Найти в Дзене

Мэрилин Монро - звезда Японии

Уже несколько десятилетий Мэрилин Монро пользуется особой популярностью в Японии. В салонах красоты Страны восходящего солнца по-прежнему востребован «образ Мэрилин»: платиновые локоны, красные губы и кошачий макияж. Книги с ее биографией регулярно переиздаются на японском языке, а в буддийских храмах можно встретить священников, возносящих молитвы, за упокоение ее души. Модные бренды выпускают коллекции косметики и аксессуаров с ее портретами, а на косплей-фестивалях ее костюм остается одним из самых популярных. Это явление выходит за рамки обычного интереса к голливудской актрисе и имеет несколько культурных и исторических причин. Во-первых, после поражения во Второй мировой войне в Японию начала проникать американская культура. Мэрилин Монро при этом ассоциировалась со свободой и «американской» мечтой, воплощая надежду на экономическое возрождение. Настоятель буддийского храма Дайкити Терауч возносит молитвы, чтобы утешить душу Мэрилин Монро. 05.08.1973. Во-вторых, образ Мэрилин Мо

Уже несколько десятилетий Мэрилин Монро пользуется особой популярностью в Японии. В салонах красоты Страны восходящего солнца по-прежнему востребован «образ Мэрилин»: платиновые локоны, красные губы и кошачий макияж.

Книги с ее биографией регулярно переиздаются на японском языке, а в буддийских храмах можно встретить священников, возносящих молитвы, за упокоение ее души. Модные бренды выпускают коллекции косметики и аксессуаров с ее портретами, а на косплей-фестивалях ее костюм остается одним из самых популярных. Это явление выходит за рамки обычного интереса к голливудской актрисе и имеет несколько культурных и исторических причин.

Во-первых, после поражения во Второй мировой войне в Японию начала проникать американская культура. Мэрилин Монро при этом ассоциировалась со свободой и «американской» мечтой, воплощая надежду на экономическое возрождение.

Настоятель буддийского храма Дайкити Терауч возносит молитвы, чтобы утешить душу Мэрилин Монро. 05.08.1973.
Настоятель буддийского храма Дайкити Терауч возносит молитвы, чтобы утешить душу Мэрилин Монро. 05.08.1973.

Во-вторых, образ Мэрилин Монро резонирует с японским представлением красоты: безупречная внешность, сочетание хрупкости и силы, театральность близкая к эстетике аниме.

В-третьих, в Японии произошла мифологизация личности Мэрилин Монро. Ее жизнь японцами интерпретируется как сказка о Золушке с печальным финалом, а ее трагическая гибель в 1962 году навсегда закрепила за ней статус «вечной иконы красоты». Кроме того, в японском кино того времени не было звезд с подобным амплуа – уникальным сочетанием комедийного таланта, сексу@льности и уязвимости, что сделало образ Мэрилин Монро уникальным для местной аудитории.

Мэрилин Монро в Японии. Февраль 1954 года.
Мэрилин Монро в Японии. Февраль 1954 года.

Вот почему многие японские художники часто обращались к образу Мэрилин Монро в своих работах. Не стал исключением и Хадзимэ Сораяма, известный своими гиперреалистичными изображениями женщин-роботов ($exy robots).

Хадзимэ Сораяма родился в 1947 году в городе Имабари. Город расположен на остове Сикоку и известен тем, что его древний замок окружен рвом с живыми акулами.

Отец Сораямы был плотником, но мальчик больше предпочитал металл дереву. Рядом с их домом находилась небольшая безымянная фабрика, мимо которой он проходил по дороге в школу. Возвращаясь домой, Сораяма непременно заходил в нее, чтобы понаблюдать, как при обработке металла стружки, закручиваясь в спиральных витках, извивались подобно живым существам.

В школе Сораяму больше всего увлекало рисование. В те годы мальчика еще не интересовали женщины, поэтому он рисовал чернилами корабли и самолеты.

Мэрилин Монро на красном диване. Художник Хадзимэ Сораяма.
Мэрилин Монро на красном диване. Художник Хадзимэ Сораяма.

После окончания школы Сораяма в 1965 году поступил в христианский университет Сикоку Гакуин, где изучал греческую и английскую литературу. На втором курсе он начал издавать журнал «Pink Journal» («Розовый журнал»), высмеивающий профессоров.

Журнал подвергся жесткой критике со стороны преподавателей за чрезмерную откровенность изображений, и был заклеймен как «вульгарное сочетание западной разнузданности и японского колорита». Хадзимэ был вынужден бросить университет. Осознавая свою тягу к рисованию, он записался в художественную школу Тюо, в которую принимали всех желающих без прохождения теста. Спустя год Сораяма уже работал иллюстратором в рекламном агентстве.

В 1978 году художник нарисовал своего первого работа для друга – дизайнера Хара Коичи. Дизайнер трудился над рекламным плакатом для компании Suntory, занимающейся пивоварением и производством алкогольных напитков. Хара хотел изобразить на плакате робота C-3PO из «Звездных войн», но из-за проблемы с оплатой авторских прав не мог этого сделать. Коичи попросил Сораяму нарисовать замену C-3PO, и тот нарисовал робота.

Вскоре гиперреалистичный стиль Сораямы привлек внимание как глянцевых журналов, так и представителей киноиндустрии. Работы художника обгоняли время, в них он предвидел многое из того, что сейчас происходит в мире андроидов и геноидов (андроидов с подчеркнуто женской внешностью). Впрочем, сам художник утверждает, что не рисует роботов.

«Я рисую существо, облаченное в металлическую оболочку, – признался Сораяма в интервью журналу «The Talks». – Рисую фантастическое изображение металла с эластичной кожей, как у нас. Как будут интерпретированы мои работы, решать всем остальным, поэтому их можно искажать как угодно. У меня самого нет ответа! Я оставлю это на воображение критика».

Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма.
Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма.

За почти полвека работы в области иллюстрации Сораяма сотрудничал с широчайшим кругом заказчиков: от Джорджа Лукаса до журнала «Plаyboy». Его картины оказали влияние на развитие киберпанк-культуры и дизайн персонажей в компьютерных играх и научно-фантастических фильмах.

В 1983 году Сораяма опубликовал свою первую книгу «С@ксуальный робот», которая принесла ему мировую известность, а в 1999 году по его рисунку компания Sony изготовила роботизированную собаку AIBO.

Робот-собака AIBO, созданный по рисунку Хадзимэ Сораяма.
Робот-собака AIBO, созданный по рисунку Хадзимэ Сораяма.

Собака реагировала на прикосновения и звуки, распознавала предметы и выражала эмоции глазами и хвостом. Многие владельцы настолько привязались к своим электронным друзьям, что плакали, когда AIBO переставали работать.

В следующем году художник нарисовал обложку для альбома рок-группы Aerosmith «Just Push Play» с изображением Мэрилин Монро из фильма «Зуд седьмого года» (1955 год). Это изображение кинозвезды получило название «робо‑Монро».

Робо-Монро на обложке альбома «Just Push Play». Художник Хадзимэ Сораяма, 2000 год.
Робо-Монро на обложке альбома «Just Push Play». Художник Хадзимэ Сораяма, 2000 год.

В 2015 году Сораяма создал культовую серию полотен с изображением Мэрилин Монро. Свои работы он сопроводил цитатой: «Актриса не машина, но относятся к тебе, как к машине».

Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год.
Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год.

Мэрилин Монро на фоне американского бомбардировщика B-25 «Митчелл», который использовался во Второй мировой войне, в том числе в боях против Японии:

Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год.
Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год.

Последний раз B-25 поднялся в небо тринадцатого августа 2004 года во время авиашоу «Легенды авиации». За штурвалом находился восьмидесятичетырехлетний советский военный летчик, Герой Советского Союза, бывший заместитель Главнокомандующего ВВС СССР, генерал-полковник авиации Василий Решетников. Примечательно, что самолет прилетел в Монино из Австрии.

Не забыл художник и про Мэрилин в знаменитом «летящем платье».

Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год.
Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год.

Из-за содержания рисунков, более восьмидесяти процентов работ Сораямы запрещены к публикации в социальных сетях, однако, некоторые все же проскальзывают, вызывая переполох.

Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год.
Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год.

Мэрилин Монро в «золотом платье» из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953). Культовое платье из цельного отреза золотистого ламе с плиссировкой, напоминающей расходящиеся лучи, создано художником по костюмам киностудии «20th Century Fox» Уильямом Травиллой. Платье сшивали прямо на актрисе – настолько облегающим оно было.

Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год. Листаем >
Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год. Листаем >

Американские цензоры посчитали декольте платья слишком вызывающим, поэтому в фильме его можно увидеть лишь несколько секунд (и то со спины) в сцене танца Монро с Чарльзом Коберном. В фильме Коберн исполнял роль Фрэнсиса «Пигги» Бикмана. Во второй раз Мэрилин вышла в этом платье на церемонию «Photoplay Magazine Awards», где была удостоена звания «Лучшая актриса».

Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год.
Мэрилин Монро. Художник Хадзимэ Сораяма. 2015 год.

В 1954 году в этом платье уже красовалась актриса Бетти Грейбл на съемках телевизионного шоу «Звездный дождь», и в том же году оно оказалось у Мэрилин Максвелл, которая надела «золотое платье» на свое шоу в одном из ночных клубов Лас-Вегаса.

Что вы чувствуете, рассматривая работы Сораямы с Мэрилин Монро в образе бездушной машины?

Не возникает ли у вас ощущения, что мы теряем человечность, превращая нашу память в технологию? Где воспоминания об актрисе – всего лишь застывшая в металле улыбка, лишенная былой теплоты.

Мэрилин Монро в эпицентре скандала

Благодарю за лайк и подписку!

© 12.12.2025г.