Здравствуйте, дорогие читатели.
Есть голоса, которые вплетены в саму ткань нашей жизни. Голоса из детства, из любимых фильмов, которые мы знаем наизусть, даже не всегда задумываясь, кому они принадлежат. Вот скажите, кто из нас не подпевал, глядя на Наталью Селезнёву в «Иване Васильевиче...»: «Звенит январская вьюга, и ливни хлещут упруго...»?
Этот хрустальный, чистый голос принадлежит певице Нине Бродской. И сегодня, когда я узнал её историю, мне стало горько и стыдно. Горько за то, как несправедливо обошлись с огромным талантом, и стыдно за то, что мы так мало знаем о судьбе человека, подарившего нам столько радости.
Девочка, которая пела гимн СССР без ошибок
Талант Нины Бродской был из тех, что называют «от бога». Дочь музыканта, она в три года без единой ошибки мурлыкала гимн Советского Союза. В семь лет на прослушивании поразила комиссию, идеально повторив сложнейшие аккорды. Казалось, её ждёт блестящее будущее.
И оно началось. В 16 лет её, совсем ещё девчонку, заметил знаменитый Эдди Рознер и взял в свой оркестр. Первый же концерт в Ереване — и оглушительный успех. Наутро газетчики, развозя свежие номера, насвистывали её «Тум-балалайку».
Потом была песня «Любовь — кольцо» для фильма «Женщины», которая зазвучала из каждой форточки. Правда, на пластинке её записала другая, более предприимчивая певица. Но народ не обманешь. Покупатели возвращали пластинки в магазины с криком: «Безобразие! Это не та, что в кино!». Вот она, настоящая народная любовь.
Зависть коллег и любовь под дождём
Но где большой талант, там всегда и большая зависть. Юную конкурентку сразу невзлюбила тогдашняя солистка оркестра Рознера, Лариса Мондрус. Как вспоминала сама Бродская, та откровенно называла её «толстой, кривой и страшной». Классика закулисных интриг, не правда ли?
Были и обиды. Когда Бродская, уже став популярной, не смогла поехать на гастроли с Рознером, тот рассвирепел. Конферансье Борис Брунов, с которым она работала, тоже обиделся и тут же нашёл ей замену. Шоу-бизнес, даже советский, — это змеиный клубок, где не прощают ни успеха, ни ошибок.
Но в этой череде интриг и обид была и настоящая, красивая любовь. После одного из скандальных концертов её утешал тромбонист Владимир Богданов. Они гуляли под дождём, и Нина, сев на ступеньки Дворца бракосочетаний, сама спросила его, не хочет ли он на ней жениться. Красавец-музыкант, конечно, согласился. Вот так, просто и по-настояшему.
«Чёрный список» Лапина: как убивали талант
Казалось, всё складывается. Счастливый брак, рождение сына, работа в лучших коллективах страны. И, конечно, главный хит — та самая «Январская вьюга», записанная для комедии Гайдая. Голос Бродской звучал в «Приключениях Буратино», она успешно гастролировала за границей. Но тучи уже сгущались.
В 1971 году на пост главы Гостелерадио пришёл Сергей Лапин. Человек, чьё имя для многих артистов того времени стало синонимом творческой смерти. О его «чёрных списках» ходили легенды. Лапин, обладая своими, весьма специфическими представлениями о том, как должна выглядеть советская эстрада, начал настоящую «чистку». Под каток его нелюбви попали Вадим Мулерман, Лариса Мондрус и многие другие.
И Нина Бродская. Её просто перестали пускать на радио и телевидение. Без объяснения причин. Сначала пошли слухи, что она собирается эмигрировать в Израиль. Потом её просто вычеркнули из всех эфиров. Для артиста это равносильно смертному приговору.
Вместо финала: «Передо мной закрылись все двери»
«Передо мной закрылись все двери, а у нас растет сын», — с горечью сказала она однажды мужу. И они приняли тяжелейшее решение. В 1979 году Нина Бродская, её муж Владимир и их сын Максим уехали в США.
Там было непросто. Муж работал в такси, Нина гастролировала по русским общинам, но зрителей становилось всё меньше. Она начала писать свои песни, издавать книги. Она выжила, не сломалась. Позже, в 90-е, она начала прилетать в Россию, и зрители, которые помнили и любили её голос, встречали её тепло.
Но каждый раз, когда я слышу «Звенит январская вьюга», мне становится немного грустно. Я думаю о том, сколько ещё прекрасных песен могла бы подарить нам эта удивительная певица, если бы не воля одного чиновника. Её история — это горькое напоминание о том, как легко можно сломать судьбу таланта, но как невозможно убить настоящую народную любовь.
А вы помните голос Нины Бродской? И как вы думаете, справедливо ли, что судьба артиста может зависеть от каприза одного человека у власти?
Очень жду ваших мнений.
Удачи вам, и до встречи!
С уважением, Дмитрий.
Если вам понравилось, подпишитесь, пожалуйста, на канал и прочтите также мои прошлые лучшие статьи: