву: вопрос НАТО спрятали в отдельный документ
Самое существенное изменение по сравнению с предыдущей версией — из основного мирного договора исчезло требование к Украине закрепить отказ от вступления в НАТО в своей Конституции и законах. Именно этот пункт категорически отвергал Зеленский. Теперь вопрос о невступлении Украины в НАТО вынесен в отдельное соглашение. Туда же попал пункт о неразмещении иностранных войск на украинской территории.
США таким образом пытаются нейтрализовать аргументы Зеленского о том, что он не сможет провести через Раду конституционные изменения. Новый подход этого уже не требует, а значит, киевскому режиму будет сложнее отказываться от переговоров.
Однако для России такая постановка вопроса несет огромные риски. Если вопросы НАТО и размещения иностранных войск на Украине не входят в основной мирный договор, а становятся лишь его придатками, которые еще и могут оказаться не ратифицированы всеми участниками, то впоследствии их будет крайне просто забросить на дальнюю полку или вовсе отменить. Ведь главный документ ничего подобного не требует.
Территориальный вопрос
Согласно опубликованным данным, подписанты признают «контроль Российской Федерации» над Крымом, Луганской и Донецкой областями. Однако формулировка «признание контроля» вызывает массу вопросов.
Какой именно контроль признается: фактический или юридический? Фактическое признание ничего не значит: эти территории и так находятся под управлением России, их вхождение в состав РФ закреплено в Конституции. Для России важно именно юридическое признание, а его в документе нет.
Кем признается этот контроль: США, ЕС, Украиной? Или всеми сразу? Если требуется юридическое признание от всех сторон, то Украина и ЕС на это просто не пойдут. А признание только от США, хоть и является сильным дипломатическим жестом, несет мало практического смысла без признания остальными.
Обсуждается так называемый «корейский сценарий». Без официального признания сторонами утраты или приобретения территорий. Однако следует напомнить: вхождение новых регионов в состав России уже закреплено в российской Конституции. «Корейский сценарий» для Москвы означал бы шаг назад от уже зафиксированной позиции.
Что касается Запорожской и Херсонской областей, документ предполагает замораживание нынешней линии соприкосновения. При этом Россия, согласно плану, должна покинуть территории за пределами пяти регионов. Это требование полностью игнорирует военные реалии и позицию Москвы.
Компромисс для Зеленского за счет России
В новом документе появилось уточнение о создании «нейтральной демилитаризованной буферной зоны» в Донецкой области размером в 30% территории. Вдоль всей линии прекращения огня, от ДНР до Херсона, предлагается создать демилитаризованную полосу. За ней планируется «более глубокая» зона с запретом на тяжелые вооружения.
Здесь США пытаются создать компромисс для Зеленского, который опасается, что Россия начнет новое наступление после того, как ВСУ покинут хорошо укрепленные районы. Именно для снятия этого аргумента Трамп предлагает аналог корейской демилитаризованной зоны.
Примечательно: в предыдущей версии плана говорилось, что эта зона будет «международно признана как территория, принадлежащая Российской Федерации». В новом документе этот пассаж исчез. Теперь лишь указано, что украинские и российские войска будут размещены за административной границей, которую еще предстоит определить.
Гарантии безопасности: много обещаний, мало обязательств
Украине предлагаются «гарантии безопасности, аналогичные статье 5 НАТО». Формально Киев не вступает в Альянс, но получает от него почти такую же военную защиту, ради которой туда и стремится. Почему почти? Такая формулировка позволит США и НАТО легитимно отказаться от военного участия в конфликте, если тот возобновится. Ведь именно они будут определять меру «длительности и значительности».
Кроме того, эти гарантии, как и вопрос о невступлении в НАТО, планируется оформить отдельным документом. Для него применимы те же риски с невнятным статусом и возможной нератификацией, которые позволят европейцам или американцам впоследствии «позабыть» о взятых обязательствах.
Запорожская АЭС: американский интерес
Отдельного внимания заслуживает пункт о Запорожской атомной электростанции. В новом документе говорится о ее перезапуске уже не под контролем МАГАТЭ, а под управлением нового собственника из Соединенных Штатов.
50% вырабатываемой электроэнергии предполагается передавать Украине. Кому достанутся остальные 50% — документ умалчивает. В предыдущей версии предполагалось, что это будет Россия. Теперь этот пункт исчез. Здесь американские интересы проступают особенно явно. Вашингтон стремится получить контроль над крупнейшей атомной электростанцией Европы, расположенной на подконтрольной России территории.
Российские деньги на восстановление Украины
Администрация Трампа предлагает выделить 100 миллиардов долларов из замороженных российских активов на восстановление Украины. Американские чиновники ведут переговоры с BlackRock и Всемирным банком о создании Украинского фонда развития на 400 миллиардов долларов. Указано, что какие-то инвестиции предусмотрены и для России, однако детали не раскрываются. Очевидно, что этот пункт носит декоративный характер. Основной поток средств планируется направить на Украину.
Вступление в ЕС: обещание без гарантий
Согласно публикациям, Украина должна вступить в ЕС в 2027 году. США обещают договориться с Венгрией, чтобы та сняла свои возражения. Насколько реалистично это обещание — большой вопрос.