В марте 1952 года разразился первый скандал, связанный с именем Мэрилин Монро. Специальный корреспондент «United Press» в Голливуде Элин Мосби наткнулась на настенный календарь с фотографиями обн@женных девушек.
Присмотревшись, она пришла в шок: на одной из фотографий была изображена юная старлетка Мэрилин Монро.
К тому времени Мэрилин еще не была звездой Голливуда, но уже исполнила небольшие роли в фильмах, получивших самые высокие оценки кинокритиков. Криминальная драма «Асфальтовые джунгли» была номинирована на премию «Оскар», а драматический фильм «Все о Еве» получил шесть премий «Оскар», «Золотой глобус» за лучший сценарий, главную кинопремию Дании «Бодил» за лучший американский фильм и множество других наград.
В начале тридцатых годов в американском обществе сложилось мнение, что участившиеся скандалы с актерами были напрямую связаны с содержанием голливудских фильмов. Это привело к тому, что в 1921 году тридцать семь штатов законодательно запретили прокат более ста голливудских кинолент. На этом поборники морали не остановились. В 1933 году американскими епископами католической церкви, при одобрении Ватикана, был создан Легион благочестия, в задачи которого входила борьба за более качественные и нравственные фильмы.
Руководители Легиона создали собственную систему рейтингов кинолент и призывали к бойкоту кинофильмов, которые считали оскорбительными для верующих. Чтобы донести до своих сторонников информацию о фильмах, не рекомендуемых к просмотру, Легион издавал специальные брошюры и листовки.
Столкнувшись с перспективой полного запрета на прокат фильмов, киностудии Голливуда решили выработать свод собственных этических правил, которые должны были соблюдаться в процессе изготовления кинолент. Этот свод правил был назван «Кодексом производства фильмов». В соответствии с Кодексом в фильмах запрещалось использование экспрессивных выражений, сцен страсти и супружеской измены, а также изображение служителей веры в качестве преступников. Кроме того, сами преступники не должны были вызывать у зрителей сочувствия и понимания.
Время, отведенное для поцелуев на экране, было строго лимитировано, а при исполнении любовных сцен женщина обязана была, как минимум, одной ногой оставаться на полу.
При съемках финальной сцены фильма «Унесенные ветром» столкнулись с ситуацией, когда один из главных персонажей, Ретт Батлер, произносит свою знаменитую фразу: «Честно говоря, дорогая, мне плeвαть». Между тем, слово «плeвαть» было запрещено Кодексом и режиссеру предложили заменить его на «мое безразличие безгранично». Только после долгих переговоров с Администрацией производственного кодекса (РСА) продюсеру Дэвиду Селзнику удалось отстоять оригинальную формулировку из книги.
Появление в таких условиях откровенных фотографий актрисы могло не только подорвать репутацию Мэрилин Монро, но и навсегда погубить ее карьеру. Поэтому и в настоящее время не утихают споры относительно появления скандальных фотографий, сделанных за два года до их публикации в календаре.
Пересказывая события семидесятилетней давности, «биографы» Монро то придают им оттенок романтической истории, то представляют их как одно из доказательств существования теории заговора, направленного против актрисы.
Между тем, поклонники Мэрилин имеют право знать все обстоятельства этой истории.
На новогодней вечеринке, устроенной «Spiegel Productions» тридцать первого декабря 1948 года, Мэрилин Монро делится с Джонни Хайдом своими надеждами стать кинозвездой.
«Он даже не улыбнулся, – вспоминала позже Мэрилин. – Он увлеченно выслушал меня и сказал: "Конечно, ты можешь стать актрисой!" Он был первым человеком, который отнесся к моему актерству достаточно серьезно, и я буду всегда бесконечно благодарна ему за это».
Пятидесятитрехлетний Джонни не производил впечатления красавца: худощавый, лысоватый мужчина ростом около полутора метров, с короткой шеей и узко посаженными глазами. Кроме того, у него был болезненный вид из-за проблем с сердцем, и ему приходилось еженедельно посещать кардиолога.
Вместе с этим он был одним из самых влиятельных агентов в Голливуде и обладал неукротимой энергией, когда речь заходила о работе. Джонни жил шоу-бизнесом и ни перед чем не останавливался, чтобы добиться своей цели.
После нескольких танцев и непродолжительной беседы Хайди предлагает Мэрилин провести вместе зимние каникулы, и они отправляются в Палм-Спрингс. Этот тихий курортный городок, расположившийся в долине Коачелла, привлекал не только голливудских знаменитостей, но и чикагских гангстеров. Палм-Спрингс считался нейтральной зоной, где мафиози могли расслабиться, поправить здоровье и подсчитать свои деньги, не беспокоясь о том, что их прикончαт. Уже в поездке Джонни начал размышлять о карьере Монро.
«В моих силах сделать тебя звездой, – говорил он Мэрилин. – И я не имею в виду обычную работу по контракту. Звездой!»
Вернувшись в Лос-Анджелес, Хайд выкупил у Гарри Липтона контракт Монро и стал ее импресарио. В феврале ему удалось найти для нее небольшую роль в малобюджетной музыкальной комедии Дэвида Миллера «Счастливая любовь». В основе сюжета лежит забавная история по поиску бриллиантового ожерелья, спрятанного в обычной консервной банке, случайно украденной магазинным воришкой.
Двадцатисекундную эпизодическую роль Монро исполнила с присущим исключительно только ей очарованием. За день съемок Мэрилин выплатили 500 долларов, и еще 300 долларов она получила за позирование для рекламных фотографий. Одновременно продюсер фильма Лестер Коуэн заключил с Монро контракт, в соответствии с которым актриса должна была летом поехать в турне по стране для продвижения кинокартины. Контракт предусматривал вознаграждение в размере ста долларов в неделю плюс оплату чеков на новые наряды.
До начала турне оставалось еще немало времени, а Мэрилин снова оказалась без денег. Пытаясь найти хоть какую-то работу, она решила обратиться к фотографу Тому Келли, снимавшему голливудских знаменитостей для журналов и рекламы. Одев белую блузку с глубоким декольте, красные туфли на высоких каблуках и облегающую красную юбку, Монро в начале мая отправилась к нему в студию на Сьюард-стрит, 736.
Келли предложил Мэрилин сняться в бикини вместо заболевшей модели для постера, рекламирующего пиво «Пабст». Актриса согласилась и, заработав за съемку несколько долларов, уехала домой.
Спустя две недели, двадцать пятого мая, Том позвонил Монро и предложил ей сфотографироваться в обн@женном виде для настенного календаря, издательством которого занимался чикагский бизнесмен Джон Баумгарт. За съемку Келли был готов заплатить актрисе пятьдесят долларов.
Как я уже отмечал раньше, это была не первая открoвенная фотоссесия Мэрилин. Еще будучи Нормой Джин, она снималась «т0плес» и не только, у фотографов Андре де Дьенеса и Эрл Морана.
Однако сейчас Монро уже была не фотомоделью, и актриса опасалась, что открoвенная фотосессия может повредить ее карьере. Вначале Мэрилин отказалась, но спустя пару дней она передумала и позвонила Тому. Актриса согласилась позировать для календаря при соблюдении несколько условий: во-первых, она будет сниматься под псевдонимом; во-вторых, съемка должна проходить в присутствии жены Келли; в-третьих, Том должен будет заретушировать фотографии так, чтобы Монро стала неузнаваема.
Вечером двадцать седьмого мая 1949 года Монро приехала в фотостудию. Мэрилин намеревалась сниматься в гриме, но Том заметил, что актриса не настолько популярна, чтобы ей стоило так беспокоиться. Монро согласилась.
Подписывая контракт, согласно которому все права на ее изображения переходили к Келли, актриса изменила свой почерк и вывела имя «Мона Монри». Фотосессия продолжалась почти два часа, в течение которых Келли сделал больше двух десятков снимков Монро. Получив свои пятьдесят долларов, актриса уехала.
Фотографии Мэрилин пролежали у Тома Кейли больше года, пока к нему не обратились из «Western Lithograph» с вопросом о наличии снимков обн@женных натур. Том продал им за двести пятьдесят долларов фотографию Мэрилин, известную как «Золотые грезы», а второе фото и права на изображения актрисы за пятьсот долларов приобрел Джон Баумгарт.
После того как Мосби увидела в календаре фотографию Мэрилин, она немедленно позвонила в «20th Century Fox», не на шутку переполошив все руководство киностудии.
Никто не знал, как лучше поступить. Самые осторожные предлагали разорвать контракт с Мэрилин и приостановить съемки фильма «Стычка в ночи», в котором актриса играла наивную девушку из рыбацкого городка. Другие же настаивали на необходимости сделать официальное заявление, что фотография Монро в календаре является грубой подделкой, а сама актриса никогда не снималась у Тома Келли.
Мэрилин выбрала третий вариант. Актриса решила рассказать общественности правду, объяснив, что это был вынужденный шаг, на который она пошла, испытывая крайние финансовые трудности.
13 марта 1952 года в «United Press» вышла статья Элин Мосби следующего содержания:
«HOLLYWOOD, March 13 (U.P.) – A photograph of a beautiful nude blond on a 1952 calendar is hanging in garages and barbershops all over the nation today.
13 марта. Фотография красивой обн@женной блондинки из календаря 1952 года сегодня висит в гаражах и парикмахерских по всей стране. Мэрилин Монро сегодня призналась, что красавица – это она. Три года назад она позировала, растянувшись на мятом красном бархате, для художественной фотографии, потому что была на мели и нуждалась в деньгах.
«О, календарь висит в гаражах по всему городу, – сказала Мэрилин. – Зачем отрицать? Его можно достать где угодно. К тому же, мне этого не стыдно. Я ничего плохого не сделала».
Теперь прекрасная блондинка каждую неделю получает солидный гонорар от студии «20th Century Fox». Ее назвали самой сенсационной девушкой в свитере со времен Ланы Тернер (о ней я рассказывал в статье "Мэрилин Монро в Голливуде").
Она (Мэрилин) живет в дорогом гостиничном номере и обедает в Romanoff's. Но в 1949 году она была всего лишь еще одной испуганной молодой блондинкой, которая пыталась обрести славу в волшебном городе. В детстве она жила в голливудском приюте. Ее пинали между двенадцатью приемными родителями, прежде чем ей исполнилось шестнадцать лет. После неудачного брака она переехала в знаменитый голливудский Studio Club, дом подающих надежды актрис.
«Я просрочила оплату аренды на неделю, – пояснила Мэрилин. – Мне нужны были деньги. Фотограф Том Келли просил меня позировать, но я никогда раньше этого не делала... (тут Мэрилин слукавила - Д.А.).
На этот раз я позвонила ему и сказала, что сделаю это как можно скорее, чтобы поскорее все закончить. Там была его жена. Они оба очень милые. Мы сделали две позы, одну стоя с повернутой в профиль головой, а другую лежа на красном бархате. Том не думал, что кто-то меня узнает. Тогда у меня были длинные волосы. Но когда вышла фотография, меня узнали все. Я бы никогда этого не сделала, если бы знала, что в Голливуде все так быстро изменится для меня. Мне сказали, что я должна отрицать, что позировала. Но я предпочитаю быть честной… Я получила много писем от поклонников по этому поводу. Мужчинам понравилась фотография, и они хотят копии».
Со статьей вы можете ознакомиться на официальном портале «United Press».
Думаю, что данное интервью с Мэрилин, опубликованное в авторитетном издании, полностью развеивает сомнения относительно того, нуждалась ли актриса в денежных средствах, стремилась ли она таким образом выразить благодарность Тому Келли за оказанную ранее услугу и были ли у представителей «Глубинного государства» намерения разрушить карьеру восходящей звезды Голливуда
Согласившись на интервью, Мэрилин оказалась совершенно права. Вместо осуждения публика откликнулась сочувствием. Зрители увидели в ней не только красивую блондинку, но и человека попавшего в жернова обстоятельств. Мало того, они начали воспринимать Монро как символ борьбы с предрассудками и системой, оказывающей колоссальное давление на женщин, работающих в индустрии развлечений.
«И я хочу сказать людям, если я звезда, то это люди сделали меня звездой. Не студия, не человек, а люди», – скажет она Ричарду Мериману в своем последнем интервью для журнала «Life».
Продав Джону Баумгарту вместе с фотографией права на изображения Мэрилин, Келли поступил крайне не дальновидно, но зато от этого выиграла сама Монро. И об этом стоит рассказать.
Перенесемся на двадцать шесть лет назад в Чикаго, столицу криминальной Америки. Здесь, девятого апреля 1926 года в строгой протестантской семье появился на свет мальчик, которому дали имя Хью.
Отец мальчика, Гленн Лусиус Хефнер, был школьным учителем Закона Божьего и ревностным прихожанином Методистской церкви в маленьком городке Колдрейдж штата Небраска. В этом же городе он познакомился со своей будущей женой – богобоязненной Грейс Каролайн Свансон, также работавшей учительницей.
Начавшийся кризис в сельском хозяйстве вынудили молодую семью покинуть тихий Колдрейдж и переехать в Чикаго. Здесь Гленн устроился на работу бухгалтером, а мать мальчика – учителем в школе. Хефнеры жили скромно и даже по мелким бытовым вопросам обращались за советами к местному пастору. Своего сына они воспитывали строго по религиозным правилам, надеясь, что в будущем он тоже станет священником. Благочестивые родители не разрешали Хью посещать кинотеатр, так как кинофильмы подрывали нравственные устои зрителей, и заводить друзей, чтобы он не попал в дурную компанию.
На все вопросы мальчика «почему?» неизменно звучал один ответ: «Потому что так хочет Бог!». Каждое воскресенье он вместе с родителями посещал церковь, а единственным его развлечением были книги. Родители строго следили за тем, чтобы Хью читал лишь те произведения, которые входили в школьную программу, однако мальчик тайком приносил домой книги Эдгара Аллана По и читал их по ночам с фонариком, укрывшись одеялом.
Хотя строгое воспитание оказало значительное влияние на личность и мировоззрение Хью, родители своими действиями добились совершенно противоположного результата.
В девять лет Хью решил заняться бизнесом. Он начал издавать одностраничную газету «Новости за две недели» с карикатурами собственного изготовления. Газету Хью продавал родителям своих одноклассников, при этом зачастую пренебрегая домашними заданиями, посвящая время рисованию карикатур.
Узнав о бизнесе своего четвероклассника, учитель пожаловался на него родителям, и Хью был вынужден дать обещание никогда больше не рисовать в школе. Родители думали, что на этом все и закончится, но они просчитались.
Для своих одноклассников, увлеченных фантастикой и приключениями, Хью основал тайное общество под названием «Клуб содрогание». Чтобы повысить популярности клуба он разослал приглашения известным актерам: Белу Лугоши, исполнившему роль графа Дракулы, Борису Карлоффу, сыгравшему Франкенштейна, и Питеру Лорре, известному своими злoдейскими ролями.
Актеры согласились стать почетными членами клуба, что вызвало неимоверный восторг среди школьников. После этого Хефнер начал выпускать журнал «Содрогание», экземпляры которого мгновенно раскупались в школе.
Продолжение: "Мэрилин Монро & PLАϒBОϒ"
Благодарю за лайк и подписку!
© 27.04.2025г.
Источники:
United Press: Aline Mosby: Nude calendar beauty at last is identified: Marilyn Monroe, 13.03.1952.
The Guardian: When you're famous you run into human nature in a raw kind of way, 14.07.2007.
© 27.04.2025г.