Найти в Дзене
Елизавета Исаева

Как дети выбирают «изгоя» в классе - и почему это чаще всего не тот, кого вы ожидаете

Взрослые склонны думать, что объектом травли в школе становятся самые беззащитные: тихие, скромные, плохо одетые или неуспевающие. Кажется логичным, что дети выбирают слабейшего. Но реальная динамика куда сложнее - и порой намного жестче. Детские коллективы работают по своим законам. Там эмоции обострены, рефлексии мало, а желание самоутверждаться - огромное. Поэтому нередко «мишенью» становится вовсе не слабый, а тот, кто чем-то выделяется. Выше прыгает. Умнее отвечает. Красивее одет. Быстрее думает. Именно яркость часто раздражает сверстников сильнее, чем любая слабость. Иногда травля возникает… просто из скуки. Это звучит дико, но дети способны объединяться против одного, чтобы заполнить пустоту, развлечься или почувствовать себя «крутыми». А если к этому добавляется зависть - процесс может перерасти в систематическое давление, вплоть до физической агрессии. Важно понимать: дело не в компьютерных играх или социальных сетях. Такие истории к сожалению были всегда. Главная пробл

Взрослые склонны думать, что объектом травли в школе становятся самые беззащитные: тихие, скромные, плохо одетые или неуспевающие. Кажется логичным, что дети выбирают слабейшего. Но реальная динамика куда сложнее - и порой намного жестче.

Детские коллективы работают по своим законам. Там эмоции обострены, рефлексии мало, а желание самоутверждаться - огромное. Поэтому нередко «мишенью» становится вовсе не слабый, а тот, кто чем-то выделяется.

Выше прыгает. Умнее отвечает. Красивее одет. Быстрее думает.

Именно яркость часто раздражает сверстников сильнее, чем любая слабость.

Иногда травля возникает… просто из скуки. Это звучит дико, но дети способны объединяться против одного, чтобы заполнить пустоту, развлечься или почувствовать себя «крутыми». А если к этому добавляется зависть - процесс может перерасти в систематическое давление, вплоть до физической агрессии.

-2

Важно понимать: дело не в компьютерных играх или социальных сетях. Такие истории к сожалению были всегда.

Главная проблема - отсутствие осознанности.

Многие подростки даже не понимают, что причиняют реальный вред.

И всё же в любой истории есть момент, который определяет дальнейшее развитие событий: первая реакция ребёнка на попытку давления.

Это точка, в которой многое решается. Иногда достаточно одного-единственного ответа, чтобы остановить зарождающуюся травлю. И это не про драки, не про игнорирование и точно не про слёзы.

Правильная реакция - это уверенная, спокойная, чёткая граница, которая говорит: «Со мной так нельзя».

Дети удивительным образом считывают внутренний стержень. Когда видят, что человек не ломается и не боится - интерес к нему как к «мишени» быстро исчезает, даже если обидчик старше или популярнее.

Но важно помнить: ребёнок не обязан справляться с этим в одиночку.

Травля - это всегда сигнал взрослым.

И чем раньше вмешаться, тем выше шанс остановить цепочку боли, которая может тянуться годами.

-3