Мы часто ловим себя на одной и той же ошибке. Смотрим на ребенка и думаем: "Ну, это же просто маленький взрослый". Нам кажется, что если объяснить ему все четко, логично и по-русски, он обязан нас понять.
А потом происходит сбой. Вы ему - аргументы, а он вам - какую-то нелепицу. Вы ему про то, что каша полезная, а он рыдает, потому что "тарелка на него обиделась". Мы начинаем закипать. Нам кажется, что он издевается, вредничает или проявляет характер.
Слушайте, выдыхайте.
Психологи, которые десятилетиями копались в детских головах, пришли к выводу: мозг ребенка до определенного возраста работает на совершенно другой операционной системе. Пытаться загрузить в нее нашу взрослую логику - все равно что пытаться вставить современную флешку в бабушкин граммофон. Не читает.
Чтобы сберечь свои нервы (а они не казенные), полезно узнать, как этот мир выглядит с высоты метра от пола. Вот несколько законов "детской вселенной", которые объясняют, почему с ними так трудно договориться.
Закон №1: Я - центр Вселенной (и вы тоже часть меня)
До 7-8 лет ребенок живет в состоянии, которое умные дяди в халатах называют эгоцентризмом.
Не путайте с эгоизмом. Это не про плохой характер. Это про физическую неспособность мозга встать на место другого человека.
Вспомните песочницу. Сидят двое карапузов, что-то бубнят. Со стороны кажется - беседа. Но исследования показывают, что почти половина таких разговоров - это "коллективный монолог". Каждый вещает о своем, вообще не слушая соседа. Зачем слушать? Ребенок искренне уверен: то, что он думает и чувствует, автоматически известно всем вокруг. У него в голове - прямой эфир на весь мир.
Ему просто не приходит в голову, что ваши мысли могут отличаться от его мыслей.
Именно поэтому малыш может смертельно обидеться, если вы не поняли его сбивчивый рассказ про "ту штуку, которая сделала бум". В его-то голове картинка четкая! А раз он ее видит, значит, и вы должны. Он не объясняет контекст, потому что считает, что вы и так все знаете. Вы же телепат, правда?
Закон №2: Живой стол и слова, которые бьют
Второй "глюк" детского мышления - анимизм. Для ребенка весь мир - живой.
Солнце светит не из-за термоядерных реакций, а потому что оно "хочет нас погреть". Камень лежит на дороге, потому что он устал и прилег. А стул, об который малыш ударился мизинцем - "плохой" и злой, он сделал это специально!
И это касается не только предметов. Слова для них тоже материальны. Для ребенка слово и предмет, который оно обозначает, склеены намертво суперклеем. Имя человека - это такая же часть тела, как нога или ухо. Нельзя просто так взять и поменять имя.
Был такой эксперимент. Десятилетнего (казалось бы, большой уже!) мальчика спросили: "Могут ли слова иметь физическую силу?". Он ответил: "Да". Привел пример слово "бокс". Потом, правда, поправился: "Ой, нет, это действие бьет". Но даже в 10 лет ему пришлось напрячься, чтобы разделить слово и удар.
А дети помладше реально верят: если мы договоримся называть солнце луной, то днем на улице станет темно. Магия вне Хогвартса )))
Закон №3: Парадокс брата (мой любимый)
Вот тут детская логика ломается окончательно, а взрослые обычно выпадают в осадок. Есть простой тест на родственные связи.
Представьте семью. Два брата, Ваня и Петя.
Вы подходите к Ване (ему лет 8-9) и спрашиваете:
- Ваня, у тебя есть брат?
- Да, - говорит Ваня. - Петя.
- Отлично. А у Пети есть брат?
И тут система зависает. Ваня, скорее всего, ответит: "Нет".
Почему?!
Потому что для правильного ответа ("Да, у Пети есть брат, и это я") Ване нужно совершить сложнейший трюк: мысленно вылезти из своего тела, встать на место Пети и посмотреть на самого себя (Ваню) со стороны.
До 10-11 лет этот логический кульбит для мозга почти невозможен. Ребенок не может увидеть себя как объект чьих-то отношений. Он - субъект. Он - точка отсчета. Он камера, которая снимает кино, и эта камера не может снять саму себя.
Когда же они наконец "поумнеют"?
Родителям всегда хочется, чтобы ребенок побыстрее стал адекватным. Но природа никуда не спешит.
Примерно с 7-8 лет, когда дети начинают сбиваться в стаи и активно спорить друг с другом, лед трогается. Именно в спорах со сверстниками (а не когда вы читаете ему нотации на кухне!) ребенок впервые понимает: "Ого, а Петька-то думает по-другому!". Ему приходится учиться доказывать и объяснять.
Но настоящая, скучная взрослая логика - с гипотезами, абстракциями и анализом - подвозится только к 11-12 годам. Только тогда ребенок начинает думать так, как мы привыкли.
Что с этим делать?
Главный вывод простой: перестаньте требовать от кота, чтобы он лаял.
- Когда ребенок говорит, что луна бежит за ним по улице - он не врет. Он так видит.
- Когда он не делится игрушкой - он не жадный монстр. Он просто физически не может почувствовать желание другого ребенка.
- Когда он путается в элементарных вещах - он не глупый. Он просто еще растет.
Понимание того, что ваш ребенок живет в мире магии, живых стульев и собственной исключительности, помогает относиться к его истерикам с философским дзеном.
В конце концов, это волшебное время пролетает мгновенно. Скоро на смену ему придет сухая логика, физика и ЕГЭ. Так что наслаждайтесь моментом, пока стол еще живой, а солнце встает лично для вас каждый день.