Уже несколько десятилетий Мэрилин Монро пользуется особой популярностью в Японии. В салонах красоты Страны восходящего солнца по-прежнему востребован «образ Мэрилин»: платиновые локоны, красные губы и кошачий макияж.
Книги с ее биографией регулярно переиздаются на японском языке, а в буддийских храмах можно встретить священников, возносящих молитвы, за упокоение ее души. Модные бренды выпускают коллекции косметики и аксессуаров с ее портретами, а на косплей-фестивалях ее костюм остается одним из самых популярных. Это явление выходит за рамки обычного интереса к голливудской актрисе и имеет несколько культурных и исторических причин.
Во-первых, после поражения во Второй мировой войне в Японию начала проникать американская культура. Мэрилин Монро при этом ассоциировалась со свободой и «американской» мечтой, воплощая надежду на экономическое возрождение.
Во-вторых, образ Мэрилин Монро резонирует с японским представлением красоты: безупречная внешность, сочетание хрупкости и силы, театральность близкая к эстетике аниме.
В-третьих, в Японии произошла мифологизация личности Мэрилин Монро. Ее жизнь японцами интерпретируется как сказка о Золушке с печальным финалом, а ее трагическая гибель в 1962 году навсегда закрепила за ней статус «вечной иконы красоты». Кроме того, в японском кино того времени не было звезд с подобным амплуа – уникальным сочетанием комедийного таланта, сексу@льности и уязвимости, что сделало образ Мэрилин Монро уникальным для местной аудитории.
Вот почему многие японские художники часто обращались к образу Мэрилин Монро в своих работах. Не стал исключением и Хадзимэ Сораяма, известный своими гиперреалистичными изображениями женщин-роботов ($exy robots).
Хадзимэ Сораяма родился в 1947 году в городе Имабари. Город расположен на остове Сикоку и известен тем, что его древний замок окружен рвом с живыми акулами.
Отец Сораямы был плотником, но мальчик больше предпочитал металл дереву. Рядом с их домом находилась небольшая безымянная фабрика, мимо которой он проходил по дороге в школу. Возвращаясь домой, Сораяма непременно заходил в нее, чтобы понаблюдать, как при обработке металла стружки, закручиваясь в спиральных витках, извивались подобно живым существам.
В школе Сораяму больше всего увлекало рисование. В те годы мальчика еще не интересовали женщины, поэтому он рисовал чернилами корабли и самолеты.
После окончания школы Сораяма в 1965 году поступил в христианский университет Сикоку Гакуин, где изучал греческую и английскую литературу. На втором курсе он начал издавать журнал «Pink Journal» («Розовый журнал»), высмеивающий профессоров.
Журнал подвергся жесткой критике со стороны преподавателей за чрезмерную откровенность изображений, и был заклеймен как «вульгарное сочетание западной разнузданности и японского колорита». Хадзимэ был вынужден бросить университет. Осознавая свою тягу к рисованию, он записался в художественную школу Тюо, в которую принимали всех желающих без прохождения теста. Спустя год Сораяма уже работал иллюстратором в рекламном агентстве.
В 1978 году художник нарисовал своего первого работа для друга – дизайнера Хара Коичи. Дизайнер трудился над рекламным плакатом для компании Suntory, занимающейся пивоварением и производством алкогольных напитков. Хара хотел изобразить на плакате робота C-3PO из «Звездных войн», но из-за проблемы с оплатой авторских прав не мог этого сделать. Коичи попросил Сораяму нарисовать замену C-3PO, и тот нарисовал робота.
Вскоре гиперреалистичный стиль Сораямы привлек внимание как глянцевых журналов, так и представителей киноиндустрии. Работы художника обгоняли время, в них он предвидел многое из того, что сейчас происходит в мире андроидов и геноидов (андроидов с подчеркнуто женской внешностью). Впрочем, сам художник утверждает, что не рисует роботов.
«Я рисую существо, облаченное в металлическую оболочку, – признался Сораяма в интервью журналу «The Talks». – Рисую фантастическое изображение металла с эластичной кожей, как у нас. Как будут интерпретированы мои работы, решать всем остальным, поэтому их можно искажать как угодно. У меня самого нет ответа! Я оставлю это на воображение критика».
За почти полвека работы в области иллюстрации Сораяма сотрудничал с широчайшим кругом заказчиков: от Джорджа Лукаса до журнала «Plаyboy». Его картины оказали влияние на развитие киберпанк-культуры и дизайн персонажей в компьютерных играх и научно-фантастических фильмах.
В 1983 году Сораяма опубликовал свою первую книгу «С@ксуальный робот», которая принесла ему мировую известность, а в 1999 году по его рисунку компания Sony изготовила роботизированную собаку AIBO.
Собака реагировала на прикосновения и звуки, распознавала предметы и выражала эмоции глазами и хвостом. Многие владельцы настолько привязались к своим электронным друзьям, что плакали, когда AIBO переставали работать.
В следующем году художник нарисовал обложку для альбома рок-группы Aerosmith «Just Push Play» с изображением Мэрилин Монро из фильма «Зуд седьмого года» (1955 год). Это изображение кинозвезды получило название «робо‑Монро».
В 2015 году Сораяма создал культовую серию полотен с изображением Мэрилин Монро. Свои работы он сопроводил цитатой: «Актриса не машина, но относятся к тебе, как к машине».
Мэрилин Монро на фоне американского бомбардировщика B-25 «Митчелл», который использовался во Второй мировой войне, в том числе в боях против Японии:
Последний раз B-25 поднялся в небо тринадцатого августа 2004 года во время авиашоу «Легенды авиации». За штурвалом находился восьмидесятичетырехлетний советский военный летчик, Герой Советского Союза, бывший заместитель Главнокомандующего ВВС СССР, генерал-полковник авиации Василий Решетников. Примечательно, что самолет прилетел в Монино из Австрии.
Не забыл художник и про Мэрилин в знаменитом «летящем платье».
Из-за содержания рисунков, более восьмидесяти процентов работ Сораямы запрещены к публикации в социальных сетях, однако, некоторые все же проскальзывают, вызывая переполох.
Мэрилин Монро в «золотом платье» из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953). Культовое платье из цельного отреза золотистого ламе с плиссировкой, напоминающей расходящиеся лучи, создано художником по костюмам киностудии «20th Century Fox» Уильямом Травиллой. Платье сшивали прямо на актрисе – настолько облегающим оно было.
Американские цензоры посчитали декольте платья слишком вызывающим, поэтому в фильме его можно увидеть лишь несколько секунд (и то со спины) в сцене танца Монро с Чарльзом Коберном. В фильме Коберн исполнял роль Фрэнсиса «Пигги» Бикмана. Во второй раз Мэрилин вышла в этом платье на церемонию «Photoplay Magazine Awards», где была удостоена звания «Лучшая актриса».
В 1954 году в этом платье уже красовалась актриса Бетти Грейбл на съемках телевизионного шоу «Звездный дождь», и в том же году оно оказалось у Мэрилин Максвелл, которая надела «золотое платье» на свое шоу в одном из ночных клубов Лас-Вегаса.
Что вы чувствуете, рассматривая работы Сораямы с Мэрилин Монро в образе бездушной машины?
Не возникает ли у вас ощущения, что мы теряем человечность, превращая нашу память в технологию? Где воспоминания об актрисе – всего лишь застывшая в металле улыбка, лишенная былой теплоты.
Мэрилин Монро в эпицентре скандала
Благодарю за лайк и подписку!
© 12.12.2025г.